Именно в тот момент, когда вам кажется, что монтировать — занятие не из сложных, стоит задуматься: правильно ли вы монтируете и умеете ли вообще это делать? В этой главе мы расскажем об основных принципах монтажа по видео.
Деталь к детальке
Мария Иващенко, #839 «Антирутин», школа-интернат IV вида № 38, Ростов-на-Дону
Вернемся к технологии монтажа. Мы собрали материал по звуку и утвердили хронометраж. Можно приступать к монтажу видеоряда. Один за другим мы идем и перекрываем «черные поля», которые есть в местах закадровых текстов.
Подпись под рисунком (предложите) На иллюстрации: на видеодорожке 1 (V1) первый закадр уже перекрыт по видео, а второй еще нет. Одновременно не забываем расставлять перебивки на синхронах (если их еще нет), возможно вклеиваем где-то иллюстративный материал на интервью.
Видео — это особый язык, в котором первые кадры — это первые предложения, некий «вброс» информации. Хороший и качественный «вброс» помогает сразу же привлечь потенциальных зрителей. Это важно, чтобы кратко, но емко заявить о своем сюжете. Успешному видео нужна история. Поэтому в его сценарий необходимо включить некие опорные точки — ключевые эпизоды, которые подчеркнуть детали сюжета и обогатят его. Что касается финала, то лучшие в мире режиссеры всегда стараются сделать так, чтобы начало и конец фильмы были связаны. Зритель ничего не забывает, поэтому правильный финальный кадр делает снятый репортаж крепче и ярче.
Особое внимание стоит уделить первым кадрам репортажа и его завершению, а также ключевым эпизодам. [3]
Их можно собрать в первую очередь, а потом монтировать все остальное. Но не обязательно — у каждого со временем вырабатывается своя система. В случае необходимости (например, чтобы переход с закадрового текста на синхрон или стендап смотрелся мягче) мы можем захлестнуть видео с закадрового текста на синхрон или стендап, или наоборот — на синхроне или стендапе начать раньше монтажную фразу, которая потом будет продолжаться на закадровом тексте. Также можно пользоваться звуковыми захлестами (например, интершум или музыка захлестываются на начало синхрона).
На что стоит обращать внимание при монтаже? На все! Подрезайте грязь, следите за фазами движения, правьте чуть-чуть композицию кадра, если это необходимо, смотрите, чтобы не было микропланов. Микроплан — это два-три кадра («кадрика», 1/25 секунды), которые по ошибке оказываются между двумя полноценными кадрами. Например: идет длинная панорама (секунд десять), затем два — три «кадрика», которые остались от какого-то другого кадра, и следом нужный кадр секунд на пять. В итоге эти два-три «кадрика» будут «бить» по глазам. Это и есть и микроплан. И это технический брак.
Ошибки при монтаже Начинающий монтажер хочет сделать свой ролик особенным и хочет вложить в него все, что знает о разных монтажных приемах. Однако, для создания хорошего ролика нужно знать правила не улучшения, а скорее ограничения творческого порыва.
Самое главное — помнить идею фильма, сохранить целостность отснятого материала, не увлекаясь красиво отснятыми кадрами. Ошибкой при монтаже будет наличие длинный кадров, даже если они очень красивые, но при этом не соответствуют заявленной теме ролика. Не надо бояться резать фрагменты при монтаже. Возможно, они пригодятся для другого ролика.
Некоторые авторы роликов пренебрегают раскадровкой. Этого делать категорически нельзя, так как именно процессе раскадровки проявляется целостность ролика (см. п.1), вырисовываются планы и полное понимание сюжета.
Не стоит допускать при монтаже резкой смены ритма кадров. Если динамика склеек постоянно меняется, то ролик будет восприниматься нервным и непродуманным.
Наберитесь смелости «кропать» (масштабировать) свои кадры, отрезая лишнее, только перед тем как это сделать, рекомендуется внимательно посмотреть на кодр, что бы не «кропнуть» лишнее.
Много разных эффектов в ролике — это лишнее. Большая ошибка перенасыщать видео переходами, вспышками, наклейками, если только это не специальная съемка. Нужно держать стиль в монтаже до конца. Единственное стоит взять на заметку: если в ролике вы все же применили какой-то эффект, то профессионалы рекомендуют повторить его еще один раз в другом месте.
Музыка в ролике требует особенного подхода. Весь монтаж может быть испорчен неправильно подобранной фоновой музыкой или ее отсутствием в нужном месте.
В каждом ролике есть титры. Это важная составляющая при просмотре, они должны быть ровными, подходящими по цвету и размеру, стоять в нужном месте и не отвлекать от просмотра.
Ошибкой при монтаже также будет считаться неправильно выставленная цветокоррекция (перебор по яркости, неверная экспозиция) или криво вставленные чужие стоковые видео, резко отличающиеся по качеству и стилю от тех, которые используются при монтаже.
Ну и самая распространенная ошибка — забыть про автосейв, не сохранять проект во время работы. Если применять все правила монтажа изначнально, то многих ошибок можно избежать и сделать отличное видео.
Особое внимание стоит уделить первым кадрам репортажа и его завершению, а также ключевым эпизодам
После того, как мы собрали материал или программу по видео и утвердили монтаж у режиссера или руководителя программы (или сами у себя), можно переходить к следующему этапу — добавлению титров и спецэффектов, а также цветокоррекции.
Стоит отметить: если наш репортаж выходит в информационной программе, которая транслируется в прямом эфире, скорее всего, титры будут наложены прямо во время выпуска через специальную титровальную машину. Этап цветокоррекции в оперативных программах тоже, как правило, отсутствует, звук сводится прямо на эфире — через пульт в аппаратной. Поэтому в таком случае, монтаж по сути закончен. Если же речь идет о материале в записную программу или об отдельной записной передаче или фильме, тогда идем дальше — накладываем титры.
Прямая склейка («встык» или hard cut) — склейка, когда один фрагмент видео сменяет другой без какого-либо перехода.
«Косая» склейка (split cut) — это когда склейка по аудио не совпадает со склейкой по видео.
J-cut — это когда склейка по аудио «опережает» склейку по видео.
L-cut — склейка, когда при смене видеофрагментов аудиодорожка остается неизменной.
Черное поле — то технический брак, когда между двумя фрагментами видео «проскакивает» микроплан с черным экраном.
Собрать «рыбу» — сделать предмонтаж, то есть поставить на таймлинию в нужной последовательности все аудиофайлы с закадровым текстом, стендапы, синхроны и лайфы. После того как «рыба» готова, голос за кадром «перекрывают» картинкой, то есть добавляют видеоряд, который был снят оператором на месте событий.
Футаж — заранее снятый короткий ролик специально для видеомонтажа. Футаж может быть в виде фона с анимацией или шаблона с каким-то особым текстом. Кроме такого формата футажом считается спецэффект на прозрачном фоне или видео фрагмент по теме.
Линейный монтаж — это процесс монтажа и создания видеоролика, когда последовательность отснятого материала остается без изменений. В основном такой монтаж делается в реальном времени, когла переключаются камеры и планы на прямом включении.
Нелинейный монтаж — это процесс монтажа и создания видеоролика, когда записанные ранее видео можно разрезать, кадрировать, изменять, дополнять и переставлять местами. Такой монтаж является самым популярным.
Перебивка — это особый монтажный кадр, который используют как в кино, так и на телевидении. В таком кадре есть предметы или детали, которых нет в предыдущем или следующем кадрах. Но перебивка не вырвана из сцены, она лишь дополняет или уточняет ее.
Рендеринг — это процесс работы монтажной программы, который объединяет все видео и аудио дорожки, титры, различные эффекты в один целый финальный ролик.
Слоу-мо Slow motion-эффект (рапид) — особый эффект, который используется для замедления времени, чтобы привлечь внимание зрителя. Количество кадров в секунду при этом эффекте увеличивается, поэтому все предметы начинают двигаться с заторможенной скоростью. Эффект слоу-мо часто используется в боевиках или комедиях для создания особого эмоционального фона.
Раскадровка — кадры ролика, которые нарисованы заранее с учетом сценария и выбранных планов. Раскадровка похожа на комикс, однако в ней заложены вся структура съемки и целостность будущего фильма.
Мне глава понравилась по оформлению, но я поступаю не совсем так, как написано в статье. Новичкам я посоветую всё-же изучить её.
2. Самое удачное место
Думаю, везде всё построено одинаково, статья в общем была мне не интересна, потому что основы я уже знаю.
3. Самое неудачное место. Почему?
Такого у вас не имеется, как я уже сказал статья — познавательная, есть интересные идеи, которыми. может быть, я буду пользоваться в будущем.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Довольно маленький объём, зато практично. Тема довольна узкая, можно было бы написать более развёрнуто, ведь заголовок «монтаж по видео» может включать много пунктов.
Да, понравилась. Коротко и по делу. Все советы — правильные и рабочие, но у других людей может быть своя технология работы. Лично я предпочитаю собирать видео по частям, а потом я подставляю все фрагменты вместе и правлю ошибки.
2. Самое удачное место
Я не могу выделить одно место, потому что тут все советы нужно соединить воедино для того, чтобы получилось хорошее видео. Что-то выделять, а что-то опускать будет неправильно.
3. Самое неудачное место. Почему?
Это завит от предпочтений человека, который будет монтировать. Мне немного неудобно сначала собирать звук, а потом видео. Как я уже говорил, я люблю монтировать по кускам.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне всего хватило. Единственная вещь, которая мне не понравилась — это то, что написано немного сложно, но может только мне так кажется.
5. Что еще можете нам сообщить?
Все пожелания и оценки, написаны мной выше, поэтому будьте здоровы и до свидания.
Данная глава мне понравилась, так как она подробно объясняет новичкам основы монтажа. И помогает им хорошо освоиться в нашем общем деле.
2. Самое удачное место
Конец, разъясняющий новичкам, как работает монтаж в прямом эфире. Думаю, им будет интересно узнать про титровальную машину:)
3. Самое неудачное место. Почему?
Не раскрыта тема разных систем монтажа.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В тексте говорится, что «у каждого со временем вырабатывается своя система монтажа». Хотелось бы раскрыть эту тему и узнать популярные системы монтажа.
5. Что еще можете нам сообщить?
Хотелось бы при возможности добавить видео монтажа, предложенного на схемах, чтобы новички, читая данный учебник, понимали тему на примерах. Мы постараемся это сделать во время выполнения основного задания.
Глава мне понравилась, в отличие от многих других источников в открытом доступе, информация здесь изложена простым и понятным языком, речь идет не только о «сухой» теории, но и о практике, а главное — материал дополнен прекрасными картинками. Эту главу, даже в отдельности от всего учебника, стоило бы почитать каждому человеку, который берется за создание видео, ведь такой простой с первого взгляда, процесс монтажа имеет множество тонкостей и «подводных камней». Массовое прочтение этой главы начинающими (и не только) монтажерами, в первую очередь больше помогло бы зрителю, сократив количество некачественных роликов на просторах интернета, если не вдвое, то хотя бы на четверть.
2. Самое удачное место
Самым удачным местом главы мне показались советы о том, на что в первую очередь стоит обратить внимание при монтаже. Ведь именно такие мелочи чаще всего и затрудняют просмотр любого видео. Все описано очень емко, ясно, доступно и без лишней воды, а это сейчас очень большая редкость.
3. Самое неудачное место. Почему?
Наверное, одновременно и сильная, и слабая сторона главы — рисунки, ведь монтаж видео — это сложный процесс, а передать процесс через статичное изображение довольно сложно. Мне кажется, что некоторые моменты было бы легче, а главное доступнее объяснять при помощи небольших видео, которыми стоит дополнить материал. С другой стороны без картинок в учебнике тоже не обойтись, а именно они в этой главе просто замечательные. Обычно рисунки в материалах подобного рода подходят только для того, чтобы разбавить бесконечный поток текста, а здесь иллюстрации действительно дополняют написанное и помогают в понимании.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Эта глава очень хорошо подходит для тех, кто только начал осваивать монтаж или тех, кто только собирается этим заняться и хочет поближе познакомиться с миром монтажа. А вот ребята, которые уже знакомы с этим и имеют определенные навыки, скорее всего, пока смогут лишь освежить уже имеющиеся знания. Еще, наверное, можно было бы добавить вставки не только дающие определения основным понятиям, но и объясняющие разницу между ними. В этом разделе можно было бы обозначить основные отличия между понятиями кадр и план или между словами перебивка, переход и подсъемка.
5. Что еще можете нам сообщить?
Такой учебник — прекрасная возможность не только помочь начинающим журналистам, режиссерам и монтажерам, но и познакомить широкие массы с процессом видеопроизводства. Ведь уже сегодня видео является основным средством передачи информации, мы встречаем его буквально на каждом шагу, и было бы очень хорошо, если бы все они или хотя бы большинство из этих видео были качественными.
Монтаж для меня сейчас очень важная тема, я стараюсь многое узнавать и пробовать какие-то приемы и находить ошибки в своих работах. В этой главе рассмотрены базовые приемы и ошибки, то, с чего стоит начать.
2. Самое удачное место
Часть про то, на что стоит обращать внимание при монтаже, по-моему, самая главная, написана телевизионным слэнгом, очень важно понимать профессионализмы.
3. Самое неудачное место. Почему?
Наверное, будет еще понятнее, если добавить короткие видео или gif, на которых будет именно тот шаг в монтаже, про который написано.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Пока мне всего хватило, ведь глава еще пишется.
5. Что еще можете нам сообщить?
Я бы предложила разобрать тему полиэкран. Этот прием все чаще используется в телевидении, не такой сложный в исполнении, но очень эффектный.
Полезная глава, особенно для всех интересующихся видео, а оно в последнее время стало одним из способов выражения практически всего.
2. Самое удачное место
Мне понравился раздел «Что почитать». В море книг можно легко потеряться, а тут информацией делятся знающие люди. Особенно актуальны ссылки на онлайн книги.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Исправлять ничего не хочется, возможно, не хватает видео иллюстрации к разделу «Ошибки монтажа»
5. Что еще можете нам сообщить?
Такой учебник очень нужен, хорошо, что в нем есть работы детей и подростков, когда понимаешь, что могут другие, то веришь в свои силы.
Глава мне очень понравилась. Она действительно очень помогает при первых шагах в монтаже, или даже если у вас уже есть опыт в монтаже, эта глава напомнит вам об основных правилах и уж точно не помешает в работе.
2. Самое удачное место
Наиболее подробно и удачно, по моему мнению, в этой главе рассказывается про нахлесты. Здесь объясняется, для чего они нужны, а также когда и как их лучше использовать.
3. Самое неудачное место. Почему?
Я бы побольше рассказала про перебивки. Здесь не очень подробно объяснено, что это такое, и тем, кто только начинает свой путь в монтаже, смысл перебивки может быть непонятен.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
В этой главе все написано понятно и доступно. Но все-таки некоторые вещи можно было объяснить чуть подробнее. Например, если говорить про титры, то в главе не написано, как лучше и правильнее их накладывать.
5. Что еще можете нам сообщить?
Такие обучающие статьи, о правильном монтаже, съемке — о чем угодно, очень важны. Они являются отличными помощниками для начинающих в этой сфере и не только.
Мне как человеку, который специализируется на монтаже видео, приятен обучающий материал из этой сферы.
2. Самое удачное место
Нахлёст. Простой приём, смотрится профессионально. Возьму в арсенал.
3. Самое неудачное место. Почему?
Не наблюдается.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мне не хватило конкретно приёмов, благодаря которым видео будет смотреться приятнее.
5. Что еще можете нам сообщить?
Для меня в видеоролике важно не только видеосоставляющее, но и музыка. Она помогает определить настроение и темп ролика. И также приятно, когда ритм в музыке совпадает со сменой планов.
Глава понравилась. Информативная, конструктивно написанная, без лишней «воды» в тексте.
2. Самое удачное место
Особое внимание стоит уделить первым кадрам репортажа и его завершению. Очень правильные мысли. Первые секунды (даже не минуты) репортажа очень важны. Именно тут зритель понимает будет он смотреть дальше или нет. Ну, а финальный аккорд, не менее важен, чем начало. Это то, что оставит послевкусие и желание пересмотреть, переосмыслить увиденное
3. Самое неудачное место. Почему?
Не могу сказать, что «ошибки монтажа» неудачное место в главе. Но, на мой взгляд здесь можно доработать.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Нет, текста монтажа по ритму мелодии, если ее добавить на фон видео.
Обычно в репортаже фоновая музыка не приветствуется. Порой это считается ошибкой, особенно когда музыка заглушает звук голоса. Но, фоновая музыка часто придает настроение сюжету. Настраивает на ритм. Только надо не забывать, что есть монтаж по ритму… Но это уже другая история))
5. Что еще можете нам сообщить?
Спасибо, что пишется этот учебник. Считаю, что это очень важное дело
Мне очень понравилась эта глава, потому что я люблю снимать и монтировать видео.
2. Самое удачное место
Ошибки по монтажу. Так как я сам в начале делал их очень много, то здорово, если кто-то, узнав о них заранее, сможет избежать такого.
3. Самое неудачное место. Почему?
Визуализация, но, возможно, это для меня. Я считаю, что нарисовать некоторые советы просто невозможно, это не поможет в понимании ошибки, а только запутает. Лучше создавать пошаговые инструкции и делать скрины экрана. Но все же это тоже поможет мало. Лучшая инструкция для видео — видеоинструкция.
4. Чего вам не хватило? Что хочется исправить и почему?
Мало иллюстрированных моментов. Люблю картинки и видео нарезки.
5. Что еще можете нам сообщить?
Не делайте многократный рендеринг, если вы что-то забыли, то лучше работать в сохраненном проекте, а вот уже отрендеренный ролик на повторном монтаже потеряет в качестве.