Разбор работ 5 тура. Сезон 7

Разбор работ 3 тура. Сезон 7

 


 

Статистика

В пятом туре соревнований «Медиатон» приняли участие 545 человек из 67 образовательных организаций. Работали 32 базовые площадки. .


На платформу проекта загружено 237 работ. Работали 12 независимых экспертов.

Задание тура

Задание финала соревнований
Создать репортаж: рассказать зрителю о событии/явлении, включив в него элементы, которые вы изучали во время сезона. Видеоряд, лайф, синхроны, интервью в движении, LTT, ЗКТ и др. — все это элементы репортажа, их и нужно использовать в работе, чередуя и комбинируя по своему усмотрению.

Финал очередного сезона конкурса «Медиатон» показал, что до финишной черты дошли действительно сильные
участники. Большинство работ максимально близко подошли к истинному определению понятия «репортаж».

Правильно выбранные в начале года темы позволили финалистам создать развернутый материал, основывающийся на знаниях и опыте, полученных в течение года. Ощутимого успеха добились именно те участники, которые выбрали интересные им самим направления и нашли спикеров-экспертов или спикеров, которые делились реальным опытом.

К сожалению, нельзя сказать, что все разобрались, что же собой представляет жанр репортажа. Отсюда и некая «рыхлость» части представленных материалов, и их незавершенность. Не все сумели внедрить эффект присутствия, найти веский информационный повод, вести от начала до конца одну конкретную тему.

Базовая потребность на пути к созданию репортажа — поиск основополагающих моментов и выбор предмета своего сюжета. Прежде всего надо самому понимать, о чем будет повествование, определяться с типом своего репортажа, планировать съемки, в том числе, делать раскадровку. Если в сюжете затянутое начало, нет развития и смазанный финал — это прямое следствие плохой подготовки и планирования.

Локации тоже не всегда соответствуют заявленной теме. Видно, что ребятам не хватило времени тщательнее подобрать объекты. По-прежнему основной площадкой остается школа и ее окрестности. Что не плохо и ни в коем случае не запрещается, но тогда, когда это необходимо или наряду с другими локациями. Например, если речь идет о проблемах застройки микрорайона, стендап лучше снять на фоне стройки, а школу использовать для подсъемов или как часть инфраструктуры города.

Еще один решающий фактор успешности репортажа — спикеры и герои. Эксперты отмечают, что зачастую вопросы к ним общие и поверхностные, как следствие — ответы сухие, неразвернутые, формальные. Здесь опять-таки важна подготовка — заранее подобрать вопросы, «провоцирующие» респондента на небанальные ответы, эмоции, личные истории.

Хорошие примеры

https://vkvideo.ru/video-222625219_456239076»

Кто ищет, тот всегда найдет», школа 1329 — технически отлично сделанный сюжет, все критерии выполнены.



https://lgo.ru/d/184147
«Запуск беспилотного транспорта в Москве», школа 2036 — отличная локация, интересные профессиональные спикеры.

https://rutube.ru/video/750f221e086d92bd220ca3ad88b4939e/?

«Кто я? Влияют ли фильмы на людей?», школа 2054 — смелый эксперимент с ритмом, виртуозный монтаж, создающий эффект «кинематографичного» размышления.

https://rutube.ru/video/be1f26709d17f3339671d9debeb7bf9a/?

«Конец мемной истории», школа 777 — редкий случай, когда дети сделали по-своему.

Творческий прием

Примените не менее трех творческих приемов, которые осваивались на протяжении сезона и покажите, как вы можете их комбинировать. В основном команды удачно использовали комбинации творческих приемов, которым они научились за предыдущие туры. И это заметно оживляет картинку, поднимает профессиональный уровень сюжета, позволяет проиллюстрировать смысл сказанного.

Однако далеко не все «заморочились» и не все обратились к сложным творческим приемам, таким, как цейтраферная съемка, внутрикадровый монтаж, многокамерная съемка. Вместо этого «отчитались» полиэкраном,
закадровым текстом или панорамой. Что, естественно, приветствуется, но наряду с более сложными приемами.

Примеры удачных комбинаций творческих приемов



https://lgo.ru/d/183989
«Уличные музыканты», школа 1158 — спецзадание нестандартно внедрено в канву сюжета — как часть повествования

https://vkvideo.ru/video-227483663_456239180

Путешествие по закулисью, Марьина Роща — уместные творческие приемы, за счет которых получился динамичный сюжет.

https://vkvideo.ru/video596161538_456239181

Навигация московского метро, школа 1770 — запоминающийся ведущий и комбинация творческих приемов позволили создать уникальный репортаж.

https://rutube.ru/video/afd66d2ee8cb4868edebe77e6de013bb/?

«Почему популярны 90-е?», школа «Новокосино» — динамичная творческая работа со множеством творческих приемов.

Спецзадание

Видеоцитата — вставка из другого видеопроизведения с подписью об источнике и авторстве — (фразы из фильмов, клипов, мемов, реплик), — для того, чтобы добавить нюансы, которые подходят по смыслу и контексту репортажа.

Эксперты с нетерпением ожидали, как ребята справятся с довольно интересным спецзаданием этого тура и внедрят цитаты в свои репортажи. К слову сказать, у большинства получилось сделать это хорошо. Видеовставки создавали акцент, придавали колорит, концентрировали внимание, иногда шокировали, смешили и удивляли.

Разумеется, некоторые ребята «промахнулись» и подобрали неуместные видеофрагменты, которые использованы как будто «для галочки» и не дают нужного эффекта, а выглядят, скорее, как «притянутые за ушки» заплатки. Есть и такие команды, которые неверно поняли саму суть цитирования и использовали видеоряд из кинофильмов под закадровый текст.


Сегодня время внимания зрителя на единице контента составляет считанные секунды. И для того чтобы аудитория задержалась на видеоролике, нужно делать его максимально необычным и динамичным — для этого и подходит наше специальное задание.

В этот раз многие участники, наставники и эксперты убедились, как важно смотреть хорошие образцы. Кстати, мы почти не увидели цитаты из телеспектаклей, видеоклипов, телепередач и видеоблогов. А ведь источников такого контента — целый океан!

Еще одна помарка в «огород» спецзадания — отсутствие в некоторых работах подписи видеоцитаты.

Примеры удачного выполнения спецзадания

https://vkvideo.ru/video-199736697_456239169

Событийный репортаж: мастер-класс по фотографии, школа 100, Нижний Тагил — отличное начало с ироничной цитаты из фильма.

https://vkvideo.ru/video-222980110_456239141

К успеху!, школа 2083 — спецзадание играет роль визуализации эпизода работы.

https://vk.com/video-106856355_456239324

«Экологический прогноз», Дмитровский — пример идеальной цитаты — уместно и иронично. Ребята подобрали не самую популярную сцену, что свидетельствует об их высокой насмотренности и эрудированности.

https://rutube.ru/video/bc8491fd50fa777c542bf20cf4cac09a/?

«Эволюция музыки: от классики до нейросетей», «Протон» — актуальная тема сюжета, лаконичная цитата.

 

Плюсы

Здесь назовем одно из самых впечатляющих достижений, которое наметилось только в финале. Резким скачком выросло качество эссе, сопровождающих каждую работу финалистов. Сложилось такое впечатление, что каждому участнику пришла разнарядка, что в финале все решит эссе. И правда, тогда, когда сами работы выполнены одинаково и на «отлично», рассудить их способен текст.

Потому что для одних — это незаметная формальность, которой можно пренебречь, а для других — настоящее произведение литературного искусства, в котором можно досказать все, что было недосказано в видеоматериале.

Стали обращать внимание на орфографию и пунктуацию, вычитывать опечатки, словом, придавать своему тексту литературный вид. И стали чаще и подробнее приводить необходимые расшифровки и тайм-коды.

Но сказать, что эссе улучшились и добавить нечего, к сожалению, не можем. Некоторые авторы до сих пор пишут в манере «быстрых сообщений» — без знаков препинания в конце предложения, с использованием смайликов, с допущением грамматических и пунктуационных ошибок.

 

Досадные ошибки

Здесь напрашивается отметить повторяющийся из тура в тур комплекс однообразных недочетов, которые и к финалу пока не удалось искоренить.

«Синдром говорящей головы» и в завершающемся туре подкрепил статус хронической болезни. Сюда можем отнести и статичные пресные стендапы в начале и в конце роликов, и топорные синхроны на безликих фонах.

Зачастую склейки делаются без перебивок и на одной крупности. Отсутствует движение, перебивки, разноплановость.

Мало кто позволяет себе выйти за рамки классического телевидения и снимают сюжеты, которые множество раз видели на ТВ, не позволяя себе попробовать сделать так, как они же сами, возможно, позволяют себе делать в интернете в собственных соцсетях при съемках и монтаже коротких видео.

Ребята продолжают грешить «грязными» планами, особенно на стендапах и синхронах — корреспонденту и другим членам группы вместе с оператором следует тщательнее выбирать планы и ракурсы, заглядывать в экран камеры почаще, анализировать композицию всех кадров, в особенности длительных (во время стендапов, синхронов и интервью).

Есть примеры неудачного освещения — мы видим лица в тени или, наоборот, пересвеченные, съемки против света без коррекции. Здесь же упомянем и слабую композицию кадра — камера дрожит, если съемка ведется с рук без стабилизатора.

К финалу еще остались те, кто в титрах пишет сначала фамилию, а потом имя. Здесь, как во многих правилах русского языка, «надо выучить и запомнить» — в официально-деловом стиле, коим пользуется вся журналистика, сначала пишется имя, а затем фамилия.

Мало кто создает собственные авторские отбивки. Использовать отбивки «Медиатона» не запрещено, но гораздо круче выглядят ролики, в которых все продумано до мелочей и приведено к единому стилю. Такие работы видятся как более профессиональные и сложнее выполненные.

 

Задание сезона
Сквозной темой сезона стал звук и работа над ним. На протяжении пяти туров в целом он отвечал элементарным качественным требованиям. То есть команды ответственно отнеслись к этой части своей работы и проверяли технику и ее работоспособность в момент записи.

Однако выделялись фрагменты, когда, например, музыка заглушала речь или происходил рассинхрон видео- и аудиодорожки. Здесь стоило проверять баланс на этапе монтажа, прослушивать на склейках аудио и обязательно делать контрольный просмотр итогового материала.

В некоторых работах звук записан неравномерно: голос пропадает, есть фоновые шумы, зашкаливание. Помимо проверки оборудования, всегда следует стараться выбирать для записи голоса или хорошего интершума и лайфа наиболее удачные локации, в зависимости от того, какая тема и какой звук вы хотите записать.

Если не получилось записать как надо, то стоит обрабатывать с помощью специальных программ, чтобы не было одноканального звука в стерео.

В очередной раз хочется напомнить о важности использования аудиотехники. Совершенно не обязательно разоряться на дорогостоящие профессиональные микрофоны. Сегодня отличный звук можно писать на бюджетную петличку, заказанную на маркетплейсе.

 

Рекомендации

В школе есть практика — на следующий день после контрольной делать работу над ошибками. И это превосходное упражнение, которое можно перенести на любую деятельность человека, в том числе, и на творческую.

Анализировать свое творение, удачные и неудачные творения своих товарищей — отличная практика, которая позволяет не в абстрактных терминах, а на реальных кейсах смотреть, что хорошо, а что плохо.


На будущее пожелаем выбирать для видеосюжетов, рубрик, передач, блогов такие темы, которые способны заинтересовать и «зажечь» вас самих. То, что интересно автору, получится сделать лучше, ведь вы будете с любопытством «копаться» в теме и найдете что-то уникальное, новое, цепляющее. Собирайте неизвестные и удивительные детали, не будьте «капитаном очевидность».


Старайтесь писать для стендапа и закадрового текста литературным разговорным языком. Избегая просторечий, можно оставаться в рамках понятной обывателю лексики, при этом не умничая и не стараясь казаться старше, чем ты есть.


А наставникам посоветуем изучить с детьми жанровое разнообразие телевидения. Если понятно, что в финале предстоит сделать репортаж, разберите с детьми этот жанр. Они знают элементы репортажа, но это вторично. Первично — информационный повод, эффект присутствия, одна сквозная тема.


Понимаем, что сегодня есть тренд на многозадачность и запрос на «многостаночников». Но, тем не мене, для некоторых целей все-таки уместнее закрепить преимущественные функции среди членов команд. Удаются тексты — пусть пишет, хорошо снимает — пусть водружает камеру на плечи.


Настоятельно рекомендуем рисовать раскадровку перед съемками. Мини-комикс сразу наметит план съемки — куда поехать, что и кого конкретно снять, что подснять, какие архивы привлечь, какие творчески приемы реализовать.


Конечно, повышать свою насмотренность. В современных творческих профессиях без этого никак. Надо понимать, какие сейчас существуют тенденции, как надо делать, как не надо делать, куда стремится то или иное искусство (в нашем случае, телевизионное). Это не дань моде, это гарант того, что ваш продукт будет востребован. Если, конечно, вы не хотите работать «в стол» — для себя, для души, для потомков.


Лига «Мастер»

Часть работ росли, крепли и менялись из тура в тур, наполнялись новым смыслом, приобретенными знаниями. А некоторые работы с самого начала получили определенную форму, «шаблон» в самом хорошем понимании этого слова, и сохранили верность этому шаблону.


Но есть и такие работы, которые остались слабыми и нисколько не видоизменились к финалу, несмотря на то, что элементарные рекомендации были даны многими экспертами с самого начала.


Тем особенно приятнее отмечать авторов, которые в течение всего сезона «нащупывали» свою дорогу, пробовали разное, реализовывали творческие приемы, находили экспертов или развивали одну главную историю. Лучшие проекты нам доказали: когда тема и исполнение работают вместе — получается по-настоящему сильно.


Теперь пройдемся по деталям. Заметен прогресс в операторской работе — кадры стали выразительнее, при этом есть перегруженность второстепенными кадрами — «красиво, но не обязательно». Стоит проверять, теряет ли работа в смысле, если убрать этот кадр.


Иногда финал «обрывается» без выводов. Но это вовсе не значит, что завершать надо проникновенной фундаментальной речью, достаточно вспомнить правило «последний кадр — самый сильный».


В тех случаях, когда речь идет о постоянных рубриках, использующих в производстве определенный шаблон, сохраняется ощущение, что работы из тура в тур сделаны под копирку. Даже если вы выбрали формат, не ленитесь в каждую новую «серию» привносить какие-то новые творческие элементы, фишки, изюминку. Да, мы видим довольно неплохо технически сделанный материал — и картинка хороша, и звук, и ведущие держатся хорошо. Но в чем отличие от предыдущей серии? Если выключить звук, кажется, что речь идет о том же самом, не интересно.

Да и форматы эти более-менее одинаковые у разных команд. В основном мы видим либо чтение закадрового текста, либо стендап, либо «заседание» за круглым столом одного ведущего. Стоит подумать, как можно по-другому преподнести информацию, подсмотреть у опытных коллег. Не бояться креативить.


Примеры удачных работ


https://rutube.ru/video/425d2f36030bda790c9eb5e60a800329/?

«Тагильский скульптор», школа 100, Нижний Тагил — немного подпортила впечатление чиновница, но весь сезон отжигала. Отличный автор.




https://lgo.ru/d/183841

«Занавес открывается», школа 1358 к.2 — настоящая рубрика, есть стандарт, которому автор не изменяет


https://vkvideo.ru/video-108731886_456240003

«Интерестория», школа 1329 — всегда увлекающие истории, очень живые, естественные ведущие и репортеры.


Лига «Медиатоша»

Участники «Медиатоши» отлично справились с заданием по анимации узоров и орнаментов, показали, что владеют инструментами для визуализации идей (работают в специальных программах) и могут создавать уникальные видеоролики. Все участники использовали разные предметы, которые преображались в кадре и несли новые смыслы, такая умственная и творческая работа развивает мышление и позволяет взглянуть на привычный мир под новым углом.


Участники овладели разнообразим подходов к созданию анимации, каждый из которых отразил индивидуальный стиль и креативность авторов. Некоторые использовали цветовые гаммы и текстуры, чтобы подчеркнуть атмосферу своих работ, в то время как другие акцентировали внимание на движении, динамике и сюжете, создавая эффектные переходы между кадрами.


Хотелось бы обратить внимание создателей на соблюдение настройки правильного формата видео 16×9, чтобы по бокам не оставались пустые зоны. Нужный формат можно настроить на самой камере (смартфоне) или же выставить в любой монтажной программе.


Иногда допускалось замыленное изображение. Четкость картинки может значительно повысить восприятие работы. Необходимо протереть камеру перед началом съемки. Не во всех роликах присутствует начальная заставка.

Все работы уникальные и яркие. Участники серьезно подошли к работе и смогли не только «пощупать» материал, но и создать цельные аудиовизуальные произведения.


Заслуживает внимания и выбор материалов для анимации, и экспериментальный подход участников, и разнообразие работ.


Надо сказать, что не все ролики соответствуют заданию, однако технически все работы хорошие и обладают потенциалом на создание целых серий мульфильмов.


Анимация — бесконечное поле для экспериментов. Нужно обязательно пробовать больше снимать и «набивать руку».


Не всегда мы подходим к анимации с точным замыслом того, что хотим создать. Порой нужно просто начать.

Побудьте некоторое время в процессе, и в вы обязательно найдете что-то интересное в том материале и той технологии исполнения, к которым вы обратились.




https://lgo.ru/d/184098

«Вражда и мир», школа 1476 — отличное выполнение спецзадания




https://lgo.ru/d/184090

«Море цвета», школа 1329 — история, повествующая о природе, экологии и о пагубном действии человека на водоемы




https://lgo.ru/d/183811

«Дача», школа 1329 — увидели красоту в живой цветущей природе, смогли передать её в пластилине

https://vkvideo.ru/video-60427180_456241222

В коллаб вошли фрагменты анимационных фильмов, представленных на соревнованиях Медиатоша и в рубрике «Оживайка» в рамках Марафона школьных СМИ России. 2025 г.
Монтажер коллаба — Валерия Гаврилова

 

Общее по сезону

Большинство команд, которые работали в течение сезона, освоили базовые принципы монтажа, научились снимать и писать тексты, задавать вопросы, выделять главное и еще многому! Но пока не хватает смелости в творческих решениях, креативности, фантазии.


Уровень мастерства у финалистов серьезно вырос за сезон, интересно было видеть прогресс в течение года, открывать новых звезд телевидения. Мы пронаблюдали огромную исследовательскую работу авторов, оценили, насколько глубоко копнули каждый свою тему, как и с помощью каких приемов ее раскрыли.


Отличники сезона стали настоящими корреспондентами, готовыми «выйти в поля» хоть завтра. Им есть что рассказать своей аудитории.


Сценарии и тексты были тщательно проработаны, корреспонденты научились держаться в кадре. Но полностью избавиться от шаблонных фраз и канцеряризмов почти никто не смог.


Не можем не сказать, что к завершению сезона видна накопившаяся усталость. На качестве рубрик сказывается параллельная загрузка ребят (подготовка к экзаменам, другие конкурсы). Но это не умаляет их огромной заслуги — большинство дошли до конца, выложились на столько, на сколько смоги, завершили эту работу, поставили точку. И теперь в их портфолио результат работы целого учебного года, их первый большой медиапродукт.

{oglav}

{Старт-медиатон}


 

Организаторы

 

 



 

big




 


 

 

 

 

 

https://lgo.ru/proect/mediaton/razbor2025-05.htm