После того, как материал импортирован в проект и организован, можно приступать непосредственно к монтажу. Технологичнее сначала собрать материал по звуку — то есть в соответствии со сценарием (текстом сюжета) выложить на монтажном столе (timeline) в нужной последовательности фрагменты закадрового текста, синхроны, стендапы и лайфы. Если предусмотрена музыка, можно поставить и ее.
Перебивки На этом же этапе можно поставить перебивки, если они нужны. Перебивка — это кадр, который позволяет скрыть «скачок» изображения при склейке двух фрагментов одного синхрона, который записан на одной крупности, на одном фоне. Вы сняли интервью с человеком, после вы хотите взять фразу из начала и пару фраз из конца. Эти фрагменты отлично стыкуются по звуку, но человек «дергается»: например, в конце первого фрагмента смотрит налево, а в начале следующего — направо. Эта склейка будет заметна. Вот чтобы ее скрыть и нужна перебивка. Это кадр слушающего корреспондента, какая-то деталь интерьера, руки. По возможности на съемке всегда стоит снимать несколько перебивок. Чаще всего они находятся на исходнике рядом с интервью — поэтому их удобнее ставить вместе с синхроном, чтобы потом не искать в исходнике снова этот момент. [1]
В качестве перебивки может выступать и монтажная фраза. Это последовательность кадров, объединенных общей мыслью. Естественно, они должны быть связаны с тем, о чем говорит герой: рассказывает о производстве автомобилей — покажите конвейер, идет речь о том, как первоклассникам нравится новая игровая комната — покажите эту комнату и довольные лица ребят. Кадры проиллюстрируют синхрон и подтвердят его достоверность.
Такие перебивки, естественно, стоит вклеивать потом — не тратить на них время в тот момент, когда вы собираете материал по звуку.
Вспышка Что делать, если перебивок нет? Нет совсем. В крайнем случае можно поставить так называемую вспышку — 2–3-4 кадра белого поля. Она создает эффект, подобный вспышке от фотоаппарата, и позволяет скрыть скачок изображения.
Здесь будут примеры «вспышек». Присылайте свои варианты. Пользуясь опцией «Видео» покажите, как выглядит прием «вспышка» внутри видео.
Раньше, когда все монтировали на видеомагнитофонах, просто переписывая фрагменты исходника в нужной последовательности на мастер (то есть на кассету с готовым материалом), вспышки ставили прямыми склейками (белое поле было записано на отдельной, так называемой «оформительской» кассете, которая была почти во всех аппаратных). Сейчас — в век нелинейных монтажных систем, к которым относится и Adobe Premiere — можно вклеить вспышку через небольшой наплыв (2–3 кадра в начале белого поля и 2–3 кадра в конце, в момент полного перекрытия белым происходит смена кадра, возможны и более сложные конфигурации). Кроме того, в Adobe Premiere есть специальный эффект Dip to White (во вкладке Effects — папка Video Transitions — папка — Dissolve — Dip to White).
Вспышками лучше не злоупотреблять. Есть мнение, что их вообще ставят от бессилия, когда нет времени или лень искать нормальные перебивки. Отчасти это так, но бывают разные ситуации. Например, у вас синхрон, состоящий из двух частей: первая часть совсем короткая — 2–3 секунды, вторая — гораздо длиннее. И при том эта вторая часть начинается с яркой эмоции героя. Если бы не было этой эмоции, мы вполне могли бы перекрыть начало второй части перебивкой (естественно такой, которая подходит по смыслу и которую можно вклеить в это место по правилам монтажа). Но поскольку эмоция есть — и терять ее не хочется — сюда перебивку поставить мы не можем.
Если бы синхрон шел после закадрового текста, скорее всего, можно было бы перекрыть первую часть какой-то картинкой — просто продлить видео, которым мы закрывали закадр. Конечно, нужно смотреть, как это будет выглядеть, но чаще всего схема рабочая. Но в нашем случае синхрон из двух частей идет в череде других синхронов, причем это синхрон молодого человека, и он идет следом за синхроном другого молодого человека, голоса чем-то похожи и потому, если мы перекроем первую часть составного синхрона перебивкой, зритель не сразу поймет, что говорит уже другой человек. Это нехорошо. И именно потому в этом случае имеет смысл поставить вспышку. В виде исключения.