|
Введение в рубрикатор ЛГО
Полезное |
Знакомство с журналом «Лицейское и гимназическое образование», его структурой, композицией, особенностями рубрик и подрубрик, критериями отбора материалов для публикаций |
1. Знакомство с ЛГО |
|
Кликни и разверни! | |
Научно-популярный публицистический журнал «Лицейское и гимназическое образование» (ЛГО) издается с 1996 года. До 2011 года выходил 10 раз в год тиражом 10 500 экземпляров. Целевая аудитория журнала и приложений — «педагогическая общественность», родители, старшеклассники. Есть и «независимые от педагогики» читатели. Объем журнала: 104 полосы плюс цветная вклейка «Восьмой урок». Журнал полноцветный.
Сейчас ЛГО выходит «по случаю». Надеемся, что наступит время, когда издание журнала возобновится. |
2. Структура и композиция |
|
ЛГО состоит из постоянных (в каждом номере), переменных (не в каждом номере) , сквозных («плавающих» по номеру) рубрик, предваряемых шмуцтитулами («открывающими» полосами, на которых нет материалов). Зачем нужны шмуцы? Для структурирования выпуска.
При планировании номера следует отталкиваться от рубрик, определяя материал в какую-то рубрику — прописывать его в подрубрику. Это дает выпуску прозрачнаую структуру и удобную навигацию. Рубрика ЛГО записана на шмуце, подрубрика — в колонтитуле левой полосы разворота (например, в рубрике «Главная тема» есть подрубрики «К слову», «Автограф»). |
|
|
|
|
Предельно простые шмуцы ЛГО выглядят сейчас так. Цвет шмуцтитула соответствует «сквозному» цвету рубрики (например, синий шмуц, синий цвет колонтитула рубрики). Шмуцы всегда оформляются единообразно. Небольшое отличие есть только в рубрике «Главная тема» (в косых скобках записывается название темы и на полосе изображена спираль; см. выше — шмуц с главной темой «Воспитание творчеством»).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несколько ведущих принципов работы с рубрикатором ЛГО
- Каждый материал должен быть отнесен в свою рубрику.
- Материалы внутри рубрики должны быть отнесены к какой-то подрубрике (подрубрика указывается в верхнем колонтитуле левой полосы; исключение — страницы с полосными иллюстрациями).
- Недопустимо открывать рубрику материалом в одну полосу.
- Рубрика всегда заканчивается левой полосой.
- На один номер ЛГО (104 полосы) приходится максимум 7 рубрик (на выбор из нижеприведенных) плюс вклейка «Восьмой урок».
- Нельзя составлять номер только из «гуманитарных» текстов.
- Квота жанров: не менее 5 на выпуск.
Несколько принципов алгоритмического планирования материалов
- Большие материалы идут в сочетании с малыми. При планировании рубрики продумывается, чем будут «поддерживаться» крупные тексты.
- Рядом со статьей ставится портрет и «легенда» автора. Данные об авторах пишутся единообразно по всему номеру.
- Значительная часть материалов идет с подверстками и дополняющими тему врезами, выносными цитатами. Предоставляя материал, автор предлагает к нему «окружение».
- Подверстки озаглавливаются и иллюстрируются (без излишеств).
- Тексты статей делятся на абзацы; в крупных материалах между абзацами оставляется пустая строка. Красная строка в этом случае не нужна. Если пустая строка между абзацами отсутствует, тогда красная строка нужна.
- Большие материалы делятся на главки. К главкам даются подзаголовки. Сплошной массив текста, идущий «рулоном» на нескольких полосах, — недопустим.
- Выносные цитаты, в том числе цитаты, переадресованные в оглавление, купируются (сокращаются внутри текста).
- Материалы в основном верстаются в две колонки или две колонки плюс боковая подверстка.
Простая схема подготовки материалов к входу в рубрику
Рубрика / Шмуцтитул
- Первый материал (определить подрубрику).
- Заголовок.
- Подзаголовок (если требуется).
- Эпиграф (если нужен).
- Автор, кто он, его портрет (ставится в начале статьи справа).
- Основной текст (поделенный на абзацы) — 15–18 000 знаков.
- Иллюстрации (немного, хорошие).
- Подписи к иллюстрациям (афористические).
- Врез или подверстка — 3–5 000 знаков. Подверстки иллюстрируются (как правило, одной иллюстрацией); озаглавливаются, делятся на абзацы; абзацы отбиваются друг от друга пустой строкой; красная строка в подверстках не нужна.
- Второй материал. Если статья небольшая, подверсток может не быть.
Все повторяется заново. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее поговорим о постоянных и «переменных» рубриках |
3. Школа: новый век |
«Школа: новый век»
Постоянная рубрика ЛГО, обычно открывающая номер. Наполняется материалами, посвященными проблемам образования, методам обучения, педагогической аналитике, дискуссиям о современной школе, всяческим ноу-хау, обзорам глобальных и локальных проблем. Сюда «отойдут» и очерки, рассказывающие об учебных заведениях, статьи, описывающие уклад школы, местные находки, интересные идеи.
|
Проект «Один день из жизни школы». Корреспонденты посвящают этот день наблюдениям за школьными событиями и явлениями, описывают все, что видят, включая «непарадные» реалии. Плюс «подсматривающий» фотообъектив. Результат: фотогалерея и заметки-наблюдения. |
- Подрубрики: «По-проблемно», «Школьные хроники», «День открытых дверей», «Доки и факты».
- Общий объем рубрики — около 16 полос (вместе со шмуцом).
Как правило, 1 большой и 2–3 малых материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Журнал — не сборник статей. В основе номера должна лежать ключевая идея, генеральная проблема. Ее надо «разыграть» — не только через материалы, но и структуру выпуска, визуальный ряд и детали. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры из рубрики «Школа: новый век»
|
| |
4. Главная тема |
Главная тема
Постоянная рубрика ЛГО, обычно стоит в центре выпуска. Нерв номера составляет программный (центральный) материал — как правило, самый «охватный» и интересный. По жанру это может быть аналитическая статья, размышляющая о разных сторонах проблемы, или главное интервью, или «фасеточный» обзор темы, либо что-то иное. Центральный материал подается в окружении нескольких материалов-оппонентов. На один большой приходится несколько малых и разножанровых материалов. «Поддерживающий» фоторяд — иллюстрирует разные облики темы. Фотоматериалы могут быть и «непрямыми», то есть иносказательными. Фотопроект (например, в выпуске «В нашей школе День лженауки» по всему номеру шел фоторяд «Один класс — один день — какой-то один урок», в результате создалось впечтление, что все статьи отражают уроки в одном конкретном классе и герои фотографий ассоциировались с героями текстов).
- Подрубрики: «К слову», «Автограф на память», «Дуальное интервью», «Разнообразы».
- Объем рубрики: до 40 полос (вместе со шмуцом). В процентном соотношении «Главная тема» самая объемная рубрика номера. В среднем состоит из 4–8 статей. Бывает и больше. Обязательно — «программный материал».
Один (максимум два) из серии научно-популярных, познавательных (жизнеописание, история идеи, биографическая легенда или иное) с хорошим иллюстративным рядом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Несколько слов о главной теме Если главная тема номера — Любовь, это вовсе не означает, что все в номере должно быть только про любовь. Но это значит, что любовь проходит по выпуску красной (либо другой) нитью, и читатель должен понять редакционный замысел. Главная тема — это не «все материалы про это», а «это в разных материалах и ипостасях». К примеру, ненависть — это тоже про «любовь»… Очерк о мастере, в одиночку всю жизнь строившем деревенскую церковь, — тоже. Дело не том, чтобы твердить «главное слово» на каждой странице, а в том, чтобы материалы иллюстрировали, что оно означает.
Сочетание глобальных и легких материалов, объемных и небольших, основных и «факультативных» необходимо для того, чтобы номер был читаемым и «охватным».
Соль тематического номера — в ясности мотива публикации: почему имено об этом и именно сейчас; в подборе основных текстов; в «неявностях», деталях, специально продуманной и поданной информации, в разбросанных по полям врезах и цитатах.
Если сравнить номер с платьем, то нужно обращать внимание на все: на пуговицы, стежки, ровные швы, даже сопутствующие аксессуары — все это создается в единстве с главными объектами. Иными словами, читатель не должен споткнуться о вопрос «почему это здесь», даже если ему не назвали «слово-ключ». Издатель каждый материал готовит и редактирует с мыслью «почему это здесь, и что оно добавляет к платью».
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры (большая программная статья; подборка «малых» материалов; иллюстрирующий фоторяд).
|
В новом макете: Главная тема «Творческий дух лицея»
В рубрике представлены материалы: «Лицей «Венда»: главное слово «творчество» (программная статья); «Бумага — это измученное дерево» (сопутствующая); «Эхо великих строк» (сопутствующая), «Секреты поэзии для «начинающих пользователей» (сопутствующая). (ЛГО № 9, 2008) | |
5. Научно-популярная антология |
|
Постоянная рубрика ЛГО. В ее основе лежат научно-популярные статьи, касающиеся самых разнообразных вопросов мироздания, науки, культуры (от научно-фантастических теорий до самых современных открытий в области естествознания и техники).
- Подрубрики: «Невероятная наука», «История одного открытия», «Люди науки», «Имя (факт, событие) из школьного учебника», «Черный ящик».
- Объем рубрики: 8–16 полос (вместе со шмуцом). 2–3 материала. Врезы, подверстки, занимательные факты, загадки (на полях).
|
6. Литературный клуб |
|
Прозаические и поэтические опусы. В зависимости от того, материалы какого жанра здесь представлены, может включать один большой текст и несколько малых, либо одну крупную подборку. Иллюстрируется чаще рисунками, чем фото.
|
Проект «Простыми словами» (дается какое-то понятие, например, «Число» или известная фраза, например, «Что делала бы благость без злодейств?», и к ним собираются «разновозрастные» толкования, которые потом представляются в номере в порядке «от младших» к «старшим»). «Один день из жизни школы». Корреспонденты посвящают этот день наблюдениям за школьными событиями и явлениями, описывают все, что видят, включая «непарадные» реалии. Плюс «подсматривающий» фотообъектив. Результат: фотогалерея и заметки с непосредственными наблюдениями.
|
- Подрубрики: «Стиходром», «Россыпи», «Вгляд и нечто».
- Общий объем рубрики — около 16 полос (вместе со шмуцом).
Примеры (прозаические опыты, избранные стихи и рассказ) |
-
В новом макете: Литературный клуб «Письма о любви» (Никита Цветков), «На волне вдохновения» (стихи учителей А. Белоуса и Е. Иличкиной), «Ленька» (рассказ Е. Иличкиной). (ЛГО № 4, 2008) |
|
7. Взгляд исподлобья |
|
Если автор обладает «едким» стилем, острым языком и нестандартным взглядом на вещи, то его опус автоматически попадает в эту рубрику. Иронично, курьезно, парадоксально и неназидательно, предельно субъективно, спорно — таковы критерии материалов рубрики (cразу скажем, что найти «золотое перо» для этой рубрики — задача «почти невозможная», поскольку смешно и при этом тонко писать редко кто может). По верстке эта рубрика отличается от остальных — тексты в ней размещаются не вертикально, а горизонтально.
Объем рубрики: 1 статья — «парадоксальное эссе» или фельетон (саркастические заметки на заданную тему). Подрубрик нет. Рисунки, шаржи, афоризмы на полях (в духе Козьмы Пруткова), иногда — «истории из жизни» (врезы).
Пример |
| |
8. Читалка |
|
Аналог «Библиоглобуса». Здесь представлены рецензии на книги или новое прочтение уже известных произведений.
|
Проект. Премии «Наш СуперБука» и наш «АнтиБука». Предлагаем вам заявить своих претендентов на указанные номинации. • «АнтиБука» — за самую вредную книгу (кстати, в качестве первого претендента уже названо издание «Сверхкраткое изложение классиков»). • «СуперБука» — за самую полезную и хорошую книгу. Для участия в акции нужно «соблюсти» четыре пункта: 1. Номинируется на … (указываете номинацию). 2. Автор, название и выходные данные книги (с указанием города, издательства и года). Пример оформления выходных данных: Ян Василий. Финикийский корабль. — М.: «Уникум», 1996. 3. За что номинируете эту книгу (обоснование причины). 4. Прикрепить обложку (очень желательно). Рейтинги «СуперБуки» и «АнтиБуки» будут опубликованы в рубрике «Читалка» журнала ЛГО. А «загрузить» своих номинантов вы можете на дежурную линию «Главная редакция». Просим школьных издателей разместить эту информацию на страницах ваших изданий и передать в местные СМИ. «Букам» — широкую дорогу! |
- Подрубрики: «Книги-открытия», «Неопытный читатель», «Наш Антибука», «Библио-развал», «В защиту чтения».
- Общий объем рубрики — обычно 4 полосы «плюс-минус» (вместе со шмуцом). Как правило, 2–3 заметки или подборка из нескольких рецензий (плюс обложки рецензируемых книг; цитаты или фрагменты из произведений, можно: краткие биографии авторов, история книги).
Пример |
|
|
9. ШколизДАт |
|
Материалы (интересные широкому кругу читателей) о том, что полезно знать людям, занимающимся школьной прессой.
Пример |
|
|
10. Школа: зона ретро |
|
Сюда «попадают» статьи о старой школе, о школьных событиях (явлениях, личностях, учебных заведениях) прошлого, живо проиллюстрированные архивными материалами. Состоит, как правило, из одного объемного материала или двух: большого и небольшого-сопутствующего.
|
Проект. «Антресоль». Например, может, у кого-то есть коллекция открыток с видом старых гимназий или снимки гимназических аудиторий, лабораторий, старого оборудования; собрание школьных значков. Это будет эксклюзивный проект. Объем рубрики: до 8–10 полос. Обычно 1–2 материала.
| Подрубрики: «Раритеты», «Трактаты», «От нашего архивариуса», «Забытые новости», «Курьезная скрижаль» (мелочи).
|
11. Психологическая служба |
|
Сюда входят материалы психолого-педагогической направленности. Но не только. Для этой рубрики подойдут житейкие истории, описание сложных ситуаций, «Советовалка», «Вопрос-ответчик», записки, маленькие рассказы. Если в номере жанр интервью в ущербе, то эта рубрика приходит на выручку.
|
Проект «Телефон доверия». Материал исполняется в форме диалога доверителя с доверенным лицом: живые интонации, непосредственные («неприглаженные», иногда спонтанные, незатейливые) вопросы и искренние, «безназидательные» ответы.
|
- Подрубрики: «Тет-а-тет с психологом», «В сторону души», «Первая помощь», «Такой возраст», «Родительское собрание», «Ситуация».
- Общий объем рубрики — около 8 полос (вместе со шмуцом). Как правило, 1 большой и 2–3 малых материала. Возможны варианты.
Пример |
-
Телефон доверия с Исламом Ильясовым(пример так называемой «сквозной» рубрики: материалы поданы в форме вопроса-ответа и разбросаны по всему номеру. Этот же прием можно использовать, если в номере запланированы, например, соцопросы или анкеты, ЛГО № 1, 2004)
-
-
| |
12. Образовательное путешествие |
|
Материалы данной рубрики рассказывают о какой-либо стране, крае, городе. Но это не просто путевые заметки (хотя литературность украсит любую работу) и уж никак не отчеты об увиденном, а подкрепленная яркими иллюстрациями познавательная информация для жаждущего энциклопедических знаний ума. Предпочтительные жанры: очерк, эссе, викторина.
- Подрубрики: «Заветная достопримечательность», «Околесица», «Был. Видел».
- Общий объем рубрики — до 6 полос (вместе со шмуцом). Как правило, один большой материал, обрамленный несколькими малыми.
|
13. Вклейка Восьмой урок |
|
Вклейка в ЛГО, одновременно выпускаемая отдельным изданием, которое «самостоятельно» идет к подписчикам. Этот цветной модуль журнала печатается на более плотной, чем основной блок, бумаге. Имеет подзаголовок: «Коллекция идей». И эпиграф: «Голь на выдумки хитра». Носит ярко выраженный практический характер и щедро иллюстрируется. Жанры: сценарий; ТЗ (творческое или техническое задание); практическое руководство. Все, что можно брать и использовать в жизни и работе, при условии, что это интересно широкому читателю.
Объем рубрики жесткий: 8 цветных полос (на первой полосе — титул, на последней — выходные данные). Текста — мало, иллюстрации — крупные. Рубрика имеет жестко заданную схему (модуль «Картинка», модуль «Тезис», модуль «Цитата», модуль «Стих в тему» и так далее).
|
14. Сквозняки |
|
Сквозные рубрики и полосы-передышки, раскиданные по номеру.
«Волшебный фонарь» В каждом номере ЛГО присутствует летучая рубрика-передышка «Волшебный фонарь». Обычно «Фонари» «разбрасываются» по номеру (ставятся на свободные полосы). Содержание — самое различное. Предпочтительно — естественно-научное. Особая примета: «Фонарь» можно вырезать и повесить (на стену, на стенд, например). Или положить под стекло письменного стола. Вывод: содержание должно быть таким, чтобы читатель захотел оставить эту страницу себе на память или взять для какого-то случая.
Число «Фонарей» в одном номере: 3–7.
|
Проект «Спираль», «Симметрия», «Создай свой мир». Читай страницу «Курсовые проекты». |
Взгляд и нечто Одна из самых наших любимых рубрик. В ней мы печатаем подборки подростковых текстов. Пронзительные, берущие за душу «Размышления о самопознании». Стихи, рисунки. Рекомендуется для темы «Такой возраст».
Всего «разбрасываются» по номеру примерно две-три подборки по несколько полос. Символ рубрики: юноша-поэт.
Пример
|
| Педперлы Цитации из разных методичек. Например: «Наша цель — развитие интеллектуального развития»
Всего «разбрасываются» по номеру две-три полосы. После того, как ЛГО стал выходить в новом дизайне, «Педперлы» мы еще не выпускали. То есть нового дизайн-решения еще нет.
Соцреклама Страницы, посвященные пропаганде полезных идей, вещей и принципов. Только без «воспитательных интонаций». Прим. Тематика не ограничивается антикурением, «спортом-да» и борьбой с мусором.
|
|
Скажи сигаретам «Нет!» Наталия Прохорова, # 421 |
День теплых тапочек Валерия Кривошеева, # 642 |
Примеры соцрекламы
|
Контрольные задания
- Выберите редакционный проект, который вам интересен. Или придумайте свой.
- Выполните его и пришлите нам.
|
15. Важдоки |
Приложение 1. Этапы прохождения материалов
- Заседание редакции: мозговой штурм. Идеи материалов и иллюстраций для номера
- План номера.
- Заказ материалов авторам.
- Сдача материалов авторами.
- Набор (если требуется) и форматирование (тексты структурируются, убираются лишние пробелы, расставляются абзацы, размечаются структурные части — заголовки, подзаголовки, прочее.
- Планирование выпуска и заказ иллюстраций фотографу и художнику, подбор иллюстративного материала.
- Вычитка авторских текстов литературным редактором. Корректорская вычитка.
- Формирование оглавления.
- Внесение правки и повторное форматирование (тексты структурируются, убираются лишние пробелы, расставляются абзацы, проверяется разметка структуры — заголовки, подзаголовки, прочее).
- Сдача вычитанных материалов на верстку.
- Вычитка сверстанных полос.
- Внесение правки в верстку (так несколько раз).
- Контрольная вычитка готового номера выпускающим редактором и корректором.
- Передача номера на визу главному редактору.
- Запись номера для типографии.
Приложение 2. Требования к авторским материалам
- К рассмотрению принимаются материалы, которые ранее не публиковались в большой прессе.
- Структура материала должна соответствовать стилю и структуре журнала «Лицейское и гимназическое образование».
- Статья должна быть написана хорошим языком, не содержать повторов, стилистических и грамматических ошибок. Приложения: иллюстрации, инфографика, врезы, афоризмы и прочее. Фотография автора (крупным планом, но не «с паспорта»). Сведения об авторе («легенда») — кто автор, чем занимается, где работает (учится), какие достижения имеет и прочее. Контакты.
- Каждую статью предваряют заголовок, подзаголовок и преамбула (лид). В статье допускаются ссылки, примечания. Они помечаются «звездочками» (до 3–5 ссылок). Автор предоставляет к каждой статье: три варианта заголовка и подзаголовка; преамбулу. По возможности: материалы для боковых подверсток и к нижней подверстке. Подверстки озаглавливаются.
- «Окружные материалы» и материалы на подверстку корреспондируются с текстом, рядом с которым размещаются, но необязательно впрямую.
Количество печатных знаков в одном материале
Средний объем одного материала — 15–18 000 зн. + 2–3 иллюстрации. Средний объем одной подверстки — 3 000–5 000 зн. + 1–2 иллюстрации.
Технические требования к текстам в ворде
- Шрифт основного текста Times New Roman, № 12, междустрочный интервал — полуторный.
- Равнозначные структурные элементы текста даются в единой системе форматирования (например, материал делится на разделы, разделы предваряются цитатой, цитаты по всему тексту отмечаются курсивом).
- Большие материалы делятся на части, имеющие подзаголовок.
- Заглавными буквами слова в тексте и заголовках не пишутся.
Неправильно: БОЖЕМОЕВ Иван Иванович Правильно: Божемоев Иван Иванович.
- Жирные выделения внутри текста недопустимы.
Фото и картинки
- Иллюстрации принимаются в формате, jpg весом от 2 мб с разрешением не менее 300 dpi, либо в полиграфическом исполнении (книги, плакаты, карты, альбомы), пригодном для цветного и черно-белого сканирования и дальнейшего полиграфического воспроизведения.
- Все иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы внутри текстов в обязательном порядке озаглавливаются и нумеруются. В конце текста с материалом дается перечень иллюстраций.
- Подрисуночные подписи даются в конце статьи, с указанием номера иллюстрации, фото или таблицы.
- Наличие подрисуночных подписей — обязательно.
Перед закачкой файлов ознакомиться ТЗ № 14 «Соблюдай стандарт» ТЗ № 15 » Требования к авторам» |
| |
|
Почитать по теме |
|
Ян Чихольд. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении.
Эмиль Рудер. Типографика. Руководство по оформлению.
Ален Херлберт. Сетка. |
Контрольные вопросы |
Вы выбрали тему выпуска. Это означает, что среди альтернативных вариантов вы предпочли именно этот. Почему? Чем он для вас оказался интереснее других?
Если ясна сверхзадача вашего выпуска, то должно стать понятнее, что и как делать, чтобы он состоялся. Сформулируйте предполагаемую свехзадачу (условно говоря: какую идею, мысль, мнение, убеждение вы намерены отстаивать своим Спецвыпуском; какое впечатление хотели бы оставить у читателя; на какую его реакцию хотели бы рассчитывать).
Среди приемов, стимулирующих читательское внимание, можно выделить следующие: — анонс; — врез (врезка); — лид (преамбула). Объясните разницу между ними и миссию каждого.
Напишите анонс вашего выпуска. Цель — привлечь внимание читателя.
Составьте короткий текст, который можно было бы напечатать крупным шрифтом на первой полосе. Задача: броско, емко, выпукло задать тон номера по выбранной теме. У читателя не должно оставаться сомнений и неясностей по поводу содержания номера. Должна оставаться только интрига.
|
Умные слова |
«Гвоздь» номера То, чем редакция будет удивлять своего читателя.
Выворотка Светлое изображением на темном фоне. От нее лучше отказаться.
Выключка Выключка по левому краю (флаговая выключка).
Это у нас выключка по центру
Выключка по правому краю
Допечатный процесс Все стадии подготовки издания от набора текста до передачи макета в типографию.
Интерлиньяж Междустрочный интервал (расстояние между строками).
Кегль Величина, обозначающая размер шрифта. Мелкий кегль Крупный
Колонтитул Строка с информацией о выпуске, рубрике, порядковым номером страницы (колонцифрой), эле-ментами декора. Ее помещают над текстовой полосой.
Колонцифра Цифра, обозначающая порядковый номер страницы. Обычно колон-цифру располагают с краю, в нижнем или верхнем поле.
Логотип Символ, эмблема, марка издания.
Материал Текст, картинка с содержательной материей.
Оригинал-макет Принтерная распечатка будущего издания, на 100% совпадающая с ним.
Плашка Область на полосе издания, полностью залитая краской.
Полоса Так издатели называют страницу.
Полоса правая Композиционно сочетается с левой полосой, вместе с которой предс-тавляет собой разворот.
Полоса левая Композиционно сочетается с правой.
Программный материал Центральный, охватывающий проблему.
Подверстка [буквально: под версткой] Малые материалы, которые обычно даются на полях основного текста. Например, в интервью — справка о герое; в исторической статье — выдержка из документа эпохи.
Шмуцтитул Предваряющая рубрику или раздел страница без материала.
|
Правила рубрикатора ЛГО |
На один выпуск обычно приходится не более 7 рубрик, в том числе 1–2 «сквозные».
Полноценный номер — всегда разножанровый.
Квота: не менее пяти жанров на выпуск.
Нельзя делать номер только из «фундамен-тальных» текстов. «Легкомысленные» тоже нужны.
Нельзя делать номер только из «легких» текстов. Нужны и «глобальные».
Недопустимо начинать рубрику материалом объемом в одну полосу.
Нормальный размер одного материала — более одной полосы и менее шести.
Большие материалы должны поддержи- ваться малыми.
Нельзя ставить более трех малых материалов подряд.
Большие материалы должны быть разделены на главки, которые нужно озаглавить.
Текст должен быть разделен на абзацы.
Значительная часть материалов идет с подверстками и дополняющими текст врезами.
Рядом со статьей ставятся фото и «легенда» автора. | |