|
Пленер № 3: Каков опрос — таков ответ
|
|
|
Статистика — это такая точная наука, которая, взяв, к примеру, двадцать человек одноглазых и двадцать нормальных, делает заключение, что в среднем на каждого из двадцати приходится по полтора глаза.
|
|
|
Антонио Амурри
|
|
Чем аналитический материал отличается от просто материала? |
|
Французский философ Мишель Поль Фуко утверждал, что историческая наука должна рассматривать каждое событие как часть определенной серии (последовательности) событий.
Считается, что только повторяющиеся явления позволяют обнаружить объективные закономерности. Цель аналитической журналистики — установить факт, выявить тенденцию, разглядеть общее в единичном (и наоборот). Единичное не отсеивать, а рассматривать за пределами обобщений. Об этом и поговорим.
|
|
|
|
Опрос — любимое занятие школьных журналистов. Соблазнительный «легкий хлеб»: спросил-записал-в конце поставил стандартное «Сколько людей, столько и мнений» — и готово, публикуйся. Ну, в лучшем случае посчитают «проценты» и добавят к ним несколько слов о том, что и так все знают. Читатель прочитал, пожал плечами — «Зачем мне это?» — и забыл.
На самом деле сам опрос — только служебная, иллюстративная часть к материалу специального жанра: аналитической статье. Замысел статьи вырастает из обнаруженной проблемы, и только потом, в процессе сбора сведений к ней, может быть проведен опрос, который либо подтверждает, либо опровергает, либо иллюстрирует гипотезы и положения статьи.
Правило. Выбор типа опроса зависит от того, какая информация вам нужна или какую цель вы преследуете.
Особенность первая: это исследование Оно необходимо, когда нужно выяснить причины явления или проблемы. Ключевые вопросы, на которое отвечает исследование: «Почему это так?», «От чего это зависит?», «С чем это связано?». К примеру, обнаружилось, что в третьей четверти в восьмых классах резко упала успеваемость. И плохие отметки чаще всего появлялись из-за невыполненных домашних работ. Чтобы выяснить, почему так, проводим опрос-исследование среди восьмиклассников (не более 5 вопросов; допустим, «Сколько времени тратишь на домашку?», «В какие часы после школы делаешь дом. работу?», «С каких предметов начинаешь и сколько времени уделяешь каждому?» и проч.) Полученные данные обрабатываем (распределяем, допустим, по группам и по принципу успешности учебы) и показываем все это экспертам: учителям, школьному психологу. С учетом их мнений и отзывов по материалам исследования создается статья-рекомендация «Как повысить учпеваемость в конце учебного года». Ее точно прочтут, и не только ученики, но и родители.
Особенность вторая: это статистика Статистика — это «сколько». Иногда — элементарное любопытство («Сколько в школе Вань и сколько Маш?»), или подвид исследования («Сколько девочек ежедневно ходит в школу в юбках, а сколько в брюках?»), или иллюстрация («Наша школа славится рослыми учениками. Какой процент „дядей и тетей Степ” в старших классах?»), или количество ответов «да-нет-не знаю» на один и тот же вопрос.
Но в «голую» статистику вникать никто не станет, да и зачем такой большой труд подсчетов, чтобы опубликовать одни цифры? Сама по себе статистика — повод для анализа, гипотез и предположений (допустим, «Такое количество Вань и Маш говорит о растущей популярности этих имен, а популярные недавно Насти, Олеси и Денисы отступают»; «Девочки много теряют от того, что игнорируют юбки»; «Наши великаны выросли в последние два года — взрыв акселлерации?», «На вопрос ответили „да” в полтора раза больше респондентов, чем год назад — делаем вывод…»).
Особенность третья: это социология То есть «поляризованность мнений в обществе». Главный вопрос: «Что вы думаете по этому поводу?». Задача: выяснить, как располагаются «силы общественного мнения» по отношению к данному вопросу. Это работа посложнее, не просто «да-нет-не знаю», которые достаточно посчитать. Здесь надо мнения изучить, классифицировать, распределить по группам, разобраться в закономерностях и прокомментировать. Важен выбор экперта: мнение человека компетентного, опытного, конечно, весит больше мнения того, кто задумался об этом только после вопроса. Так что в таком опросе нужен грамотный и вдумчивый комментатор, и статья по такому виду опроса, скорее всего, получится не просто аналитической, а еще и публицистической.
Особенность четвертая: это репрезентативность (от франц. repré sentatif — представляющий собой что-либо, показательный). Этим «научным» словом обозначается, если по-простому, насколько результатам опроса можно доверять и насколько выбранные для опроса «объекты» и «субъекты» достоверно отражают картину в целом. Допустим, если на вопрос «Считаете ли вы вашу учебную нагрузку чрезмерной?» спросить 5 человек из класса, к тому же не самых (или самых) успевающих, то выборка не будет репрезентативной. Двое успевающих, двое неуспевающих и один «середнячок» — уже более «репрезентативная выборка». Но достовернее всего результаты, если опросить весь класс, и к тому же анонимно. (Однако это еще не значит, что и этот результат — предел объективности в подходе к вопросу о чрезмерности нагрузки. Вот если потом зайти в такой же класс соседней физ-мат. школы и спросить там, сколько им задают и считают ли они… это будет гораздо интереснее.)
Особенность пятая: с вас
|
Задание 1. Предложите продолжение или иллюстрацию к вышенаписанному. Продолжением могут быть другие особенности аналитической журналистики, а иллюстрацией — страница из школьного издания (образец «плюс» и «минус»), примеры хорошей аналитики, полезные источники или ваши собственные наработки по теме.
|
|
Рководитель редакции газеты «Интешка», Ломоносовская школа, Москва
|
Советы от Натальи Быковой Если вы все-таки решили провести опрос, засучите рукава. Единственный огромный плюс — вы можете пообщаться со всей школой! Надеваете бейджик журналиста — и вперед к новым знакомствам!
Трудность № 1. Обработка опроса — дело трудоемкое. Когда вы останетесь наедине с сотней заполненных анкет, вам придется попотеть. Трудность № 2. Результаты нужно обобщить (диаграммы, схемы или таблицы). Трудность № 3. Все вышесделанное — это еще не аналитическая и не статья. Статью еще предстоит написать, опираясь на полученные сведения.
Для этого попробуйте сами ответить дважды на вопросы своей анкеты. Один раз по своему, а второй — с противоположной позиции. Все результаты умножьте в уме на 10 и подумайте, что можно написать исходя из таких ответов. Ничего? Тогда вычеркивайте бестолковые вопросы и составляйте опросник заново. Лучше вначале посидеть подольше, нежели выяснить только после обработки анкет, что писать нечего и незачем.
|
|
2012 Комментариев [ 5 ]
|
|
Как составить анкету |
Чтобы респонденты (участники опроса) захотели заполнить вашу анкету, они должны понимать, зачем им это нужно, и не думать, что вами движет пустое любопытство. Поэтому ваша анкета должна быть: а) интересной б) ясной в) удобной г) короткой
Шаг первый. Делаем служебные разделы Даем заголовок (неозаглавленная анкета — моветон). Делаем преамбулу (вводный абзац): — объяснение назначения анкеты или опроса в целом в одной фразе — summary задания («что делать» в одной фразе) — в конце — непременно контакты (куда сдавать анкету), сроки сдачи и благодарность. Тоже в одной фразе. Не укажете сроки — прощай анкета. Примерно так:
|
Друзья! В скором времени нашу школу закрывают на ремонт и всем нам придется учиться в другом здании. Мы собираем мнения авторитетных людей на тему «Как использовать данный поворот судьбы во благо учебе?». Заполненные анкеты просим сдать до 15 декабря в ящик «Глас народа». Результаты будут сообщены вам таким-то образом. Спасибо.
|
В конце анкеты (иногда в начале) обязательно ставится блок «Сведения о респонденте» (пол, возраст, или другое — в зависимости от целей опроса). Называется — «паспортичка».
Шаг второй. Делаем главную часть — саму анкету Помните: вы не отдаете распоряжение, вы просите. Никто не обязан отвечать на ваши вопросы. Но если вы сделаете интересный опросник и найдете правильные слова, то заполненных бланков к вам вернется не 2, а, возможно, даже 90 %. Изобретайте разные формы вопросов: открытые (сам вопрос и место для ответа) и закрытые (подчеркивание одного ответа из нескольких, завершение начатой фразы, выбор из списка приемлемого и неприемлемого варианта, проставление баллов). Открытые вопросы не стоит задавать после закрытых — выбирая варианты из списка, респондент приноравливается к определенному способу работы, настраивается на краткость.
Если вы зададите 98 вопросов с тридцатью шестью вариантами ответов, и при этом не пронумеруете их, а потом под страхом пытки заставите людей заполнить все графы, то вы сделаете «подарок» только себе. Потому как заполненные анкеты придется обрабатывать. И не кому-то, а вам. Сочиняя анкету, думайте, как будет выглядеть итоговый документ (для которого вы ее сочиняете): в процентах, в словах, в голосах? Это называется прогнозированием ожидаемого результата.
Шаг номер три. Испытательный Перед выходом в свет заполните анкету сами — и сразу словите неточности.
Шаг четыре. Итого Раздали анкеты, собрали. Что дальше? Обобщить результаты можно в процентах, в шт., в килограммах, хоть в попугаях. Покажите итог с помощью инфографики — диаграмм, таблиц (каждый такой элемент должен быть подписан и пронумерован). Учитывая, что мы Школиздат, рекомендую придумать необычные таблицы и диаграммы (в виде дерева, напр.) Столбцы и пироги — не лучший вариант. Надоели они.
Самый интересный момент: интерпретация данных. Вылавливание тенденций из собранных фактов. И финальный аккорд: «рекомендации по итогам проведенного исследования».
Задание. Проведите опрос и подготовьте материал в рубрику «А подумать?». Ваш материал должен включать сам опрос (тему определяете вы), визуализацию данных опроса (таблица, диаграмма или другая инфографика) и аналитический материал по итогам (выводы, интерпретация данных, прогноз, рекомендации).
2012 Комментариев [ 4 ]
|
|
Визуализация данных |
Инфографика содержит необходимые показатели и плавно подводит читателя к чтению текста, расположенного на этой же странице.
Основные правила Это информационный продукт, содержащий небольшое количество слов. . Следите за тем, чтобы самую важную информацию не отображать мелкими визуальными элементами. Существует негласное табу: не использовать в инфографике фото. Основной принцип инфографики — «все материалы, визуальные и графические, подчинены одной задаче: донести одно конкретное послание до читателя».
Упражнение. Придумайте как можно больше способов визуализации на сопоставление двух величин. .
|
Упражнение 2. Придумайте как можно больше способов показать убывание или возрастание данных.
Упражнение 3. Придумайте способы показать разнообразие (географическое, гастрономическое — какое сочтете интересным)
2012 Комментариев [ 2 ]
Упражнение 4. Придумайте пиктограммы, которые можно использовать в школьной прессе.
Инфографика в примерах
2012 Комментариев [ 2 ]
|
.Вы — респондент |
|
|
Как выполнять задание 1. Скопируйте вопросы, выделите их курсивом, свои ответы пишите с новой строки, обычным шрифтом. 3. Выражайтесь афористически. Прикрепите свою соответствующую «респондентскую» фотографию. Вы в респондентском облике. (Вес файла — от 1,5 до 3,5 мб). 4. Представьтесь: имя, фамилия, кто вы (школа, класс, город), возраст; другие сведения, имеющие значения для опроса. 5. Придумайте заголовок к этому мини-интервью с собой, так чтобы первую часть заголовка составляли ваше имя и фамилия, а вторую какая-нибудь фраза. 6. Для рисовальщиков и коллажистов. Создайте «дорожные знаки» интересов. Своих и вообще.
|
|
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
|
Вопросы Натальи Быковой
- Почему все считают, что должно быть интересно учиться?
- Как сделать так, чтобы запросы общества и интересы ребенка совпадали?
- Почему детям интересно смотреть сериалы и нентересно делать уроки?
- Почему детям неинтересно то, что, по мнению взрослых, должно быть интересно?
- Развлечение — это интерес?
|
|
- Зачем человеку воспитание?
- Чем воспитанный человек отличается от невоспитанного?
- Вы считаете себя воспитанным человеком?
- Приведите три веских аргумента, доказывающих вашу воспитанность (невоспитанность).
- Кому вы обязаны своим воспитанием или его отсутствием?
|
………………………………………………………………… Визитка ■ Кому стоит выбирать это задание: всем, кто любит рассуждать на «общие» темы ■ Сверхзадача: Объяснить взрослым, почему у подростков все не так, как у других ■ Особенности: нужна игра на остром.
|
|
Как понять задание «Вы в респондентском облике».
Ход возможных рассуждений. Кто такой респондент? Тот, кого спрашивают. Какой облик у того, кого отвечает? У кого-то сосредоточенный, рассудительный, у кого-то торопящийся, а у некоторых взбаламученный. Это и есть «в респондентском облике»
Как понять задание «Придумать заголовок к этому мини-интервью с собой, так чтобы первую часть заголовка составляли ваше имя и фамилия, а вторую какая-нибудь фраза». Например: «Африкан Горностаев: Ужасно интересно то, что неизвестно»
Как понять задание «Создать дорожные знаки интересов». Изобретаете смайлик. Ставите на дорожный знак, как в ПДД (правилах дорожного движения)
2012 Комментариев [ 10 ]
|
|
|
Мастер-классы Смысл и польза |
- Обучение и практика в одном флаконе.
- Актуализация личного потенциала.
- Пополнение портфолио новыми работами.
- Приобретение нового, в одном — расширенного, в другом — зауженного — взгляда.
- Вникание в суть проекта.
Что еще? Напишите Мастеру
|
|