Личный кабинет
 
RSPR
 
Марафон
НАПРАВЛЕНИЯ МАРАФОНА
СЛОВОГРЫЗ
АКЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
Медиатон
УЧАСТНИКАМ
ИНСТРУКТОРАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
 
МБИ
 
ОТР
 
Медиакласс
 
Проектомания
 
Инструменты
ТЗ
 
Общение
Чтобы присоединиться к проекту Зарегистрируйтесь // Войдите в личный кабинет  
Медиатон / ДОПОЛНИТЕЛЬНО / Базовые площадки / Учебник / Глава 03. Автор и режиссер
Зарегистрироваться
#
Зарегистрировать СМИ
Модуль «Все мое» работает в тестовом режиме. Замечания и предложения отправляйте
в Дежурку веб-мастера.

Глава 3. Работа автора и режиссера
Автор и режиссер — два основных творческих специалиста, которые работают над экранным произведением…


Автор и режиссер
Ирина Михайлова (#2774 «АськА», центр дополнительного образования детей, Кодинск
)

Слова известного американского актера и режиссера — Роберта де Ниро выражают всю важность его дела: «Мне кажется, что работа режиссера — это как работа президента. Слишком схожие цели». Режиссер — одна из самых важных профессий в киноиндустрии. Как раз о его деятельности пойдёт речь в параграфе. Если вам интересно узнать о таких приемах, как режиссерская экспликация, тритмент, а также об обязанностях представителей этой профессии, то прочитайте главу 3.

Лид для параграфа  [2] 

 [ 3 ]

Оглавление

КАК РАБОТАТЬ С ЭТИМ УЧЕБНИКОМ

Глава 1. Этапы работы над видео

Глава 2. Работа над сценарием

Глава 3. Автор и режиссер

Глава 4. Организационные вопросы

Глава 5. Копирование и хранение исходного видео

Глава 6. Подготовка к монтажу

Глава 7. Монтаж по звуку

Глава 8.Хронометраж

Глава 9. Монтаж по видео

Глава 10. Добавление титров

Глава 11. Цветокоррекция

Глава 12. Работа со звуком

Глава 13. Экспорт готового материала

Глава 14. Книжная полка

Глава 15. Свободная тема





Когда сценарий закончен или когда работа над ним находится на завершающей стадии, за дело берется режиссер. Его задача — продумать изобразительное решение будущей программы или фильма, а также организовать весь производственный процесс.
Автор отвечает за то, что зритель увидит на экране, а режиссер — за то как он это увидит. Причем это «как» делится на творческое и техническое.

К творческим задачам режиссера относятся:
— придумать изобразительное и звуковое решение материала (программы или фильма);
— помочь автору выстроить драматургию;
— создать нужную атмосферу на съемочной площадке;
— произвести окончательный монтаж материала (программы или фильма);
— …
Список можно продолжать довольно долго.

big

Цитата в тему (предлагайте)


Обязанности режиссера
С технической (точнее, организационно-технологической) точки зрения, режиссер взаимодействует с другими специалистами и службами теле- или кинокомпании, ставит им задачи, выбирает оптимальное решение для создания материала (программы или фильма), в конечном итоге отвечает за техническое качество готового произведения или чистоту прохождения программы в эфире (в том случае, если она транслируется вживую).
Одним словом режиссер отвечает за все. Или почти за все, кроме денег. Хотя и за деньги (то, как расходуется бюджет) на практике часто в какой-то степени отвечает тоже режиссер, но в этот момент он, конечно, берет на себя уже продюсерские функции.

 [6]


  • Автор и режиссер — два основных творческих специалиста, которые работают над экранным произведением

Может ли один человек быть и автором, и режиссером одновременно? Может. Хотя, например, Лев Владимирович Кулешов в своем классическом учебнике «Основы кинорежиссуры» настаивал, что функции автора и режиссера ни в коем случае нельзя совмещать. Почему?  [2] 




Потому что в споре автора и режиссера находятся более правильные, более яркие решения стоящих задач. Если вы и автор, и режиссер в одном лице, то в каждый конкретный момент времени вы больше либо автор, либо режиссер. Что это значит? Например, как автору вам чрезвычайно важно сказать то-то и то-то. При этом как режиссер вы понимаете, что показывать в этот момент вам особо нечего, с точки зрения «картинки» эпизод провальный. Но в вас побеждает автор — сказать-то хочется…

Может быть и обратная ситуация: вы придумали какой-то эпизод, который хорош с визуальной точки зрения, но не несет почти никакой смысловой нагрузки. По содержанию от него надо бы отказываться (точнее вообще не вставлять в фильм или программу). Это позиция автора. Но вы же и автор, и режиссер. И режиссер побеждает. И в итоге эпизод остается.
Если бы вы работали в паре (причем не важно, вы можете быть на каком-то проекте автором, на каком-то режиссером, потом меняться местами — так редко, но бывает даже на большом телевидении), то в итоге в споре у вас родилась бы истина. Вы либо «докрутили» по смыслу яркий эпизод с визуальной точки зрения, либо отказались от него и придумали что-то еще, либо придумали, чем «окартинить» то, о чем надо сказать. Иными словами — в паре «автор — режиссер» почти всегда работает правило: одна голова — хорошо, а две — лучше

 [2]

Название (предлагайте)
На больших проектах режиссер фиксирует свои решения в режиссерской экспликации. Это документ, который объясняет, как режиссер видит изобразительное решение фильма. В рекламе в последнее время распространен другой инструмент — режиссерский Тритмент. Как правило, это набор референсов (то есть примеров), которые объясняют, каким образом режиссер видит будущий ролик (как будут одеты персонажи, в каком пространстве они будут действовать, в какой стилистике все это будет снято и т. п.). Тритмент помогает заказчику выбрать, какому именно режиссеру доверить снимать ролик.
На игровых проектах после составляется раскадровка. В документальных ее может и не быть, но все равно некий перечень материала, который необходимо снять, лучше составить.

 
Подчеркнутые слова — для озеленения

Что почитать о работе режиссера?

  • Законам монтажа посвящены учебные пособия Алексея Георгиевича Соколова.
    Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео: Часть 1. — М., 2000.
    Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео: Часть 2. — М., 2001.
    Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео: Часть 3. — М., 2003.

  • Если вы хотите погрузиться еще глубже в тонкости работы режиссера, можно посмотреть классический учебник по кинорежиссере Льва Владимировича Кулешова:
    Кулешов Л.В. Основы кинорежиссуры. : [Репр. воспр. изд. 1941 г.] : М., 1995.

С Кулешова можно и начать, потому что то, о чем позже пишет Соколов основано как раз на том, что сформулировал Лев Владимирович. Учебник Кулешова можно читать выборочно, опуская какие-то моменты, связанные с кинотехнологией, которые могут никогда вам не пригодиться (например, как рассчитать метраж фильма). Но главное — учебник Кулешова учит думать. Так что если вы хотите освоить не просто, как соединять два кадра между собой, а хотите вникнуть в логику режиссуры — берите Кулешова.

  • Также вас могут заинтересовать лекции и статьи Михаила Ильича Ромма:
    Ромм М.И. О профессии кинорежиссера: учеб. Пособие. — М., 1980.
  • Про язык экрана для журналистов хорошо пишет Галина Николаевна Бровченко в учебном пособии для студентов бакалавриата «Телевизионная журналистика» под редакцией Юлии Игоревны Долговой и Галины Викторовны Перипечиной (М., 2019).Вам нужна четвертая глава.
  • О технологии телепроизводства (в которой должен отлично разбираться режиссер) пишет Владимир Львович Азарин в книге «От замысла до экрана» (М., 1996). Нужно делать скидку на то, что написана она достаточно давно, какие-то моменты сейчас кажутся нам устаревшими, но те разделы, которые касаются правил монтажа и взаимодействия между сотрудниками на разных этапах производства, по-прежнему актуальны.
  • <….>






<…>



Как правильно подписать картинку, чтобы она отразилась в табло и принесла больше баллов — см. в инструкции


Секреты и советы

Часто режиссерам приходится добиваться разрешения авторов сценариев или книг на экранизацию их произведений. Очень трудно тогда заслужить доверие писателя и убедить его в том, что вы сможете в кино отразить все его идеи и не исказить смысл произведения. Еще сложнее это сделать, когда вы не являетесь состоявшимся режиссером, а всего лишь студентом ВГИКа. Таким был Юрий Кара, режиссер знаменитого советского фильма «Завтра была война».
Изначально планы молодого режиссера ограничивались форматом курсовой работы. Это должен был быть отснятый материал на 40 минут. Он выбрал девичьи истории главных героинь: Искры, Вики и Зиночки. Юрию Каре приходилось самому искать актеров в театральных институтах, проводить кастинги, и решать другие вопросы, не входящие в обязанности режиссера. И у него получилось создать дружный коллектив, день и ночь работающий во имя общего дела, за идею. Потому что даже действующие актеры такие, как Нина Русланова, работали бесплатно. Потом курсовая переросла в дипломную работу. Стало особое внимание уделяться цвету картинки. Если сначала применялся только эффект сепия для того, чтобы кадры были похожи на выцветшие фотографии, то потом появились цветные сцены, показывающие моменты радости. Эпизод страшного ареста Люберецкого был запечатлен с помощью холодной черно-белой с оттенком синего съемки, создающей неприятное и колющее ощущение.
Затем работа вылилась в полнометражный фильм на 120 минут. Для выпуска его в прокат нужно было договариваться с автором книги, Борисом Васильевым. Писатель очень трепетно относился к своим произведениям и отказывал в их экранизации даже многим маститым режиссерам. Сначала он ничего не хотел слышать о работе неопытного студента, был возмущен таким предложением, но приехать на просмотр все же согласился. Увидев фильм, он медленно повернулся к съемочной группе и актерам, его щеки были залиты слезами. Фильм был одобрен. Но требовались некоторые доработки, которые уже делались вместе с автором повести. С его помощью были добавлены сцены массовки. Два года кинокартину не хотела пропускать цензура, ее считали антисоветской, но в 1987 она все-таки появилась на экранах. И сейчас этот фильм является актуальным и одним из самых искренних, благодаря совместной работе режиссера, автора и других неравнодушных людей.

 [2]







Словарь темы
Автор — человек творческий, труд которого принято зачастую называть художественным чудом. Созданное автором произведение обычно погружает нас в по-своему «волшебный мир». Автор — творец литературного, музыкального или любого художественного произведения и вообще всякого произведения ума, которое только может прийти человеку в голову.

Сценарий можно смело считать отдельным литературным произведением. Сценарий — опора для любого задуманного человеком проекта. Где, когда, как долго, почему, зачем делать и говорить что-то? На эти, и многие другие, вопросы весь съёмочный коллектив может найти ответы в сценарии.

Режиссёр- творческий работник «чудо человек», который ответственен за исполнение чудеснейших человеческих фантазий, человек способный силой своего таланта и техническим продвижением человека. Назначение режиссуры — создание художественного произведения из различных творческих направлений.

Производственный процесс в кинематографе и близких областях — это совокупность действий работников и способов реализации, в результате которых материалы, поступающие на реализацию, превращаются в готовый проект, соответствующий требованиям и готовый в определённые сроки.

Съë мочная площадка — место, где происходит магия, место оснащённое оборудованием и используемое для съёмки эпизодов кинофильма. Количество, места расположения съёмочных площадок определяются режиссёром фильма в процессе создания сценария фильма.

 [3]




Практическая часть
 [1]

Понимание основной мысли урока очень важно для дальнейшей реализации материала. Поэтому стоит начать с самого простого и банального, но в оригинальной форме.
С самого начала стоит понять, насколько хорошо ребята поняли суть параграфа. Детям проще изучать и закреплять новый материал с помощью игр, поэтому стоит использовать творческий подход.
Можно взять стандартную игру «Крокодил» и совместить с игрой «Активити». Заранее готовятся карточки с основными словами и понятиями параграфа, на карточках размещаются 3 задания и 3 слова, по слову у каждого задания.

Задание: «Расскажи как». Самое простое задание попытаться словами, не используя однокоренные, объяснить данное слово. За задание 3 балла (если угадают слово), 2 балла (если не угадано).

Задание: «Покажи как». Предлагается с помощью пантомимы объяснить данное на карточке слово. За задание 5 баллов (если угадают слово). 4 балла (если не угадано).

Задание: «Я так вижу». Ребятам предлагается попробовать объяснить с помощью рисунка данное ему слово. За задание 8 баллов (если слово угадано). 7 баллов (если не угадано).

Своё первое задание ученик выбирает сам, остальной выбор в последующих раундах зависит от количества баллов у ученика. Первые два задания выбираются если количество баллов нечë тное, а третье выбирается если чë тное. Правила могут меняться учителем в зависимости от целей урока.

Такая игра точно поможет лучше запомнить данный на уроке материал. В процессе игры дети с разных сторон прорабатывают материал, представляют его у себя в голове, и следовательно лучше развивают свою фантазию.



Что-нибудь еще





Резерв иллюстраций
















 
Комментарии к Главе 3

 [ 3 ]

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск6:42 9.02.2021 | № 127557
 
 0 
 
 0 
Читательская анкета. Глава 3
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Мне понравилась эта глава, потому что автор доступным и понятным языком написал о взаимодействии автора и режиссёра
2. Самое удачное место
Самое удачное место — это «Может ли быть один человек и автором и режиссёром одновременно?»
3. Самое неудачное место. Почему?
Самая неудачная часть — это часть 6, потому что в ней очень много непонятных слов, которые можно понять всё время опуская взгляд в сноски, а такой текст не удобно читать
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне кажется, что не хватает красочности текста, если добавить в этот текст краски и разбавить сухие факты, будет интересней читать
5. Что еще можете нам сообщить?
По поводу этого текста у меня больше нет замечаний, мне понравилось содержание и доступность
(Комментируемый объект: Комментатор Глава 3)

Анастасия Радчикова #839 Медиацентр «Антирутин»; Ростовская специальная школа-интернат 38, Ростов-на-Дону18:51 7.02.2021 | № 127503
  
 0 
Читательская анкета. Глава 3
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава определëнно очень интересная, понятно донесëн материал, можно узнать много полезной в работе информации, название «глава учебника» оправдывает, но в отличие от некоторых школьных учебников читать совсем не скучно и не надоедает.
2. Самое удачное место
Я считаю что вся глава удалась, материал выстроен логично и последовательно, читается просто и всë понятно.
3. Самое неудачное место. Почему?
Думаю таких мест нет!
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Исправлять точно нечего. А вот добавить чуть больше информации, почему бы и нет.
(Комментируемый объект: Комментатор Глава 3)

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск19:36 6.02.2021 | № 127482
 
 0 
 
Читательская анкета. Глава 3
1. Понравилась ли вам глава? Почему?
Глава хороша своей четкостью, простотой изложения материала и в то же время широтой охвата.
2. Самое удачное место
Понравился фрагмент, дописанный Дашей Шахматовой о взаимоотношениях режиссера и автора на примере фильма Юрия Кары «А завтра была война».
3. Самое неудачное место. Почему?
Такого не нашла.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В целом, стиль главы лаконичный, сдержанный. Не хватило, возможно, иронии и юмора, интерактива с читателем. Но это мы можем исправить и дополнить в своей работе.
5. Что еще можете нам сообщить?
Работа над учебником сначала казалась невозможной из-за трудности материала. Но оказалась увлекательной и развивающей.
(Комментируемый объект: Комментатор Глава 3)

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск13:57 4.02.2021 | № 127352
 
 0 
 
Комментарий к главе 3, эпизод 03
Название (предлагайте)Обязанности режиссёра.

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск13:50 3.02.2021 | № 127228
 
 0 
 
 0 
Комментарий к главе 3, эпизод 06
На больших проектах режиссер фиксирует свои решения в *режиссерской экспликации*.
 
Режиссёрская экспликация — это разъяснение режиссёром своего видения сценария, разработка способов представления творческого продукта.
 
Источник: объяснение от Марии Патрушевой
 Заимствовано (антиплагиат не пропускает)              
См. Редактор-арбитр Татьяна Каренина             
 Комментариев 1 
•   
Помощник (Оргкомитет)22:32 3.02.2021 | № 127286
 
 0 
 
 0 
Re: Комментарий к главе 3, эпизод 06
 
. Из данной добавки суть вопроса не проясняется. Нужен текст для параграфа, с примерами, — рассказ про экспликацию, а не односложный ответ на вопрос.

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск10:27 2.02.2021 | № 126968
 
 0 
 
 0 
Комментарий к главе 3, эпизод 03
Название (предлагайте)Режиссёрские инструменты.
 
 

Новички #128 Пресс-центр «Перо»; Лицей 11, Челябинск9:11 2.02.2021 | № 126961
 
 0 
 
Комментарий к главе 3, эпизод 03
Цитата в тему (предлагайте)Роберт Де Ниро: «Мне кажется, что работа режиссёра — это как работа президента. Слишком схожие цели».



24-й сезон
Copyright © 2001–2024 Будь ласков, ссылайся!
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-55156 от 26.08.2013
119071, Москва, Малая Калужская ул.,
дом 1, корп.4, офис 4106
Карта прохода

Телефонировать: +7 (903) 159-13-10
Прислать электрописьмо: info@lgo.ru