Как уже сказано во вступительной части — перед вами учебник по монтажу в Adobe Premiere. Точнее, заготовки для такого учебника. Нам вместе предстоит придумать, написать, проиллюстрировать, оживить видеопримерами и оригинальными придумками эти страницы. Будьте смелее, предлагайте свои идеи, не ограничивайтесь только заданиями. Встретите на наших страницах незнакомое слово — объясняйте его себе и читателям (опция «Зеленые слова»), но делайте это сами, а не переписывайте из интернета. Если же вы очень любите переписывать, используйте минимум три источника, указывая каждый. Если во время чтения у вас возникнут идеи — жмите на «Комментировать». Правки и дополнения загружайте туда же (в «Комментировать»). Очень ждем интересные, яркие иллюстрации. Становитесь соавторами!
Перед тем, как отправиться в путешествие, хорошо бы знать, куда и как ехать. Идеальный вариант — иметь карту. Также и при создании видео хорошо сразу представлять, что и в какой последовательности делать (не важно, снимаете вы небольшой ролик для Instagram, репортаж на федеральный телеканал или полнометражный блокбастер).
[2] Существует три этапа работы над экранным произведением: — подготовительный (в англоязычной традиции — preproduction); — съемочный (production); — монтажно-тонировочный (postproduction).
Так что весьма условно карта, которая поможет вам достичь цели, может выглядеть так:
Этапы работы над экранным произведением
Подготовительный период (preproduction) Написание и утверждение сценария Подбор актеров (или героев) Подбор объектов съемки Поиск инвесторов Разработка режиссерского сценария Изготовление костюмов и декораций Подбор локаций Решение административных вопросов Составление календарно-постановочного плана
Съемочный период (production) Съемки на натуре Съемки в павильоне Специальные съемки
Монтажно-тонировочный период (postproduction) Подготовка к монтажу Непосредственно монтаж Работа со звуком Цветокоррекция Изготовление финальной копии
Эфир, тираж, другие каналы распространения …
Многое, конечно, зависит от конкретного проекта — документальный он или игровой, где мы хотим показывать наше видео, как быстро нам надо его произвести, какими ресурсами мы обладаем (людскими, финансовыми, техническими
Давайте разбираться по порядку…
Подготовительный период Рождение замысла Как правило, работа над отдельным материалом, программой или фильмом начинается с идеи. Она может прийти в голову автору или режиссеру, может родиться в процессе обсуждения проекта в рамках какой-то задачи, которую поставил заказчик (крупная компания, которая заказывает рекламный ролик, руководство телеканала, администрация школы, которой нужно, например, снять небольшой фильм о новом спортзале).
В любом случае перед тем как запускать видео в производство авторской группе (как правило, это автор и продюсер, иногда к ним может присоединяться режиссер) нужно ответить на три простых вопроса: — Что делаем? — Для кого делаем? — Зачем делаем?
Также хорошо бы сразу понять: — По какому каналу будем распространять? — Какими ресурсами делаем? — Из чего делаем? (Есть ли уже что-что снятое?)
Ответы на первые три вопроса важны для формирования замысла произведения, его стилистики. Вопрос про канал распространения также имеет значение — мы должны понять, что мы делаем: фильм, который будут показывать в кинотеатрах или серию небольших роликов для социальных сетей? Или и то, и другое? Короче, нужно сразу оценить масштаб работы, чтобы ее грамотно организовать.
[2]
Предложи картинку
Чтобы картинки можно было использовать непосредственно в главе, они должны быть хорошего качества (300 dpi). Если это рисунок — то сканированный в отличном разрешении и обрезанный по краям (чтобы картинка не распирала страницу). Подпись обязательно должна содержать номер главы и эпизода, а также название изображения. В описании воспроизведите фразу, к какой относится иллюстрация.
Самое правильное — делать сразу цикл иллюстраций. 5 фото или рисунков к одной главе — норма.
Оценка возможностей Во время запуска проекта важно оценить, какие ресурсы у нас есть. Речь идет и о бюджете проекта, и о технике, которая может быть своя, а может быть взятой в аренду, и о команде творческих и технических специалистов, которых мы намерены привлечь к работе. Еще момент — где нам удастся организовать съемки? Если мы работаем над документальным проектом, какова вероятность, что нас пустят снимать в помещения, где происходили какие-то исторические события.
Также хорошо бы представлять, есть ли уже какие-то материалы. Когда мы работаем над репортажем, скорее всего, от начала до конца мы будем снимать с нуля. То же самое относится к игровым проектам (постановочным роликам, короткометражкам, полнометражным фильмам…). С программами и документальными фильмами дело обстоит сложнее: возможно, уже есть что-то снятое (например, интервью с каким-то выдающимся человеком — актером, писателем, изобретателем) и мы можем построить историю вокруг этого материала. Или у нас есть неопубликованные дневниковые записи — сам герой уже умер, но осталось много материалов, и на их основе мы будем делать фильм. Все это нужно изучить на стадии формирования замысла. Бывает, что люди, которые просят нас снять и смонтировать какое-то видео, сами не совсем понимают, что хотят получить. Тогда задача профессионалов (продюсера, автора, режиссера или людей, которые взяли на себя их функции), — помочь заказчикам сформулировать замысел, предложить наилучшее решение в предлагаемых обстоятельствах.
Самое правильное — делать сразу цикл иллюстраций. 5 фото или рисунков к одной главе — норма.
Также хорошо оценить, из чего мы будем делать проект. Если речь идет о репортаже, понятно, что, скорее всего, все от начала до конца будет сниматься с нуля. То же самое относится к игровым проектам (постановочным роликам, короткометражкам, полнометражным фильмам). С программами и документальными фильмами дело сложнее: возможно, уже есть что-то снятое (например, интервью с каким-то выдающимся человеком — актером, писателем, изобретателем), и мы построим историю вокруг этого материала. Или у нас есть неопубликованные дневниковые записи — сам герой уже умер, но осталось много материалов, и на их основе мы будем делать фильм. Все это нужно оценить на стадии формирования замысла. [1]
Заявка, сценарный план или синопсис Когда в общих чертах замысел сформирован, его нужно положить на бумагу. На этом этапе пишется заявка или синопсис. Они нужны не только тем, кто будет принимать решение о запуске вашего проекта в производство (например, инвесторам или руководству канала или киностудии). Эти документы важны для самих авторов — они помогают лучше понять, что же действительно хочется снять. Заявка, как правило, пишется на небольшие материалы или программы, синопсис — на фильмы (игровые и документальные).
Предположим, вы — автор. Вы в принципе понимаете, что и зачем хотите снять, но как только пробуете перенести свои мысли на бумагу или садитесь за компьютер и начинаете писать, чувствуете, что что-то не идет. Это явный сигнал, что замысел еще не сложился окончательно. Работа над заявкой как раз поможет отшлифовать детали будущего произведения.
Заявка на репортаж / очерк / программу под рабочим названием «…»
1
Рабочее название
Укажите
2
Жанр (репортаж / очерк / программа…
Укажите
3
Об актуальности темы. О чем и зачем вы хотите рассказать зрителю? Почему важно сейчас поднять эту тему, показать этого героя и т. п.? Почему зритель должен увидеть ваш материал
1–2 абзаца
4
Чуть подробнее об истории: что именно вы хотите показать? В каком ракурсе раскрыть тему?
1–2 абзаца
5
Организационно-технические моменты: предполагаемый хронометраж, необходимые технические ресурсы, возможные места съемок и все, что вы считаете важным для запуска проекта в производство
Списки (могут дополняться по ходу работы)
6
ФИО авторов, контакты
Коротко об авторе
К заявке можно приложить сценарный план, зачастую он помогает лучше понять, что же задумали авторы
Краткий сценарный план репортажа / очерка / программы под рабочим названием «…»
1
Рабочее название
2
З/К
Какой и на каких кадрах
3
СНХ
С тем-то (конкретный человек или собирательный образ — «зрители» и т. п.): 2–3 вопроса
4
Лайф
Примерное содержание
5
Стендап
О том-то (+ описание действия, если оно есть)
6
З/К
На кадрах таких-то, возможно, архивных кадрах
7
ФИО авторов, контакты
Коротко об авторе
З/К — закадровый текст, то есть голос диктора или автора, который звучит, когда на экране демонстрируются какие-то кадры. Также может обозначаться ЗА КАДРОМ, ЗКТ, КЗК (корреспондент за кадром). СНХ — синхрон, то есть фрагмент интервью (изображение идет синхронно со звуком, отсюда и название). Также может обозначаться СИНХРОН, С/Х. ЛАЙФ — фрагмент действия, который дается без авторского комментария за кадром и позволяет лучше передать атмосферу события. СТЕНДАП — появление корреспондента или автора программы (фильма) в кадре. Также может обозначаться В КАДРЕ, КОРР. В КАДРЕ, КВК.
Работа над сценарием Заявка и сценарный план (или синопсис) написаны и при необходимости утверждены у заказчика или руководства. Начинается непосредственная работа над сценарием.
Данная глава мне не понравилась, потому что в ней было слишком много текста и очень мало иллюстраций. Если бы я стала соавтором, то добавила бы больше наглядных примеров или видеоуроков.
2. Самое удачное место
Самое удачное место в данной главе по моему мнению, там где есть наглядная информация и все написано понятным и простым языком.
3. Самое неудачное место. Почему?
Самое неудачное мнение мне кажется, там где написано много текста и очень непонятным языком. Я бы изменила эту часть на видеоурок.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило наглядной информации и видеоуроков. Я бы добавила видеоуроки, картинки, таблицы с информацией и практико-ориентированные игры (целью которых будет закрепление информации).