2 глава. Работа над сценарием

Необычный школьный проект: коллективный учебник. Весь творческий процесс — сочинение глав, иллюстрирование, редактирование, комментарии и обсуждение — в режиме онлайн

Глава 2. Работа над сценарием
Интродукция или эпиграф Вы наверняка замечали, что разные выпуски вашей любимой передачи построены по одному и тому же принципу


Лид для параграфа ККЗ



Аврал
Автор неизвестен, #812 «Импульс», школа, Им. Морозова
Ссылка на портале: 5644

{anketa}

{oglav}




Заголовок (предложите)
Для разных типов видео характерны разные виды сценариев и разные приемы работы над ними. Например, в информационных программах и программах журнального типа сценарием, как правило, является эфирная папка, которая состоит из так называемых эфирных статей. Одна эфирная статья — один текст — один материал. Порядок, в котором эфирные статьи идут в программе, фиксируется в плане выпуска или в «верстке».
Для ток-шоу характерен вопросный сценарий. Чаще всего он содержит небольшие тексты ведущего (заявку темы, представление участников программы и т. д.) и главное — вопросы гостям. Выглядит он примерно так
— Заявка темы (небольшой текст).
— Представление первого гостя.
— Вопросы первому гостю.
— Представление второго гостя.
— Вопросы второму гостю.
— …
— Вопросы всем гостям.
— Вывод из программы.

ККК 



В сценариях игр и реалити-шоу кроме текстов ведущих прописываются задания для участников и те ситуации, в которые они попадают.


Заголовок (предлагайте)
В программах различных жанров часто применяется технология модульного сценария. Вы наверняка замечали, что разные выпуски вашей любимой передачи построены по одному и тому же принципу. Из программы в программу повторяется один и тот же набор элементов в той же последовательности. Эта последовательность и фиксируется в модульном сценарии. Он помогает закрепить один раз найденную оптимальную драматургическую схему, избавляет авторов от мучительных поисков формы для каждого выпуска и в итоге экономит время.
Сценарий игровых произведений (фильмов, сериалов) напоминает пьесу. Разница в том, что весь массив текста разбит не на действия, а на сцены и эпизоды. У каждого эпизода стоят пометы — снимается он в интерьере или на натуре. Также чаще всего выглядят и сценарии рекламных роликов.

ККС 


Конечно, есть общие закономерности подготовки сценариев:
— изучить то, о чем вы делаете материал, программу или фильм;
— выявить интересное для вашей аудитории;
— продумать, в какой последовательности рассказать историю (реальная последовательность событий может не совпадать с порядком, в котором об этих событиях узнает зритель);
— зафиксировать данные решения в сценарном плане, а затем и в сценарии;
— при необходимости скорректировать сценарий после съемок (это характерно для документальных проектов, в том числе репортажей — их текст в подавляющем большинстве случаев пишется после съемок).




ККИ



Вот как может выглядеть телевизионный текст



«НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛА»
Дата съемки, иные технические параметры
(типа формата записи и т. п.)

Корр.: Иван ИВАНОВ
Опер.: Петр ПЕТРОВ

ЗА КАДРОМ:

Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст. Первый закадровый текст.

СИНХРОН:

23:01 Сергей СЕРГЕЕВ, должность эксперта: Что он говорит дословно. И еще что он говорит. (23:15) !!! ПЕРЕБИВКА (27:07 — КП рук эксперта) !!! 24:12 Вторая часть синхрона (24:21)

ЗА КАДРОМ:

Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст. Второй закадровый текст.

КОРР. В КАДРЕ:

Текст, который корреспондент произносит в кадре. Если необходимо, можно в скобках курсивом описать его действия (например, берет в руки то, о чем говорит).

Хронометраж: 02'15»



ККК <…>





Ошибки начинающего сценариста







ККЗ Почитать в тему





Так быстро, конечно, невозможно рассказать о тонкостях работы над сценарием, поэтому лучше обратится к профильной литературе.

  • Если вас интересует информационная журналистика, можно обратиться к руководству для начинающих репортеров «Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом» Константина Валерьевича Гаврилова (СПб, 2007).
  • О сценариях ток-шоу и отчасти реалити-шоу (а также о том, что такое модульный сценарий) пишет Ирина Николаевна Кемарская в учебном пособии «Телевизионный редактор» (М., 2009).
  • Если вы хотите стать сценаристом игровых фильмов или сериалов, начать можно с классического пособия Роберта Макки «История на миллион долларов» (М., 2013).
  • Хороших книг о сценариях гораздо больше. Те, которые перечислены выше, это лишь отправные точки для вашего самостоятельного путешествия в мир драматургии.
ККЩ

















Секреты и советы
ККЗ




Словарь темы
ККЗ



Практическая часть
ККЗ






.






Резерв иллюстраций




Для рисовальщиков — создайте серию комиксов «Сценарист»










https://lgo.ru/proect/kommentator/002.htm