Модуль «Все мое» работает в тестовом режиме. Замечания и предложения отправляйте в Дежурку веб-мастера.
ТЗ № 22
Ненаглядное пособие / Своими руками / Ручная работа / Голова-руки / Дидактическая игрушка
Предлагается совместить приятное с полезным, сочетать издательские навыки с трудовыми и изобретательскими — смастерить дидактические (обучающие, развивающие) игрушки. Что здесь издательского? Многое. Дизайн. «Юзабилити» (удобство пользователя). Ясная и точная презентация изделия в каталоге и на выставке. .
Навигация по разделу:
Пояснения общего характера
Кубики — универсальный «игрушечный» жанр.
Ну это, конечно, не дидактическая игрушка, — подумаете вы. И ошибетесь. Очень даже игрушка, пособие, помощник, якорь для урока — все зависит от фантазии того, кто будет использовать эту штуку
Медиапособия могут быть музыкальными, изобразительными, игровыми, ознакомительными — любыми.
Необычное пособие придумали в Новосибирском кадетском корпусе
Этот проект содержит в себе множество возможностей:
Создаются вещи, полезные и нужные в учебном обиходе.
Многие дети очень любят мастерить, это свойство нацеливается на конкретное дело и поднимает интерес к уроку.
Само проектирование и создание дидактических игрушек расширяет познания в предмете.
Такая работа всегда несет в себе нравственное содержание: вещи делается с мыслью о тех, кто ими будет пользоваться.
Конкурс можно провести «на всю школу» (на этапе школьного тура в нем могут участвовать наравне ученики всех возрастов, учителя, мамы-папы-бабушки-дедушки); его же можно провести индивидуально — дать ученикам на любом уроке это ТЗ как ДЗ. Получится настоящее проектирование, где слово «проект» используется по прямому назначению.
Иными словами, турнир этот «раздвижимый» и по количеству участников от команды (от одного до скольки-угодно) и по характеру участия (от индивидуального до общешкольного). Предлагается три варианта участия на выбор (см. ниже — разделы).
Описание идеи Дидактические игрушки — это изделия / пособия / гаджеты / модели/ макеты / незамысловатые изобретения, — которые можно использовать для развития какого-нибудь полезного навыка или задействовать в качестве подсобного средства при обучении — например, Данетчик 1см. сбоку чуть ниже
Они содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие мышления, запоминание, освоение правила, повышение интересности урока, привлечение внимания к теме, улучшение запоминания и прочие-разные.
Жанровый диапазон — безграничен. Макеты, модели, приспособления, приборы, устройства, гаджеты. Закладки, обложки, таблицы, плакаты, альбомы, открытки, словарики — обычные и со специальными «осязательными» (звуковыми, зрительными) функциями. Карманы, вееры, мигалки, переключатели, двигалки, выпадалки и проч. детали. Карточки или иные предметы для раздачи ученикам на уроке. Материалы любые — вязаные и бумажные, крупяные и шурупно-гаечные, деревянные и железные, листающиеся и двигающиеся, закручивающиеся, плоские, выпуклые, рассыпчатые, фиксированные. Желательно долговечные.
Форматы — всевозможные. Настольные, напольные, настенные, потолковые. Подвесные, стоячие, лежачие, печатные. Отдельной строкой — медиа-формат: мр3, видео, анимация и др.
Тематический охват — по выбору участников (от строения атома до планетарной системы). Любой школьный предмет, любой урок, любая креативная идея.
Статья для каталога (1000 знаков) — помещаете в паспорт файла в графе «Описание»).
Соблюдение технических требований (картинки — от 1,5 до 3 мб; название в одно слово; заполненный паспорт файла).
Приложения (коллект электронного каталога можно наполнить дополнительными картинками, видео, флеш, иными файлами — напр., видеореклама, афиша, или статья о том, как авторы делали пособие).
В «Спецвыпуске по Сети» планируется сделать мини-каталог этого проекта, поэтому от участников важно получить не только хорошие изделия, но и хорошие фотографии, хорошие описания, которые следует закачать в «Каталог» до 10 февраля с соблюдением техтребований.
Предлагается три варианта участия на выбор (разделы 1,2, 3). Задача: разработать дидактическую игрушку (материальную вещь, используемую при обучении). Условия конкурса: игрушка должна быть развивающей, иметь интересное содержание; аккуратное воплощение, к изделию должно прилагаться популярное описание. Возможен медиаформат (видео, мр 3, флеш — 1 мин.)
Старт проекта: 15 ноября Прием работ: до 15 февраля Выход каталога: март Выставка: апрель, во время финальных мероприятий конкурса школьных изданий в Москве
Материальный предмет (передать в оргкомитет до 15 февраля) Электронный каталог «Ненаглядное пособие»(закачать до 10 февраля) Фото изделий (jpg, вес файла 1,5-3 мб) и интересные (популярные) их описания закачать в каталог.
Раздел 1. Дидактическая игрушка для младшего возраста
Удачные примеры в сети: сетевой дневник Vares Коробочка с прищепками (для развития моторики руки малыша). В качестве основы использована коробка из-под обуви.
Часы, которые можно крутить, дергать, надевать на руку и с помощью которых выполнять разные интересные малышу действия
В детской больнице № 18 (Москва) есть специальный кабинет «Реабилитация руки», где всего 4 рабочих места (4 стола), за которыми занимаются малыши, имеющие проблемы с речью. На этих четырех столах разложены пособия, — их используют для развития мелкой моторики детей от 3 до 14 лет. Это доска с замками и задвижками, линейка гайками и шурупами, «рельефные» мячики, и другие. Специалисты говорят, что речь ребенка на кончиках пальцев, и чем более тонкие вещи может делать человек, тем лучше он говорит и мыслит.
Творческое задание Придумать и изготовить приспособления для развития мелкой моторики детей. Изделия могут быть: деревянные, шурупно-гаечные (на «закрутить-выкрутить»), «лампочные» (на «вкл-выкл»), пуговичные, крупяные, вязаные, клеевые, и иные-всякие. Это могут быть креативные кубики (15 х 15 см), лабиринты, конструкторы, музыкальные игрушки, всевозможные каталки, стучалки, разрезные картинки; коврики, доски, коробки, «закручивалко-откручивалки», необычные деревья; мозаика, игрушки на запоминание цветов, чисел, понятий; на освоение форм; на подбор предметов по сходству или различию; на соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание; на запоминание глаголов и предлогов (чтобы построить фразу, ребенок должен иметь глагольный арсенал и различать предлоги - у дома, на доме, перед домом и пр.) Каждую игрушку можно изготовить в 1 экз. (для выставки) или в 4-х (чтобы мы могли передать их в дар больнице или центру реабилитации детей-инвалидов).
Акция «Протяни руку помощи» 19 декабря
Материалы для Спецвыпуска по Сети (по желанию) Почему специалисты говорят, что речь ребенка на кончиках пальцев; тематический фотопроект «Пальчиковый театр».
Раздел 2. Дидактическая игрушка для среднего и старшего возраста
Видео, флеш, анимация — любой медиаформат (идеальный хронометраж — до 1 минуты). Можно придумать и снять лекции для какого-нибудь урока, которые читают ученики. Песни про правила. Мультик на тему.
Работа учеников Оксаны Пшеничной (Центр образования 2030, Москва)
«В помощь учителю», «На радость ученику» — пособие или изделие для изучения любой темы по любому предмету. Или остроумное подсобное средство для урока. Например, это могут быть: кнопка для нажимания, пособие с лампочками для улучшения настроения, предметы, которые ученики поднимают при ответе на вопрос учителя; изображения для запоминания. Настолько-печатные игры, макеты (в том числе пространства, комнаты, ландшафты), занимательные материалы, стереометрические фигуры, интерактивные закладки, серия креативных обложек тетрадок по предметам, коллажи.
Особый раздел: медиапособия — мр3, видео, анимация, флеш, фотоциклы, собранные в презентацию.
Материалы для Спецвыпуска (по желанию) Статьи: почему зрительное + «ощущательное» + звуковое действует на нас сильнее, чем «объяснятельное». Фотопроект: «Аудиал, визуал …» Рассказ «Как и зачем мы это делаем».
Примеры разнообразнейших дидактических игрушек можно найти в передаче 1 канала «Жить здорово» (телеведущая Елена Малышева).
Игрушки, пособия или иные приспособления, помогающие запомнить издательские правила или ТЗ. Отдельная экспозиция выставки будет посвящена школьной прессе и культуре работы с печатными материалами.
Большие книжки, словарики, макеты. Плакаты, рекламные постеры, растяжки, флажки.
Темы, которые актуальны для издателей Правильные кавычки, Дефис — не тире, Правая + левая = разворот и многие другие. Рекомендуемые источники • ТЗ № 0. «Правила верстки» • Каждый редактор желает знать • ТЗ № 17. «Издание с нуля»
Материальный предмет (передать в оргкомитет до 15 февраля) До 15 февраля выслать по адресу или передать с курьером (предпочтительно): 111141, Москва, Перовская 44а К каждому изделию приложить паспортичку с названием и описанием пособия, указать: регномер участника, город, школа, название издания, автор изделия, руководитель проекта (под чьим руководством выполнена работа). По возможности приложить фотографии из цикла » Как мы это делали» Если пособие выполнено в медиаформате, передавать его в оргкомитет не нужно — достаточно электронного вида.
Электронный каталог «Ненаглядное пособие»(закачать на портал до 10 февраля) Изделие следует сфотографировать или сканировать в пригодном для дальнейшего полиграфического воспроизведения виде (никаких надписей на изображении не делать; картинку в фотошопе не обрабатывать — просто постараться снять предмет при хорошем освещении, выбрав подходящий фон). Картинок может быть несколько (чтобы показать разные стороны изделия). Формат: джипег весом 1,5-3 Мб, с разрешением не менее 300 dpi. Статья — до 1000 знаков, ясный язык, интересное содержание — закачивается в графу «Описание» паспорта файла. Название изделия оценивается отдельным баллом (идеальный объем — одно слово).
Приложения. Коллект электронного каталога можно наполнить дополнительными картинками, видео, флеш, иными файлами — напр., видеореклама, афиша, статья для Спецвыпуска по Сети, о том, как авторы делали пособие. Для циклов. Все иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы в обязательном порядке по разному озаглавливаются, нумеруются и содержат описание, отличающееся от того, которое закачано в другие файлы.
Дополнительно. В папку «Автопортрет» закачать фотопортрет автора (крупным планом), сведения о нем («легенда» — кто автор, чем занимается, где работает/учится, какие достижения имеет). То же — о руководителе проекта (взрослом).
Участвуйте, побеждайте и будьте счастливы!
Данетчик приспособление, состоящие из двух планшетов, на которых закреплены три большие кнопки, издающие звуки, ассоциирующиеся с Да-Нет-Не знаю. За одним планшетом стоит учитель, за другим ученик. Ученик нажимает кнопки вместо ответа, а учитель вслед за ним нажимает «как правильно». По звуку ученик понимает, верно он ответил или нет. Прототип этой игрушки — см. в передаче «О самом главном» (вопросы доктора Агапкина). Подобные приспособления способствуют запоминанию, помогают структурировать занятие, обозначить реперные точки урока. Работает на батарейках.
Прототип приспособления для ответа на уроке — кнопки для нажимания доктора Агапкина
Циклы баннеров пример (формат: горизонтальный, размер: 140 х 500).