Заголовок (предложите) Итак — на бумаге фильм готов (если речь идет о фильме). Осталось его только снять. Но подготовительная работа пока не закончилась. Прежде чем режиссер скомандует «Мотор!», предстоит решить массу организационных вопросов. Вот лишь некоторые из них: — найти места для съемок и договориться, чтобы нам разрешили там снимать; — найти необходимое финансирование на проект и понять, как будут поступать деньги и как контролироваться их расход (а также каким образом будет вестись отчетность!); — организовать транспорт; — заключить необходимые авторские договоры и решить другие юридические вопросы; — и т. д. и т. п.
До «Мотора» далеко — использование лицензированной музыки Режиссёр в своем фильме не имеет права использовать музыку без авторского разрешения. Даже если он собирается использовать всего несколько секунд чужого творчества — это незаконно. То же самое касается и сцен, где играет музыка по радио, в телевизоре, в кафе. Действие в фильмах — постановочное, режиссёр заранее подбирает произведения, которые будут использованы. Поэтому выбор музыки — не случайность, следовательно, режиссер должен связаться с авторами треков. То, о чем вы могли и не подумать — напевание песни. Да-да, даже на это нужно запрашивать лицензию. Еще раз повторюсь: вся музыка в кино не случайна. Напевая песню, актёр умышленно использует чужое произведение. Именно поэтому необходимо связаться с автором музыки или текста. Без лицензии можно использовать: 1. Классические произведения; 2. Заказную музыку (композитор создаёт специальную музыку для фильма на заказ); В случае с документальным кино про человека, который связан с музыкой, нужно связаться с ним или его родственниками(если музыканта нет в живых) и получить разрешение на использование материалов.
[1]
Подчеркнутые слова внутри текста — это те, которые предлагается объяснить («озеленить»). Но это не означает, что других кандидатов на это нет.
Конкретный перечень организационных вопросов отличается от проекта к проекту. На игровых проектах больше сил уходит на постройку декораций, кастинг, составление календарно-постановочного плана (КПП, им занимается второй режиссер), на документальных — много сил может уйти на договоренности с героями или объектами, где вы хотите снимать. Иногда от согласия ключевых героев зависит в целом судьба фильма или программы, производство толком не запускается, пока не получено «добро» от ключевых героев.
В информационном вещании свои сложности — репортаж о событии нужно оперативно выдать в эфир, а для этого заранее предусмотреть, как вы передадите в редакцию исходное видео, когда и где отсмотрите на месте материал, напишите текст и запишите наговор, кто «примет» этот материал в редакции и доведет его до ума (смонтирует, донесет необходимую информацию до редактора титров и решит другие вопросы).
Название (предлагайте) Но вот — все вопросы решены. И мы переходим к съемочному периоду. Здесь опять же очень многое зависит от того, над каким проектом мы работаем. Важно понимать, оператор игрового кино и оператор новостной программы — совершенно разные специалисты. Да, оба работают с камерами (скорее всего, разными, но камерами), оба разбираются в композиции кадра, в том, как поставить свет и в других тонкостях искусства работы с изображением, но оператор в кино — больше художник, а оператор в информационной программе — больше журналист, который должен не хуже корреспондента ориентироваться в том, что он снимает. Просто корреспондент (то есть журналист) пользуется преимущественно словом для того, чтобы передать суть события зрителю, а оператор — изображением, «картинкой», это его инструмент. А между этими двумя операторами — «оператором кино» и «оператором новостей» — масса других операторов: цикловых программ, презентационного видео, рекламных роликов, сериалов… И в каждой работе есть своя специфика [1]
Оператор в информационной программе — больше журналист, он должен не хуже корреспондента ориентироваться в том, что снимает
Название (предлагайте) Все съемки условно можно разделить на: — постановочные; — и документальные. Зачастую нужна разная техника и разная подготовка. Еще одни вариант классификации: — съемки на натуре; — съемки в павильоне; — специальные съемки. Что такое съемки на натуре и съемки в павильоне — более-менее понятно. Специальные съемки — это съемки в каких-то необычных условиях и/или для которых нужна специфическая техника. Например, макросъемка (когда мы снимаем, например, муравьев сверхкрупным планом или что происходит под микроскопом), подводные съемки, рапидные съемки — то есть замедленные съемки). Подробнее об основных приемах съемки и некоторых базовых технических моментах читайте во втором разделе этого учебника. Мы же идем дальше — в монтаж
Для журналистов из школьных телестудий организационный процесс подготовки строится гораздо проще и как бы сказать демократичнее. Нет бюрократизма, кучи согласований между продюсером и режиссером, но нет и денег. Вся работа проводится в удовольствие, а, значит, в нее вложено больше любви, как бы странно это не звучало.
Так какой же порядок действий у будущего маститого режиссера, а пока члена школьной медиастудии, если он решил снять фильм или репортаж?
Пропускаем этапы зарождения идеи и написания сценария и подходим к организационным моментам.
Что нужно? Определиться с ресурсами. Человеческими и техническими.
Кто будет оператором, сколько их понадобится.
Корреспондент в кадре и диктор тоже назначаются или из них у вас уже очередь выстроилась под дверью медиастудии (такое тоже бывает). Выбираются юные актеры.
Какой технической базой располагаем и что еще нужно.
Определиться с локацией для подводок и съемок лайфов.
Созвониться или встретиться с героями и договориться о дате и времени съемок.
Если съемка в гостях у героя, взять с собой зарядные устройства и удлинители.
Важный организационный момент для школьника — журналиста это корреляция учебы со съемками и работой над роликом.
Ну вот, съемки позади. Теперь надо перенести весь отснятый материал на жесткий диск и приниматься за монтаж. Кто, где и в какой программе будет монтировать, тоже, кстати, нужно выяснить «на берегу».