Модуль «Все мое» работает в тестовом режиме. Замечания и предложения отправляйте в Дежурку веб-мастера.
ТЗ № 0
Основные правила верстки
Предлагаем вам ознакомиться с основными правилами верстки. Негласные законы полиграфии и типографии помогут вам избежать коварных ошибок в ходе составления будущих полос вашего издания. Цель этого ТЗ — помочь юным издателям и верстальщикам в работе над выпусками
При написании числовых периодов тире не обрамляется пробелами
Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами, оно не отбивается пробелами {7-8 классы}. Обратим внимание, как в цифровом варианте представлено сочетание тире и дефиса: {5-6-классники; 2-3-этажный}.
Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса. Тире отделяется от слова пробелом
Правильно
— Кто там стучится в поздний час? — Конечно я, Финдлей! — Иди домой, все спят у нас! — Не все, — сказал Финдлей.
Неправильно (найди ошибки): — О том, что буду я с тобой… — Со мной!-сказал Финдлей. — Молчи до крышки гробовой! — Идет,- сказал Финдлей.
• Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел •
Тире в начале строки не ставится, если это не начало абзаца и не диалог
Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке (кроме диалогов).
{У меня живет обжоркин - маленький кисенок Жорка}.
• Формула правильных кавычек: Alt+0171 оп Alt+0187 = «оп» «лапки-запятушки» Alt+0132 + Alt+0147 ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”».
{И спросила кроха: «Что такое (Alt+0147) хорошо (Alt+0148), что такое (Alt+0147) плохо (Alt+0148)?» = «Что такое «хорошо», что такое «плохо»?»}
Подсказка. При выделении слова курсивом можно обойтись без «лапок»: И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
«Висячая» строка — это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. По правилам верстки категорически не допускается.
«Сирота» — одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в предыдущей колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки категорически не допускается.
Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными, не должны стоять в конце строки
Висячий предлог (ВП) — это тот, что оставлен в конце строки. По правилам верстки не допускается. Например, на этой странице вы ВП не найдете. Особенно недопустимо оставлять ВП в оглавлении и заголовках!
Сокращенные слова, а также знаки процента, номера, параграфа не должны «отрываться» на другую строку от цифр, чисел и слов, к которым они относятся: 10 кг, 5 мм, 1990 г., 50 %.
С привязкой к краю картинки (не заезжая за край иллюстрации)
Кеглем меньше основного
Подпись отбивается от иллюстрации (расстояние от картинки до подписи — одинаковое для всего выпуска)
Без точек в конце
Расстояние между одной подписью и картинкой должно равняться расстоянию между другой подписью и картинкой
Подрисуночные подписи на всех полосах оформляются одним кеглем (как правило) и с одинаковыми отступами сверху и снизу от картинок. Перед сдачей номера корректору и выпускающему следует отдельно проверить и вычитать «только подрисуночные подписи».
В конце подрисуночной подписи точка не ставится
Уточним. Если подрисуночная подпись состоит из одного предложения, то в конце точка не ставится (другие знаки конца предложения остаются в силе). А если из нескольких предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста, но последнее предложение подписи опять же без точки.
Совет. Ставьте подпись под картинкой. Не делайте надписи в Фотошопе. «Не убивайте» иллюстрации подписями на самих иллюстрациях. Расстояние между картинками и подписями по всему номеру
Заголовки даются на 2 пт больше основного текста. После заголовка точка не ставится (можно проверить в любых СМИ). Это правило действует и для оглавления.
Совет. Выпишите все заголовки и посмотрите, как они выглядят отдельно от текстов. Получится оглавление. Оно должно читаться на «одном дыхании».
В тексте колонки не должно быть более четырех переносов подряд (на малых форматах — пяти), за исключением тех случаев, когда исправление этой ошибки влечет за собой ухудшение качества выключки слов.
Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть. Эти способы делятся на позволительные и непозволительные.
Запрещается писать внутри текста БОЛЬШИМИ БУКВАМИ
Нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста. Позволительные: курсив. Непозволительные: подчеркивание, выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ регистре.
Скажем сразу, что непозволительны эти три способа только в основном наборе текста. В качестве художественного оформления, для заголовков или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний регистр или подчеркивание категорически запрещено. Этот прием появился от беспомощности во времена пишущих машинок — когда надо было хоть как-то выделять слова.
Если вы верстаете текст в несколько колонок, например, в 2, 3, 4, нужно, чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка к базовым линиям (направляющим).
Если же строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем, и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо. Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае, когда стих служит эпиграфом к материалу.
Правильно
Мария! Бедная Мария! Краса кавказских дочерей!
А.С. Пушкин
Однажды в студеную зимнюю
пору
Я из лесу вышел. Был сильный
мороз.
Н.А. Некрасов
Неправильно
Мария! Бедная Мария! Краса кавказских дочерей! Не знаешь ты, какого змия Пригрела на груди своей. А.С. Пушкин
Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Если имя автора стоит в конце материала, то используется выключка вправо, а кегль дается меньше основного на 1-2 пт. Можно «закурсивить». Хорошо бы еще отбить его от основного текста, но не намного, не более чем на 1 строку. Точка в конце не ставится. Пример: см. выше.
Следует ограниченно использовать прием набора текста вывороткой (белым по черному или цветному). Читать такой текст — неприятно. Если вы все же решили использовать выворотку, то делайте это правильно. Не стоит на темном фоне размещать мелкий светлый текст с засечками.
Старайтесь использовать хорошо читаемые шрифты как для обычного текста, так и для заголовков. Избегайте «пляшущих», «утопленных» и «приподнятых» начертаний.
Не ставьте на буквы тени.
Категорически не использовать системные шрифты Arial, Times New Roman, Helvetica, Courier, Chicago, Monaco, Geneva. Полиграфисты сходятся во мнении, что системные шрифты Windows разрабатывались не для полиграфического применения. Рекомендуем: использовать только PostScript (PS) шрифты Type 1 (T1).
PS-шрифты, наиболее похожие на привычные системные:
C засечками (системный Times New Roman) — NewtonC, BodoniC
Старайтесь в своих материалах не использовать множество шрифтов. Применение на одной полосе более 4 гарнитур — признак плохого тона. Лучше поэкспериментируйте с отображением одной гарнитуры.