Создать «национальный подростковый бестселлер», который составит альтернативу сериалам о школе и мистической беллетристике, популярной среди молодежи. По итогам проекта повесть должна, как это видится создателям, претендовать на «Золотую полку» в школьной библиотеке.
Проект начался в 2009 году, когда была поставлена цель написать повесть о школе по заданной фабуле. Всего предлагалось написать 15 глав (у каждой главы — новые авторы, по принципу эстафеты). На написание одной главы давалось 5 дней, по прошествии которых авторы обязывались представить готовую главу, семь иллюстраций (одну — афишу, как бы обложку к главе), хистори («как мы это делали»), завещание следующей группе авторов и при необходимости — доработать свое творчество. В первом «круге» проекта участвовали 17 команд из разных городов, более 200 человек.
В следующие годы проект втянул в себя много разных направлений: тут и съемка буктрейлеров, и написание песен, и иллюстрирование глав, и фототеатр, и создание карт, и исторические заметки, и изобретения, и даже кулинарный театр. Поскольку сюжет касается школы, то на страницах повести воссоздаются уроки, причем подача материала идет «от детей». Герои повести — обычные школьники, поэтому есть место любви и дружбе, вражде и головокружительным приключениям в недрах загадочного кафе «29 генваря»
Продолжение: см. ниже, в разделе «История проекта»
Сверхзадача
По итогам проекта когда-нибудь будет издана книга в 3-х томах (по 400 стр. с цветными иллюстрациями) с приложениями. Отдельно планируется каталог «Руку приложили» — с личными историями авторов.
Сейчас повесть превратилась в уникальное интерактивное чтение, где читателю предлагается множество творческих опций: «Кораблики» с заданиями, «Зеленые слова» (создание сносок и примечаний), «Афоризмы», «Проиллюстрируй» и множество других.
В имеющихся главах есть «пропуски» (помечены значком <…> — их можно сразу заполнять, при чтении глав и отправлять с помощью специальных интерактивных форм. Иллюстрации тоже можно закачивать прямо в главы (опция «Проиллюстрировать»). Опция «Зеленые слова» — для создателей примечаний, объяснений терминов (не переписываний из Википедии). При чтении глав просим всех заполнять «Читательские анкеты» — этим вы поможете проекту.
Мультимедиа проект «Коллективная повесть» продолжает искать золотые перья, карандаши и объективы, а также много чего и кого еще! Приглашаются творческие команды и талантливые одиночки: литераторы, иллюстраторы, операторы и режиссеры, энциклопедисты, изобретатели, фотоколлажисты, картографы, химики и физики, гуманитарии и технари, заинтересованные читатели, критики-рецензенты и мн. др.
Главы повести пишутся и иллюстрируются в режиме онлайн; одновременно ведется обсуждение и вносится правка. Первоначально участники проекта записывались на создание одной главы (текст, обложка, 5 иллюстраций). Теперь, когда основной массив повести создан, мы занимаемся шлифовкой текста и иллюстрированием, созданием разных приложений (даже музыкальных) и досочинением отдельных эпизодов.
Принять участие в этом грандиозном проекте может любой школьник, любой взрослый — одним словом, любой творческий человек. Вариант 1. Можно работать в «свободном режиме» — в любой главе имеются «кораблики» с заданиями. Также все эти задания собраны в один Задачник
Вариант 2. Раз в год проходит малая большая игра «29 генваря», которая объединяет команды российских детских СМИ для творческой работы над повестью.
Основное действие разворачивается вокруг кафе «29 генваря», куда ведут следы Тайны. В недрах кафе находится разгадка, которая разбита на 15 иносказательных частей. Героям нужно попасть в 15 комнат, раздобыть 15 улик, сложить их все вместе. Каждое путешествие в кафе оборачивается уликой (вещь, предмет, подсказка), которую кафе «дарит» своим посетителям. Только собрав все улики воедино, герои смогут разгадать таинственный смысл послания.
Красная нить — исторические события 1713 года. Во время приключений герои встречаются с персонажами эпохи Петра I и самим монархом. Главный антигерой — двойник царя, один из обитателей странного кафе — чинит им разные пакости (даже берет в плен девочку, за которую будут сражаться два ее одноклассника).
Чем завершится повесть, уже известно. Однако несколько последних глав еще не написаны.
Герои Коллективной повести — ребята из школьной газеты «Полундра» и их педагог, главный редактор. Школа — важное действующее лицо повести. Личные истории ребят, дружба, любовь, взаимовыручка и предательство, разные характеры, увлечения, талантливые и неординарные личности, связанные общим делом, — вот лейтмотив повествования.
Фабула
Действие происходит в наши дни. Перед нами главный герой, он задается важным вопросом, ответ на который ищет. Как многие известные сыщики, он имеет примечательные детали в одежде, внешние атрибуты, сразу выделяющие его из толпы и переходящие из главы в главу.
Все основное действо разворачивается вокруг кафе «29 генваря», куда ведут следы тайны. Кафе находится на заброшенной улице, оно обозначено вывеской на доме с одной дверью. В отличие от других людей герой не может туда войти, для него существует некое препятствие.
Главному герою понадобится помощь гонцов, а еще предстоит пройти испытания. Ведь внутри кафе находится странная сфера. Все, кто туда заходят, оказываются в приключенческом пространстве: здесь разворачиваются бытовые, исторические или фантастические эпизоды с соответствующими героями и событиями. Неизменным итогом каждого путешествия становится Улика: предмет, вещь, документ или что-то иное. После того, как первый посланец заходит в кафе, выясняется, что улика разбита на 15 иносказательных частей.
Историческая подоплека
Когда-то, полный решимости «прорубить окно в Европу», Петр I лично руководил модернизацией кириллицы. Он задался целью придать русской светской книге новый облик. Дальше Петр подписал указ: «… гражданския книги печатать… новыми азбуками…» Все это сопровождалось разными непростыми событиями…
Сами события — по выбору авторов-создателей, но «удержанием» сверхзадачи: прочитав повесть, читатель должен задуматься о том, как будет выглядеть наша отечественная печатная продукция, Интернет, и в целом — наша визуальная среда в ближайшие годы.
В 2010 повесть продолжили уже писать на виртуальных уроках мастер-класса по сети «Создание произведения» (поток № 9). Это была очень продуктивная, интересная, дружная и воодушевленная работа.
Далее в проект вступил авторский коллектив (2011 г.), который переработал имеющиеся главы, ввел в повесть школу, уроки, личные истории персонажей. В повести появились новые сюжетные линии.
В 2012 году работа в проекте приостановилась — портал переживал не лучшие свои времена. Однако в 2013 году все вспыхнуло с новой силой, и причиной творческого взрыва стала онлайн игра «29 генваря». За два года в ней приняло участие более 500 человек, появились фанаты проекта и люди, творческий вклад которых трудно переоценить. Им обязательно будет посвящено отдельное место в будущей книге.
Сейчас ежегодно в МБИ «29 генваря» участвуют сотни детей и взрослых, а повесть на эти дни оживает и врывается в нашу жизнь как вихрь.
Темой Спецвыпуска по Сети IX сезона Конкурса школьных изданий стало 300-летие реформы гражданского кириллического шрифта при царе Петре I. Коллективная повесть была задумана как раздел этого собираемого по Сети журнала. Но очень быстро, и из-за энтузиазма участников, и из-за масштабности работы, литературный труд над повестью вылился в отдельный, самостоятельный проект. Поэтому в Спецвыпуск не вошли главы самой повести. Редакция журнала ЛГО разместила в выпуске материал о том, как и кем готовилась Коллективная повесть, а также краткое содержание написанных глав для людей, только знакомящихся с проектом.
Опубликовано: ЛГО, № 2-3, 2010 208 стр., цветность: 4+4, фотографии
Полундра проводит День хорошего почерка Игровая группа Аз
*.PDF 4 Мб
Эксклюзивные изобретения Степана Пусякина Игровая группа Буки
Коллективная повесть стала темой Большой игры конкурсного сезона 2009-2010 года. Ребятам было предложено стать героями повести, а один из московских лицеев на три дня превратился в мистическое заведение, в котором и происходят чудеса повести. Игра получила знаковое название: «29 генваря». В истории — это день введения нового шрифта царем Петром, а в повести так именуется то самое волшебное кафе, в котором герои встречаются с прошлым: персонажами петровской эпохи, так или иначе связанными с реформой шрифта.
В кафе «29 генваря» комнаты имеют необычную планировку. Герои, побывавшие внутри кафе, создали план комнат и пришли к выводу, что своими очертаниями они напоминают буквы старинной русской азбуки.
Школьная редакция
Главный герой повести — никто иной, как педагог, возглавляющий школьную газету. Историк по образованию, Круглов в молодости подробно изучал эпоху петровских преобразований, в том числе и реформу шрифта.
Подопечные главного редактора — школьники, участвующие в создании газеты «Полундра». Именно им приходится посещать кафе, бродить по странным комнатам и попадать в другое время и даже измерение.
Ребятам, приехавшим из разных уголков страны, воплотиться в девочек и мальчиков из школьной редакции газеты «Полундра» было несложно — ежедневно из года в год они принимают участие в создании юношесских журналов, альманахов, газет в своих родных школах.
Задание
На Большой игре каждой команде было предложено создать, сверстать и выпустить фигурирующую в повести газету «Полундра».
Команды получили названия букв старого, дореформенного алфавита русского языка, на которые так похожи комнаты кафе.
Аз
Буки
Веди
Люди
Пси
Рцы
Фита
Дистант-БИ
Телетайп-БИ
Каждая команда делала свой выпуск «Полундры», посвященный определенной тематике. Подробно с заданием ознакомиться можно в Оглавлении.
Эмоции
Каждый год на Большой игре присутствуют и новички, и те, кто приезжает поучаствовать и во второй, и в третий раз. А с ними — руководители школьных издательств. За десять лет общения они успели привыкнуть к детским творческим достижениям и успехам на Большой игре. Но в этот раз мероприятие превзошло все их ожидания. Мы слышали отзывы: — Так интересно не было никогда! — Коллективная повесть внесла свежую струю в Большую игру!
Выпуски Полундры
Как и ожидалось, ребята с заданием прекрасно справились. Получилось девять первоклассных выпусков газеты «Полундра» и ее приложений. Все они разные и все безумно интересные.
«День хорошего почерка». В основу этого выпуска газеты «Полундра» легла акция, проведленная учениками школы городка N из повести. Оказывается, писать красиво надо не только на радость учителю, но и себе на пользу.
«Эксклюзивные изобретения». Выпуск газеты посвящен технологическим новинкам Степана Пусякина, главного изобретателя школы гордка N, где разворачиваются события Коллективной повести. Сами устройства не менее оригинальны, чем их названия: мыслеуловитель, ЧМУП и портативное дознавало.
«Революция и эволюция», выпуск газеты, посвященный философской проблеме: какой путь развития эффективней, тот, что предполагает последовательное движение или прорыв, резкий скачок от нового к старому. Разбирались в такой непростой для школьников проблеме участники группы «Веди».
«Были и небыли», приложение к газете «Полундра», обо всем том, что так волнует школьные сердца: подслушанные разговоры, чувства, девочки, мальчики.
«Окно в иллюминаторе»— альманах. Приложение к газете Полундра. Стихи, веселые истории, фотографии о школьной жизни — такой своеобразный калейдоскоп о тех, кто плавает, о тех, кто в море.
Научно-популярный сборник «Науки питают юношей» является приложением к газете «Полундра». Имея в школе такого изобретателя, как Степан Пусякин, снабжающего учеников очередными техническими ноу-хау, постоянно приходиться издавать инструкции и полезные советы, где можно применить изобретения, как применить и какую ценность они имеют для мировой науки в целом.
«Революция и эволюция»— выпуск газеты посвящен философской проблеме: какой путь развития наиболее плодотворен, постепенное развитие или резкий скачок, прорыв вглубь знаний?
«Девять узлов». В этом выпуске Полундры всего понемногу: инструкции к применению изобретений Пусякина, незабываемый фоторяд с огнетушителем и симпатичным полундровцем и попытка раскрыть загадки таинственных артефактов из кафе 29 генваря.
В выпуске «Баковый вестник» ребята из команды Телетайп оригинально обыграли морское название газеты. Здесь и рубрики имеют морские заголовки, а на иллюстрациях то очаровательная русалка, то милый плывущий по морю кораблик из приключенчиских повестей.
Альманах «Стихи и прозы» создавала группа детей, игравших дистанционно. Ребят не было в лицее, они объединились в команду по сети и выполняли задания под руководством тьютора. От лица героев повести были написаны и опубликованы стихотворения: учитель-конформист сокрушается о прежних временах, ученик-пессимист жалуется на непонимание.
PDF-версии выпусков «Полундры» смотрите, нажав на обложку под названием выпуска.