|
|
|
|
|
|
|
|
Творческая задача: Создать коллективную повесть, в которой упоминаются некие исторические события. Каждая команда, которая изначально принимала участие в этом проекте, создавала одну главу (15 000 зн, 5 картинок, обложка, 3 цитаты из текста для выноса на поля; раздел «Из истории создания этой главы»)
Общий итог: Детективная повесть с историко-культурным контекстом.
Проект стартовал 15 октября 2009 и продолжается по настоящее время На этой странице представлено ТЗ, которое давалось участникам проекта, которые писали главы 115. | | |
В 2010 повесть продолжили уже писать на виртуальных уроках мастер-класса по сети «Создание произведения» (поток № 9). Это была очень продуктивная, интересная, дружная и воодушевленная работа.
Далее в проект вступил авторский коллектив «Бригада первой волны» (2011 г.), который переработал имеющиеся главы, ввел в повесть школу, уроки, личные истории персонажей. В повести появились новые сюжетные линии. В целом она превратилась в уникальное интерактивное чтение, где читателю предлагается множество творческих опций: «Кораблики» с заданиями, «Зеленые слова» (создание сносок и примечаний), «Афоризмы», «Проиллюстрируй» и множество других.
В 2012 году работа в проекте приостановилась портал переживал не лучшие свои времена. Однако в 2013 году все вспыхнуло с новой силой, и причиной творческого взрыва стала он-лайн игра «29 генваря». За два года в ней приняло участие более 500 человек, появились фанаты проекта и люди, творческий вклад которых трудно переоценить. Им нужно обязательно посвятить отдельное место в будущей книге. | |
|
|
|
|
|
|
Каждая команда оставляет последователям «творческое завещание», в котором указывала необходимые подробности и мысли о дальнейшем развитии сюжета.
| . |
Общие установки
|
На работу с одной главой дается 5 дней. Все команды пишут по очереди. Участники из резерва предоставляют свои главы в любое время. Также резервисты берут на себя обязательства заменить законных авторов в случае форс-мажора и участвовать в обсуждениях. |
|
Место встречи Дежурка № 15. Там надо оставлять сообщения о ходе работы, обсуждать и комментировать главы коллег. |
|
К каждой главе повести подкручена система комментариев и «Читательская анкета». Их нельзя было оставлять без внимания, поскольку коллективные обсуждения один из важных моментов проекта. |
Фабула |
Всем участникам проекта должны развивать следующую фабулу. Действие происходит в наши дни. Перед нами главный герой, он задается важным вопросом, ответ на который ищет. |
|
Как многие известные сыщики, он имеет примечательные детали в одежде, внешние атрибуты, сразу выделяющие его из толпы и переходящие из главы в главу. |
|
Наша повесть историко-детективная. В центре ее некая интрига, связанная с историей гражданского кириллического шрифта и с петровской азбукой. |
|
На кону оказывается что-то очень ценное жизнь, честь, репутация, судьба главного персонажа, а, возможно, и его близких людей. А может быть судьба будущей русской письменности. |
|
Все основное действо разворачивается вокруг кафе «29 генваря», куда ведут следы тайны. Кафе находится на заброшенной улице, оно обозначено вывеской на доме с одной дверью. |
|
В отличие от других людей герой не может туда войти, для него существует некое препятствие. |
|
Но ему позарез надо узнать, что там внутри, кроме того, известно, что в заведении находится главная улика, замешанная в интриге. Она складывается из ряда других улик, которые приносят посланцы. |
|
После того, как первый посланец заходит в кафе, выясняется, что улика разбита на 15 иносказательных частей. |
|
Чтобы раздобыть улики, главному герою понадобится помощь гонцов, а еще предстоит пройти испытания. Ведь внутри кафе находится странная сфера. Все, кто туда заходят, оказываются в приключенческом пространстве: здесь разворачиваются бытовые, исторические или фантастические эпизоды с соответствующими героями и событиями. Все это на выбор команд, но неизменным итогом каждого путешествия становится Улика: предмет, вещь, документ или что-то иное. Эту улику команда размещает на обложке своей главы. |
|
Один за другим эти предметы, которые оказываются у главного героя после каждой очередной «командировки» в кафе, складываются в послание, адресованное главному персонажу. Об этом он начинает постепенно догадываться. Расследование усложняется, он уже просит принести из странного кафе конкретные предметы, которых не хватает для разгадки, по его мнению. |
|
Каждая глава описывает какую-либо вероятную или невероятную историю, которая происходит с героями в процессе расследования дела, имея в виду заданную историческую подоплеку. |
|
Сами события по выбору создателей, но «удержанием» сверхзадачи: прочитав повесть, читатель должен задуматься о том, как будет выглядеть наша отечественная печатная продукция, Интернет, и в целом наша визуальная среда в ближайшие годы. Поскольку все авторы имеют отношение к Школиздату, предлагается сделать лейтмотивом повести школу, школьную редакцию, школьную газету. |
|
Чем закончится повесть пока неизвестно. Последние главы пишут все команды. |
Историческая подоплека |
|
Историческая подоплека, которую нужно упомянуть в повести. 300 лет назад, полный решимости «прорубить окно в Европу», Петр I лично руководил модернизацией кириллицы. Дело было так. Петр, посетив Амстердам, получил большое впечатление от вида тамошних печатных изданий. И задался целью придать русской светской книге, до этого набираемой архаичными полууставами, облик, характерный для европейской книги того времени. Эскизы новых русских букв трех размеров Петр собственноручно передал чертежнику и рисовальщику с поручением создать новые литеры. |
|
Затем в Голландии был приобретен печатный станок и наняты квалифицированные мастера-типографы для обучения русских специалистов. Дальше Петр подписал указ: «… гражданския книги печатать… новыми азбуками…» Все это сопровождалось разными интересными событиями, которые нужно упромянуть в нашей повести. |
|
|
Как работаем |
|
Перед вами довольно редкий жанр коллективная повесть. Литературный труд такого рода требует соблюдения некоторых общих условий, чтобы авторы не разбрелись в своих творческих исканиях. Оговорим главные правила, а детали см. в ТЗ № 5. |
1 |
Все герои должны остаться в живых и вернуться в исходную точку. |
2 |
События происходят наяву, а не во сне. |
3 |
Очередной коллективный автор (команда) обязательно изучает и анализирует главы предшественников: сюжетные линии, повороты событий, детали, которые следует учесть в продолжении. |
4 |
Каждая команда двигает сюжет в направлении главной интриги, исходя из содержания предыдущих глав. В помощь ей синопсис, путеводитель по Коллективной повести. Синопсис включает краткий пересказ событий предыдущих глав историко-школьного детектива. Структура синопсиса представляет собой рубрики, которые обновляются после каждого выхода очередной главы повести. |
5 |
Создание главы начинается с сюжетного плана, который сразу, до написания текста главы, публикуется на портале, обсуждается (с Мастером, коллегами) и только после этого пишется сама глава. |
6 |
Если по ходу действия возникает необходимость подкорректировать события (характеры героев) в предыдущих главах, команда может это сделать, согласовав изменения с авторами-предшественниками и с Мастером. |
7 |
Мастер проводит, по запросу авторов, литературную обработку текста; но и команды следят за развитием повести и предлагают свою правку в «дружественные» главы, таким образом, строится коллективная работа (можно и даже желательно приглашать к себе в соавторы коллег и Мастера, можно включать в свою главу эпизоды, написанные другими командами и иллюстрации, подготовленные коллегами). Команды, которые так поступают, проявляют не слабость (как ошибочно могут подумать начинающие авторы), а силу. Не забываем наша повесть коллективная. Условия жанра нужно соблюдать. |
8 |
Запрещается самовольное введение новых персонажей: развивайте характеры уже «включенных» героев, а не введением в оборот новых. |
9 |
События по принципу «вдруг с потолка потек сироп, а потом про него все забыли» категорически исключаются. События должны быть мотивированы главной интригой (детективной проблемой), а поступки героев их «легендой» (характером). |
10 |
Глава должна завершаться (или обрываться) таким образом, чтобы сюжетный поворот был завершен (читатель «завис» на интриге), но при этом следующая команда получила от своих соратников разрешимую проблему, загадку или конфликт, которые можно вписать в новый поворот сюжета. |
11 |
Недописанное приключение можно завещать другой команде (но принцип законченного сюжетного поворота должен быть соблюден). Для этого команда должна оставить следующей четкие установки. Особенность такой работы в том, что каждый автор пишет одну главу (оставляя интригу сюжетного поворота для следующего автора), но при этом обязательно должен держать в голове свою версию всей истории от своего места повести и до финала. |
Механика проекта
|
Участники проекта методом тыка мыши выбирают порядковый номер главы и срок (дату начала работы и дату закачки результата). Не позднее 23 часов 59 минут последнего дня работы глава выкладывается в виде файла с текстом и картинками (которые закачиваются еще и отдельно, в соответствии с инструкцией). |
|
Помимо прочего, есть еще «секретные фразы», которые высылаются командам для включения в текст главы. |
|
Поощряется, если при передаче эстафеты команда инициирует обсуждение своей главы на Дежурке № 15 и предложит свои вопросы участникам-читателям о дальнейшем развитии событий. Результаты опроса будут хорошим подспорьем для следующей команды. А сам опрос удерживал бы интригу всех портальных гостей, а не только писателей. |
|
Форс-мажор. Если произошел «отвал команды» находится срочная замена, из числа «резервистов», либо «порядковый номер» пропускается и продолжает повесть следующая команда. |
Обязательные требования |
Результат от каждой команды: Иллюстрированная глава (примерно 15 тыс. знаков; не менее 5 картинок весом от 2,5 до 3 мб). Технические требования см. инструкцию. |
|
Глава должна быть правильно офомлена: отредактирована; в «хистори» указываются все авторы, распределение их ролей при написании повести. Фото авторов закачиваются в гусеницу «Авторы» |
|
Авторы сами делят свой текст на примерно 15 нумерованных эпизодов в соответствии со своим сюжетным планом. |
|
Страницы в файле обязательно нумеруются. В соотвествии с шаблоном главы (скачать с пульта) на каждой странице ставится колонтитул (регномер, издание, город, «стр. из _», «Дата печати». |
|
Файл начинается с «паспортички» (История работы с этой главой»). |
|
Иллюстрации: фотографии или рисунки, соответствующие детективному жанру, то есть остросюжетные. Яркие визуальные облики героев. Каждой команде, участвующей в проекте, предлагается провести фотосессию и создать цикл фотографий с персонажами повести в предлагаемых обстоятельствах. |
|
Каждая команда пишет «Завещание» следующей. |
|
Каждую главу в обязательном порядке предваряет обложка с изображением улики. |
|
Папка для загрузки результатов: Коллективная повесть. Вход: с Дежурки Коллективной повести кликнув на ссылку «Загрузить работу» расположенную под Гусеницей.
|
|
|
1 |
Демофайл (D*) со всеми материалами |
Гусеница Коллективной повести, папка «Новые главы»
|
Воссоздать не только текст главы, но и историю работы с ней. Пронумеровать страницы. Поставить колонтитулы. |
|
2 |
Обложка издания в формате *.jpg, выполненная в духе темы |
Гусеница Коллективной повести, папка «Обложки» |
Указать название издания, номер и год выпуска, школу, город, штрих-код (подальше от переплета) |
|
3 |
Все изображения, используемые в главе, с точным соблюдением требований, изложенных в ТЗ № 14, п. 2 |
Гусеница Коллективной повести, папка «Иллюстрации к повести» |
Формат *.jpg. Вес фото для полиграфии: от 2 до 3,5 Мб, разрешение: около 3000 x 4000 пикселей |
|
4 |
Фото авторов и краткие данные о них |
Гусеница КП, подпапка «Авторы» |
Закачивают сами авторы, иначе их фото будут отражаться в Портфолио других участников. Если портрета автора нет в Коллекте или изображение не соответствует требованиям ТЗ № 14, п. 2, работа может быть отклонена |
|
5 |
Несколько презентационных фото команды и рассказ о ней |
Гусеница Спецвыпуска, папка «Наша команда» |
Если снимки отсутствуют или не соответствуют требованиям ТЗ № 14, п. 2, команда будет представлена на страницах повести без фотографии и «легенды» |
|
6 |
Фото из цикла
«Процесс» |
Гусеница Спецвыпуска, папка «Процесс» |
Фотографии, рассказывающие о ярких моментах работы, общей атмосфере. Загружать по ходу проекта |
|
|
Это еще не все! Не расслабляйтесь! | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Все участники эксперимента находятся почти в одинаковом положении проблема никем не изучена и история вопроса почти никому не известна. В ходе написания повести авторам нужно будет познакомиться с историческим материалом (почитать доступные им источники), по желанию списаться с российскими специалистами, владеющими темой (современный Интернет дает такую возможность, и в своих городах все наверняка смогут найти знатоков, что гораздо интересней, чем Интернет).
|
Понятно, что за сжатые сроки глубоко проработать тему не получится. Однако даже в поверхностном прикосновении к ней есть свой резон. Мы не стремимся создать шедевр. Наша задача обратить внимание школьников на историю книги и задуматься о том, как будет выглядеть наша отечественная печатная продукция, Интернет, и в целом наша визуальная среда в ближайшие годы.
|
Команды, желающие принять участие в эксперименте, могут начать изучение темы без промедления. В первую очередь советуем почитать фундаментальную книгу «Три века русской орфографии» Т.М. Григорьевой, где подробно описаны и Петровские реформы русской графики и дискуссии вокруг реформирования орфографии.
|
В конце семнадцатого столетия в Амстердаме стали публиковаться светские русские книги, напечатанные особым новоизобретенным шрифтом: буквы были яснее, проще по форме и очертаниями своими напоминали латиницу. Это поразило Петра Великого и подало ему первую мысль о преобразовании славянского алфавита по образцу латинского. Государь составил образец новой русской азбуки и по нему приказал отлить гражданский шрифт. В марте 1708 года им была напечатана первая книга «Геометріа славенскі землемѣ ріе». В октябре 1709 года русские наборщики подали на имя государя челобитную с просьбой увеличить им плату за набор гражданского шрифта против шрифта славянского, мотивируя свою просьбу тем, что гражданский шрифт «убористее славянского». Вскоре после этого Петр повелел приготовить ему для сравнения и выбора экземпляр азбуки с «изображением древних и новых письмен славянских печатных и рукописных».
Просмотрев представленную ему в начале 1710 года азбуку, государь собственноручно перечеркнул все славянские буквы и оставил буквы гражданского шрифта, причем буквы: (отъ), (о) и (пси) вычеркнул насовсем.
На обороте переплета азбуки, где было чистое место, Петр написал: «Сими литеры печатать исторические и манифактурные книги, а которые подчернены, тех в вьшеписанных книгах не употреблятъ».
Внизу на первой странице, где были напечатаны начальные буквы алфавита, он красными чернилами означил время, когда состоялся указ: «Дано лѣ та Господня 1710 Генваря въ 29 день». Так Петр Великий ввел в употребление гражданский алфавит. |
| |
|