Заголовок (предложите) Для разных типов видео характерны разные виды сценариев и разные приемы работы над ними. Например, в информационных программах и программах журнального типа сценарием, как правило, является эфирная папка, которая состоит из так называемых эфирных статей. Одна эфирная статья — один текст — один материал. Порядок, в котором эфирные статьи идут в программе, фиксируется в плане выпуска или в «верстке». Для ток-шоу характерен вопросный сценарий. Чаще всего он содержит небольшие тексты ведущего (заявку темы, представление участников программы и т. д.) и главное — вопросы гостям. Выглядит он примерно так — Заявка темы (небольшой текст). — Представление первого гостя. — Вопросы первому гостю. — Представление второго гостя. — Вопросы второму гостю. — … — Вопросы всем гостям. — Вывод из программы.
В сценариях игр и реалити-шоу кроме текстов ведущих прописываются задания для участников и те ситуации, в которые они попадают.
Заголовок (предлагайте) В программах различных жанров часто применяется технология модульного сценария. Вы наверняка замечали, что разные выпуски вашей любимой передачи построены по одному и тому же принципу. Из программы в программу повторяется один и тот же набор элементов в той же последовательности. Эта последовательность и фиксируется в модульном сценарии. Он помогает закрепить один раз найденную оптимальную драматургическую схему, избавляет авторов от мучительных поисков формы для каждого выпуска и в итоге экономит время. Сценарий игровых произведений (фильмов, сериалов) напоминает пьесу. Разница в том, что весь массив текста разбит не на действия, а на сцены и эпизоды. У каждого эпизода стоят пометы — снимается он в интерьере или на натуре. Также чаще всего выглядят и сценарии рекламных роликов.
Конечно, есть общие закономерности подготовки сценариев: — изучить то, о чем вы делаете материал, программу или фильм; — выявить интересное для вашей аудитории; — продумать, в какой последовательности рассказать историю (реальная последовательность событий может не совпадать с порядком, в котором об этих событиях узнает зритель); — зафиксировать данные решения в сценарном плане, а затем и в сценарии; — при необходимости скорректировать сценарий после съемок (это характерно для документальных проектов, в том числе репортажей — их текст в подавляющем большинстве случаев пишется после съемок).
«НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛА» Дата съемки, иные технические параметры (типа формата записи и т. п.)
Корр.: Иван ИВАНОВ Опер.: Петр ПЕТРОВ
ЗА КАДРОМ:
Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст.
СИНХРОН:
23:01 Сергей СЕРГЕЕВ, должность эксперта: Что он говорит дословно. И еще что он говорит. (23:15) !!! ПЕРЕБИВКА (27:07 — КП рук эксперта) !!! 24:12 Вторая часть синхрона (24:21)
ЗА КАДРОМ:
Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст.
КОРР. В КАДРЕ:
Текст, который корреспондент произносит в кадре. Если необходимо, можно в скобках курсивом описать его действия (например, берет в руки то, о чем говорит).
Так быстро, конечно, невозможно рассказать о тонкостях работы над сценарием, поэтому лучше обратится к профильной литературе.
Если вас интересует информационная журналистика, можно обратиться к руководству для начинающих репортеров «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» Константина Валерьевича Гаврилова (СПб, 2007).
О сценариях ток-шоу и отчасти реалити-шоу (а также о том, что такое модульный сценарий) пишет Ирина Николаевна Кемарская в учебном пособии «Телевизионный редактор» (М., 2009).
Если вы хотите стать сценаристом игровых фильмов или сериалов, начать можно с классического пособия Роберта Макки «История на миллион долларов» (М., 2013).
Хороших книг о сценариях гораздо больше. Те, которые перечислены выше, это лишь отправные точки для вашего самостоятельного путешествия в мир драматургии.
Очень важно в сценарии и любом литературном произведении прописать героя, его характер, привычки, внешность, чтобы читатель мог представить его, ассоциировать с собой или знакомыми, сопереживать ему. Иначе получится, как в этом фильме Акцентов, когда безликий герой бродит и осуществляет какие-то действия.
Нередко бывают и такие сценарные ошибки, они просто критичны. Очень плохо, если автору удается переборщить с идеальностью в придуманной истории, поскольку читателю/зрителю будет попросту неинтересно наблюдать за событиями, которые он мог предугадать в самом начале. Если сюжет «Встретились, полюбили друг друга, поженились и жили долго и счастливо» не имеет никаких интриг, трудностей для героев, их роста и развития, то такую историю даже нельзя назвать сюжетом, и, конечно, она не представляет интереса для зрителя
Когда у сценариста кончаются идеи, а сюжет нужно продолжать, начинается поиск любой мелочи, за которую можно зацепиться. Сценарист ищет любой повод для создания конфликта в сюжете, придирается к самым незначительным деталям, чтобы развивать историю дальше. В готовом фильме это чаще всего заметно и выглядит вполне нелепо. Развитие сюжета должно быть логичным и последовательным, а действия героев — оправданными и естественными.
Сценарий — это неотемлимая часть творческой работы. Думаю вы знаете, что такое сценарий из фильмов, для фильма кстати он тоже очень нужен. Если у вас не будет сценария, работу придётся переделывать, ведь будут появлятся новые идеи или их вообще не будет. Коротко говоря, это расширенный план творческой работы. Давайте поподробнее разберём, что такое сценарий и с чем его едят?
А вы не знали, что сценариев у фильма несколько? Первый простой, который читают сначала, чтобы понять задумку сценариста фильма. Позднее он дорабатывается и превращается в очень сложный продукт. Но об этом потом.
У журналистских передач своя схема сценарной работы. У передач есть шаблон. В программах различных жанров часто применяется технология модульного сценария. Вы наверняка замечали, что разные выпуски вашей любимой передачи построены по одному и тому же принципу. Из программы в программу повторяется один и тот же набор элементов в той же последовательности. Эта последовательность и фиксируется в модульном сценарии. Он помогает закрепить один раз найденную оптимальную драматургическую схему, избавляет авторов от мучительных поисков формы для каждого выпуска и в итоге экономит время.
Первый сСценарий игровых произведений (фильмов, сериалов) напоминает пьесу. Разница в том, что весь массив текста разбит не на действия, а на сцены и эпизоды. У каждого эпизода стоят пометы — снимается он в интерьере или на натуре. Также чаще всего выглядят и сценарии рекламных роликов, и музыкальных клипов.
Главу трудно оценить в полной мере, так как она недописана. Но, на самом деле, именно эта недописанность мне в ней и нравится. Возможность не просто изучить эту главу, но и стать её частью открывает множество новых способов к запоминанию и поглощению информации, заставляет отыскивать всё новые и новые источники и подходить к ним критично, рассматривать одну тему с разных углов и увязать в ней. Увязать так сильно, что она станет такой же привычной, как осознание того, что 2+2=4.
Стоит сказать пару слов и о написанной части. Информация написана сжато и чётко, за небольшой объём успевает выхватить довольно важные моменты и не перегрузить. Есть ко всему прочему ещё и примеры, и список рекомендуемой литературы, который мы тоже должны дополнить сами.
Короче говоря, глава мне понравилась.
2. Самое удачное место
На мой взгляд, это место, где говорится об общей закономерности сценария. Потому что, когда садишься писать сценарий в первый раз, больше всего хочется определённости, чёткого плана, от которого можно оттолкнуться и дальше скользить в собственном направлении в поисках собственной идеи.
3. Самое неудачное место. Почему?
Мне кажется это отрывок о модульном сценарии. Может дело во мне, а не в отрывке, но я так и не смогла понять суть модульного сценария и мне пришлось обратиться к другим источникам. Эта часть главы, на мой взгляд, не раскрыла понятия, о котором говорила, а значит не до конца выполнила свою функцию.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Не хватило более подробных разъяснений многих понятий, развёрнутых мыслей, которые было бы легче понять. В общем, не хватило ясности. Но при этом всё построено довольно плавно и исправлять ничего не хотелось. Текст сплетён очень стройно и влезать в него казалось неверным, это будет заметно сразу же и выбьется из колеи, какой бы шрифт и место ему бы не подобрали. Поэтому, хочется не исправлять, а только дополнять и расширять уже сказанное.
5. Что еще можете нам сообщить?
Погода сегодня чудесная, холодная, но не слишком и снег шёл с утра.
А что касается главы, скажу честно, мне пришлось прочитать её несколько раз, чтобы полностью понять. То ли мозг никак не мог найти своё место среди строчек, то ли глава слишком хитро построена, а может и наоборот слишком просто. Но лид я уже написала, а значит поняла главу и даже прониклась ею и готова делать другие задания учебника, надеюсь, что они ко мне тоже готовы.