Существует три этапа работы над экранным произведением …
Как уже сказано во вступительной части — перед вами учебник по монтажу в Adobe Premiere. Точнее, заготовки для такого учебника. Нам вместе предстоит придумать, написать, проиллюстрировать, оживить видеопримерами и оригинальными придумками эти страницы. Будьте смелее, предлагайте свои идеи, не ограничивайтесь только заданиями. Встретите на наших страницах незнакомое слово — объясняйте его себе и читателям (опция «Зеленые слова»), но делайте это сами, а не переписывайте из интернета. Если же вы очень любите переписывать, используйте минимум три источника, указывая каждый. Если во время чтения у вас возникнут идеи — жмите на «Комментировать». Правки и дополнения загружайте туда же (в «Комментировать»). Очень ждем интересные, яркие иллюстрации. Становитесь соавторами!
Перед тем, как отправиться в путешествие, хорошо бы знать, куда и как ехать. Идеальный вариант — иметь карту. Также и при создании видео хорошо сразу представлять, что и в какой последовательности делать (не важно, снимаете вы небольшой ролик для Instagram, репортаж на федеральный телеканал или полнометражный блокбастер).
[2] Существует три этапа работы над экранным произведением: — подготовительный (в англоязычной традиции — preproduction); — съемочный (production); — монтажно-тонировочный (postproduction).
Так что весьма условно карта, которая поможет вам достичь цели, может выглядеть так:
Этапы работы над экранным произведением
Подготовительный период (preproduction) Написание и утверждение сценария Подбор актеров (или героев) Подбор объектов съемки Поиск инвесторов Разработка режиссерского сценария Изготовление костюмов и декораций Подбор локаций Решение административных вопросов Составление календарно-постановочного плана
Съемочный период (production) Съемки на натуре Съемки в павильоне Специальные съемки
Монтажно-тонировочный период (postproduction) Подготовка к монтажу Непосредственно монтаж Работа со звуком Цветокоррекция Изготовление финальной копии
Эфир, тираж, другие каналы распространения …
Многое, конечно, зависит от конкретного проекта — документальный он или игровой, где мы хотим показывать наше видео, как быстро нам надо его произвести, какими ресурсами мы обладаем (людскими, финансовыми, техническими
[1]
Давайте разбираться по порядку…
Подготовительный период Рождение замысла Как правило, работа над отдельным материалом, программой или фильмом начинается с идеи. Она может прийти в голову автору или режиссеру, может родиться в процессе обсуждения проекта в рамках какой-то задачи, которую поставил заказчик (крупная компания, которая заказывает рекламный ролик, руководство телеканала, администрация школы, которой нужно, например, снять небольшой фильм о новом спортзале).
В любом случае перед тем как запускать видео в производство авторской группе (как правило, это автор и продюсер, иногда к ним может присоединяться режиссер) нужно ответить на три простых вопроса: — Что делаем? — Для кого делаем? — Зачем делаем?
Также хорошо бы сразу понять: — По какому каналу будем распространять? — Какими ресурсами делаем? — Из чего делаем? (Есть ли уже что-что снятое?)
Ответы на первые три вопроса важны для формирования замысла произведения, его стилистики. Вопрос про канал распространения также имеет значение — мы должны понять, что мы делаем: фильм, который будут показывать в кинотеатрах или серию небольших роликов для социальных сетей? Или и то, и другое? Короче, нужно сразу оценить масштаб работы, чтобы ее грамотно организовать.
[2]
Предложи картинку
Чтобы картинки можно было использовать непосредственно в главе, они должны быть хорошего качества (300 dpi). Если это рисунок — то сканированный в отличном разрешении и обрезанный по краям (чтобы картинка не распирала страницу). Подпись обязательно должна содержать номер главы и эпизода, а также название изображения. В описании воспроизведите фразу, к какой относится иллюстрация.
Самое правильное — делать сразу цикл иллюстраций. 5 фото или рисунков к одной главе — норма.
;
Оценка возможностей Во время запуска проекта важно оценить, какие ресурсы у нас есть. Речь идет и о бюджете проекта, и о технике, которая может быть своя, а может быть взятой в аренду, и о команде творческих и технических специалистов, которых мы намерены привлечь к работе. Еще момент — где нам удастся организовать съемки? Если мы работаем над документальным проектом, какова вероятность, что нас пустят снимать в помещения, где происходили какие-то исторические события.
Также хорошо бы представлять, есть ли уже какие-то материалы. Когда мы работаем над репортажем, скорее всего, от начала до конца мы будем снимать с нуля. То же самое относится к игровым проектам (постановочным роликам, короткометражкам, полнометражным фильмам…). С программами и документальными фильмами дело обстоит сложнее: возможно, уже есть что-то снятое (например, интервью с каким-то выдающимся человеком — актером, писателем, изобретателем) и мы можем построить историю вокруг этого материала. Или у нас есть неопубликованные дневниковые записи — сам герой уже умер, но осталось много материалов, и на их основе мы будем делать фильм. Все это нужно изучить на стадии формирования замысла. Бывает, что люди, которые просят нас снять и смонтировать какое-то видео, сами не совсем понимают, что хотят получить. Тогда задача профессионалов (продюсера, автора, режиссера или людей, которые взяли на себя их функции), — помочь заказчикам сформулировать замысел, предложить наилучшее решение в предлагаемых обстоятельствах.
Самое правильное — делать сразу цикл иллюстраций. 5 фото или рисунков к одной главе — норма.
Также хорошо оценить, из чего мы будем делать проект. Если речь идет о репортаже, понятно, что, скорее всего, все от начала до конца будет сниматься с нуля. То же самое относится к игровым проектам (постановочным роликам, короткометражкам, полнометражным фильмам). С программами и документальными фильмами дело сложнее: возможно, уже есть что-то снятое (например, интервью с каким-то выдающимся человеком — актером, писателем, изобретателем), и мы построим историю вокруг этого материала. Или у нас есть неопубликованные дневниковые записи — сам герой уже умер, но осталось много материалов, и на их основе мы будем делать фильм. Все это нужно оценить на стадии формирования замысла. [1]
Цитата в тему (предлагайте)
Заявка, сценарный план или синопсис Когда в общих чертах замысел сформирован, его нужно положить на бумагу. На этом этапе пишется заявка или синопсис. Они нужны не только тем, кто будет принимать решение о запуске вашего проекта в производство (например, инвесторам или руководству канала или киностудии). Эти документы важны для самих авторов — они помогают лучше понять, что же действительно хочется снять. Заявка, как правило, пишется на небольшие материалы или программы, синопсис — на фильмы (игровые и документальные).
Предположим, вы — автор. Вы в принципе понимаете, что и зачем хотите снять, но как только пробуете перенести свои мысли на бумагу или садитесь за компьютер и начинаете писать, чувствуете, что что-то не идет. Это явный сигнал, что замысел еще не сложился окончательно. Работа над заявкой как раз поможет отшлифовать детали будущего произведения.
Примерная форма заявки
Заявка на репортаж / очерк / программу под рабочим названием «…»
1
Рабочее название
Укажите
2
Жанр (репортаж / очерк / программа…
Укажите
3
Об актуальности темы. О чем и зачем вы хотите рассказать зрителю? Почему важно сейчас поднять эту тему, показать этого героя и т. п.? Почему зритель должен увидеть ваш материал
1–2 абзаца
4
Чуть подробнее об истории: что именно вы хотите показать? В каком ракурсе раскрыть тему?
1–2 абзаца
5
Организационно-технические моменты: предполагаемый хронометраж, необходимые технические ресурсы, возможные места съемок и все, что вы считаете важным для запуска проекта в производство
Списки (могут дополняться по ходу работы)
6
ФИО авторов, контакты
Коротко об авторе
К заявке можно приложить сценарный план, зачастую он помогает лучше понять, что же задумали авторы
[1]
Примерная форма сценарного плана
Краткий сценарный план репортажа / очерка / программы под рабочим названием «…»
1
Рабочее название
2
З/К
Какой и на каких кадрах
3
СНХ
С тем-то (конкретный человек или собирательный образ — «зрители» и т. п.): 2–3 вопроса
4
Лайф
Примерное содержание
5
Стендап
О том-то (+ описание действия, если оно есть)
6
З/К
На кадрах таких-то, возможно, архивных кадрах
7
ФИО авторов, контакты
Коротко об авторе
З/К — закадровый текст, то есть голос диктора или автора, который звучит, когда на экране демонстрируются какие-то кадры. Также может обозначаться ЗА КАДРОМ, ЗКТ, КЗК (корреспондент за кадром). СНХ — синхрон, то есть фрагмент интервью (изображение идет синхронно со звуком, отсюда и название). Также может обозначаться СИНХРОН, С/Х. ЛАЙФ — фрагмент действия, который дается без авторского комментария за кадром и позволяет лучше передать атмосферу события. СТЕНДАП — появление корреспондента или автора программы (фильма) в кадре. Также может обозначаться В КАДРЕ, КОРР. В КАДРЕ, КВК.
Какой простор для зеленых слов!
<…> [1]
Работа над сценарием Заявка и сценарный план (или синопсис) написаны и при необходимости утверждены у заказчика или руководства. Начинается непосредственная работа над сценарием.
Данная глава мне не понравилась, потому что в ней было слишком много текста и очень мало иллюстраций. Если бы я стала соавтором, то добавила бы больше наглядных примеров или видеоуроков.
2. Самое удачное место
Самое удачное место в данной главе по моему мнению, там где есть наглядная информация и все написано понятным и простым языком.
3. Самое неудачное место. Почему?
Самое неудачное мнение мне кажется, там где написано много текста и очень непонятным языком. Я бы изменила эту часть на видеоурок.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило наглядной информации и видеоуроков. Я бы добавила видеоуроки, картинки, таблицы с информацией и практико-ориентированные игры (целью которых будет закрепление информации).