Разбор работ 1 тура. Сезон 8

Разбор работ 1 тура. Сезон 8

 


 

Статистика

 

Всего в первом туре «Медиатона» приняли участие символическое количество: 2025 человек (включая взрослых) из 94 образовательных организаций и 12 населенных пунктов.

Работали 50 базовых площадок: 48 на местах, а также Открытая онлайн-площадка и головная площадка в РГУ им. А.Н. Косыгина.

Загружены 674 работы, из них в лиге «Классик» — 417 (заняты 1220 человек), в лиге «Старт» — 244 (689 человек), в лиге «Мастер» — 13 (41 человек).


В этот раз в «Медиатоне» отметились 80 московских и 14 региональных школ. В столице больше всего школ-участниц из Западного и Юго-Западного округов.


 

Темы

Выбор темы — ключевой момент на старте «Медиатона». Ребята определяются с направлением, над которым будут работать в течение всего сезона. В удачном выборе темы кроется ключ к успешному прохождению всех туров.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Видно, что большинство команд не долго думали над тематикой и взяли то, что лежит на поверхности — искусственный интеллект, театр и кино, книги, соцсети, волонтерство, экология. Часто при этом отсутствует конкретизация, тема взята целиком, «с размахом».


В этой связи темы повторяются «из школы в школу». Более того, они повторяются из сезона в сезон и уже изучены со всех сторон.


Школьники смело берутся за острые социальные вопросы (религия, экология, технологии, этика). При этом вопросы респондентам формулируются поверхностно, отчего ответы не дают необходимой глубины, не раскрывают сути, не складываются в сплошное и развивающееся повествование. С одной стороны, дело в отсутствии понимания сути выбранной темы. С другой, в отсутствии сосредоточенности на конкретной проблеме.


РЕКОМЕНДАЦИИ
Прежде всего рекомендуем наставникам вместе с детьми внимательнее читать задание тура, сопровождающие его методически и образовательные материалы, отсматривать референсы, коллективно их осмысливать, изучать критерии оценивания.

Лайфхак от эксперта — написать эссе на тему, которая волнует самого автора или группу авторов, выделить тезисы, которые могли бы стать основой цикла видеосюжетов.


ПРИМЕРЫ УДАЧНЫХ ТЕМ

https://rutube.ru/video/91c6f208fa865d2b9e2650da06f1bf47/
«Голос улицы», школа 138
Гармония темы, содержания сюжета, образа ведущей, локации, оформления и респондентов

https://rutube.ru/video/eef5b811d3f702a6f5c263d9e7bc424f/
«Экстремальный картинг: когда каждая секунда на счету!», школа «Протон»
Тема, максимально близкая подросткам, при этом не «избитая». Удачная подборка респондентов



С.А. Есенин. 130 лет, школа 1584
Тема, по актуальности имеющая привязку к настоящему времени, уместный стрит-ток


https://rutube.ru/video/42981c3cef8b63d1a7a44be0adebc28f/
«История моды глазами журналистов», школа 2054 
Тема стиля и моды всегда актуальна для молодежи, как элемент самоидентификации. Получился интересный сюжет.

 

Титры и эссе

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Грамотность всего, что прописано на экране и сопровождает работу, не должно становиться предметом дискуссии. Сплошь и рядом слышишь фундаментальный вопрос «Снижать ли балл за грамотность журналистского текста?». Наш ответ: «Язык — это основной инструмент журналиста». Если вы плохо знаете свой язык, то и результат вашей работы будет «хромать» на обе ноги.


Орфографические и пунктуационные ошибки в титрах и в описании к роликам считаем недопустимыми, особенно в старших классах, когда весь материал по русскому языку уже пройден.

2https://vkvideo.ru/video-60427180_456241468

 

Титр, который работает
Мастер-класс Марии Демьяновой


РЕКОМЕНДАЦИИ
Наша рекомендация — многократная проверка текста. Первый этап — создание титров и эссе в Microsoft Word. Затем обратиться за проверкой на ошибки к одноклассникам, учителю или искусственному интеллекту. Но после — обязательная перепроверка человеком.


Относиться к эссе, как к школьному сочинению, либо как к печатному материалу — писать литературно, а не разговорно. Недопустимы, смайлы, сознательное коверкание слов, необоснованные ЗАГЛАВНЫЕ буквы.


Пишем по сути, вряд ли кого-то из экспертов впечатлит подобный текст: «Мы очень старались, пожалуйста, оцените нас высоко».


Также напоминаем, что существует правило титрования — сначала имя, затем — фамилия, и никак иначе. Предлагаем просто запомнить и применять это правило, чтобы не рисковать баллами.

 

Задание тура

Задание тура — создать видеоролик в жанре «стрит-ток» с начальным и конечным стендапами. Найти респондентов, которые выражают разную точку зрения по теме, которую вы будете раскрывать на протяжении сезона.

 


ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Часть команд решили пойти по пути наименьшего сопротивления и отказались от «реального эксперимента» — снимали опрос среди друзей и одноклассников, что отнимает доверие зрителя и «обваливает» репутацию автора.
В каком-то смысле съемки других детей и учителей в стенах школы «отменяют» само понятие «стри-ток». Зачастую ни локация, ни фокус-группа никак не соответствуют выбранной теме.

Однако жаль, ведь «стрит-ток» — весьма полезный жанр для начинающего журналиста. Он выводит «в поля» и заставляет преодолеть стеснение, подойти к незнакомцу с неожиданным вопросом и предложением сняться в видеосюжете, а также учит коммуникации с «реальными» людьми и прививает умение работать с «живым» текстом.


В подавляющем большинстве случаев ответы респондентов не выстроены по логике драматического произведения. Редкие работы имеют хороший зачин и логический финал. Кульминация практически у всех отсутствует.

 

Большой процент работ содержит начальный и финальный стендапы номинально. В начале сюжета звучит общий зачин, в котором объявляется тема, по факту мы просто знакомимся с корреспондентом. В финале — снова видим того же (или другого) корреспондента и весьма размытый вывод, состоящий из формулировок: «мы услышали разные мнения», «ответы разнятся», «каждый думает по-своему», «а что думаете вы».

Заслуживает особого внимания и тот факт, что небольшая часть команд вообще пренебрегли начальным или финальным стендапом. Мы допускаем, что такое возможно по законам жанра. Но для этого необходимо обладать очень высоким мастерством и чуткостью к материалу. Кроме того, задание предписывало начать и закончить работу стендапами.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы сделать качественный стрит-ток, рекомендуем снимать как можно больше респондентов, задавать вопросы «с запасом», при этом терпеливо ждать, когда, наконец, собеседник «выдаст» нужную или подходящую реплику. Сводить к минимуму ответы «да», «нет», «не знаю». Всегда называть вопросы вслух, потому что часто аудитория только слушает, не смотря в экран.

 

Для любого контента важно уметь делать яркое начало и лаконичный финал («точку»). Стендап и стрит-ток — это части одного произведения. В первом нужно заявить проблему так, чтобы зритель «присоединился» к конфликту. А в последнем — дополнить сказанное респондентами, возможно, обозначить личную точку зрения. Не стоит делать выводы и обобщать — для этого и были показаны ответы респондентов. И не нужно за зрителя решать, как это интерпретировать. Задача корреспондента — показать то, что зритель может не заметить, ввести в проблему.

2https://vkvideo.ru/video-60427180_456241474

 


Стрит-ток, великий и ужасный
Анастасия Романова, корреспондент ОТР


Прежде, чем идти снимать стрит-ток, попробуйте сами ответить на подготовленные вопросы и предположить, какие ответы может дать респондент. Смоделируйте мысль, которая будет развиваться от спикера к спикеру и приведет к финалу, который вы озвучите уже своими устами.

 

Есть работы с хорошим ритмом монтажа, динамичными стрит-токами, складными ответами респондентов в соответствии со всеми правилами драматургии.

 

Примеры хорошо выполненного основного задания


https://vkvideo.ru/video-232997055_456239021
Как страхи влияют на жизнь подростков?, школа 1191
Стрит-ток в чистом виде — лаконичные открытые вопросы, содержательные, короткие ответы

https://vk.com/video-222980110_456239160
Куда пойти?, школа 2083
Отлично поставленный вопрос, интересно слушать ответы, очень конкретная тема»



Великий немой, школа 498 
Интересная тема, хорошие вопросы, содержательные ответы респондентов

https://vk.com/video-227881523_456239205
Мода циклична — отлично! — школа 1282 
Приятная ведущая, уместные шутки, интересные ответы респондентов

 

Работа корреспондента

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Корреспондент — это продюсер и режиссер видеосюжета. На его плечи ложится много задач, а именно — придумать тему, прописать сценарий, спланировать съемку, отснять материал вместе с оператором, отсмотреть «колбасу», прописать монтажный лист, отсмотреть монтажную версию, если необходимо, внести финальные правки, снова отсмотреть и утвердить, если все сделано без помарок.


Отдельной строкой скажем о планировании — здесь заключается все, от времени и места съемки, до того, как будет выглядеть финальный сюжет. У многих видеоряд снят в сумерках или в темное время суток. А у некоторых — во всех трех отрезках дня.
С наступлением холодов день становится короче, поэтому необходимо переносить всю работу на утро и полдень, с возможностью задержаться до 15:00.

В ряде сюжетов корреспонденты — «говорящие головы» и «подставки под микрофон». Этому свидетельствует безжизненная заученная речь на стендапах, блуждающий скучающий взгляд во время записи синхронов, отсутствие логики повествования всего сюжета.


РЕКОМЕНДАЦИИ
Выбирайте «проходные» локации — пешеходные улицы и тротуары, входные группы МФЦ, университетов и колледжей, оживленные скверы, выходы метро. Допустимо снимать в помещении, но если ваша тема позволяет, и в помещении находится много людей, объединенных определенным событием и близких вам по запросу. Очень проигрывают сюжеты, снятые в пустых коридорах школы или на фоне одной и той же стены (а есть и такие).

Надо помнить, что в кадре нет ничего случайного. Если камера показывает корреспондента, значит, он должен вести диалог — давать короткие комментарии, направлять разговор, акцентировать, «жить»!


Все вышеперечисленное, скорее всего, результат незаинтересованности корреспондента в обсуждаемой теме. Бывает, когда на роль корреспондента в кадре взяли актера, и такой актер обязательно загубит результат.


Отметим те работы, где корреспондент не только в материале, но еще и соответствует заявленной теме своим образом и локацией.


Примеры продуманных образов корреспондентов

https://vkvideo.ru/video-227895759_456239148
Мегаполис vs экология, школа 1409 
Ведущий максимально убедителен, его образ соответствует теме и локации

https://rutube.ru/video/05ba4f6ff6906f9250190d34704d2fd1/
«Мышление, которое меняет мир», школа Новокосино
Ведущий в образе, напоминающем Гарри Поттера, рассуждает о магическом мышлении»



Жизнь после смерти, школа 1811 
Таинственный образ девушки с белыми волосами, голубыми глазами и в черной одежде на фоне осеннего леса, рассуждающей о смерти. Завораживает



Четвероногие дворяне / Французский бульдог: след маленькой лапки в истории, школа «Глория»
Корреспондент в образе француженки, подходящем ей по типу внешности, гармонично выглядит для своей темы.

 

Съемка и монтаж

Из задания тура — на монтаже вырезать повторные части фраз («я считаю», «я думаю», «потому что», повторение вопроса и др.) — так, чтобы сюжет получился динамичным.


В стрит-токе чередовать расположение респондентов то с правой, то с левой стороны кадра. Таким образом создается ощущение диалога между людьми. Респонденты — желательно дети.


Операторское мастерство и видеомонтаж: Крупность планов, монтаж по крупности. Правило третей. Работа с локациями. Ракурс.


ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Все вышеперечисленное из задания тура в части работ игнорировалось.
Вывод экспертов: операторы не работают с крупностью планов и композицией кадров. Практически во всех работах отсутствуют перебивочные кадры. Как следствие — на этапе монтажа отстутствует возможность подойти к нему творчески.


РЕКОМЕНДАЦИИ
Если нет кадров разной крупности, мы рекомендуем «кропать» видео на монтаже. Делать молочный план из поясного, например.


Присутствуют черные полосы в итоговом видео, часто с одной стороны. Значит, кто-то не туда нажал при монтаже.


Переходы через черное поле «вылечат» простые прямые склейки, не стоит портить впечатление неоправданными эффектами. Чередование планов «человек слева — человек справа» во время съемки — надежная гарантия того, что не придется спасать материал на монтаже.


Частая ошибка: визуальная часть не соответствует стендапу корреспондента и теме стрит-тока. Правило «про что я говорю, то и должно быть в кадре».


В каждом третьем сюжете — брак по звуку: либо микрофон не сработал, либо присутствуют посторонние шумы, либо уровень громкости между кадрами «скачет», рассинхрон, подрывы по звуку в местах склеек.

 

Рекомендуем переслушивать готовый смонтированный материал без наушников. Если не удается «выровнять» звук на монтаже, прсто избавляться от бракованных кадров.

Не забывайте проверять микрофоны на наличие и качество звука в той локации, где собираетесь снимать. Выберите оптимальное расстояние, на котором не будет помех, шумов или перегруза. Не забывайте, корреспондент держит микрофон в дальней от оператора руке (многие преминули этим правилом).

Творческий прием

Творческий прием — «стоп-кадр» — творческий прием, при котором все движения в кадре останавливаются (замирают). В эссе указать таймы со стоп-кадрами.

По желанию — применить «панорамирование» — видеосъемку с одновременным плавным разворотом камеры вокруг вертикальной или горизонтальной оси.


ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
В этом туре некоторые команды отказывались от использования творческого приема. Ключевая проблема — формальное использование. «Стоп-кадр» часто применяется как галочка в задании, а не как инструмент для выделения кульминации или конфликта, а также акцентирования.


РЕКОМЕНДАЦИИ»
Лечением» может стать планирование сюжета — среди вопросов прописывается такой, который вызовет бурную реакцию респондента, для которой можно и применить творческий прием. Либо усилить эффект на месте дополнительным провокационным вопросом, если попался эмоциональный, яркий спикер.

 

Чтобы панораму довести до конца, поставить точки начала и точки завершения — начинайте и заканчивайте съемку панорам статичным планом. Используйте штатив.


Примеры удачного применения творческого приема

https://rutube.ru/video/d075b200cf87879989b4c1f72c9bfab2/

«Школьная форма: за и против», школа 1252 им. Сервантеса
Стоп-кадр со смыслом — на респондента «надели» форму»



Пожилые люди и современные технологии. Мнения, школа 1770
Удачная и необычная идея со стоп-кадром улицы и появлением на ее фоне корреспондента со стендапом

https://rutube.ru/video/cc6fd328e50e1a9c2869a27c9536af10/
«Веганство в Москве: тренд или осознанный выбор?», школа 1542 
Стоп-кадр со смысловой нагрузкой

https://vkvideo.ru/video-223180246_456239072
Жизнь за пределами ЕГЭ, лицей 39, Нижний Тагил
Креативное внедрение стоп-кадра в стендап придает динамику и акцентирует внимание.

 

Спецздание

Спецзадание — разработать дизайн и анимацию элементов, которые будете использовать в работах сезона.


Полностью (титры, превью, отбивка) — спецзадание выполнено в редких случаях. Команды пользовались шаблонами «Медиатона» и это даже рекомендовано, посколько в пределах этих шаблонов ребята могут проявлять творчество: анимировать титр, предлагать шрифты, подставлять свой контент.


Отметим команды, которые проявили творческий подход в оформлении своих материалов и отличились индивидуальным стилем.


Примеры хорошо выполненного спецзадания

https://rutube.ru/video/eeeee1a39e3ebe9553d1ee344aab4d85/
«Фотография, на которой меня нет», школа 2054
Для ребят графика — это не только отбивки и титры, а еще и наполненность кадра. Интересный прием

https://rutube.ru/video/0a33fc73b6dee987a2e0b6127ef3fbc5/

«Граффити: искусство или вандализм», школа 1575 
Команда разработала анимированный стиль для своего сюжета

https://vkvideo.ru/video787762810_456239089
Мистик-баттл, школа 2006 
Стильное анимированное оформление под «газету», где присутствует и стоп-кадр»



Великий немой, школа 498 
Единство стиля во всем — позиционировании ведущей, текста, графики, анимации, титров.

 

Лига Мастер

Лига «Мастер» — это площадка для тех, кто освоил азы и готов создавать готовый продукт для широкой аудитории. По крайней мере, такую планку задают 70% участников нынешнего сезона.


Однако с самого начала стоит оговориться. К сожалению, с первого же тура мы фиксируем грубое нарушение регламента — хронометраж. Участники отдельных школ превышают его в полтора-два раза. И за это предполагается снижение балла. Мы напоминаем, что хронометраж для лиги «Мастер» — до 180 секунд.


ПРОБЛЕМНЫЕ ПОЛЯ
Самое коварное в том, что сюжет затянут, лишен динамики и, зачастую, внимания зрителя. Чаще всего вышедшие за пределы конкурсного хронометража длинные видео оставляют массу возможностей для сокращения.


В этом сезоне нам снова представляют формат рубрики «говорящая голова за столом». Такие команды могут похвастаться только хорошей дикцией ведущего и неплохой подготовкой текста. К сожалению, оценки по остальным критериям едва ли могут быть максимальными.


Таким образом, работы разделились по сложности и выстроились в шкалу — от информационного «доклада» фактов до авторского исследования. В рубрике, повествующей о сказке «Морозко», мы видим добротный пересказ, а в сюжете об Эйзенштейне или «Про фото» — личное интеллектуальное исследование, снятое в жанре репортажа и документального фильма, соответственно.


РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендуем избавляться от «высокого слога». В устах юных журналистов такой текст звучит неестественно. Говорите своим языком — дробите длинные сложные предложения на простые, внедряйте в литературную речь разговорные конструкции, заменяйте клише своими словами. Представляйте своим собеседником друга или родителя, а не многомиллионную аудиторию федерального канала. Вы — старшеклассник и ученик медиакласса, а не Кирилл Андреев и уж точно не Юрий Левитан.


Старайтесь дозировать информацию, пусть зрителю не хватит, пусть он останется немного «голодным». Ведь больше — не значит лучше. Лучше — динамичнее! Затянутое всегда проигрывает, тем более в наше время стремительной подачи и потребления контента.

 


Заявленные темы обещают, что каждая рубрика имеет потенциал. Контент на 10–15 выпусков вперед легко генерируется, а значит, получится создать ТВ-цикл.


Выделяющиеся работы лиги



PRO ФОТО. Легендарный «Зенит», школа 2036 
Не рубрика, а документальный фильм. Увлекает — хочется взять в руки камеру и пойти снимать



Где эта улица, где этот дом?, школа 1358 
Такую рубрика нужно было сделать давно. Интересно смотреть, хочется пойти к этому дому на прогулку

https://vkvideo.ru/video-229313979_456239047
Учитель — от прошлого к настоящему, школа 1770
Продуманный образ ведущего, съемка и монтаж — увлекательный и интересный репортаж

https://vkvideo.ru/video-108731886_456240080
Девчата куда-то #1: Остров на море лежит, или путешествие в Свияжск, школа 1329 
Оформление, подача материала и взаимодействие ведущих, польза

Наставникам

Проблема тура: массовое непонимание детьми, что такое стрит-ток, и как его внедрять в канву сюжета. Многие команды не поняли элементарных вещей — что необходимо создать начальный и финальный стендап. Иной раз складывалось ощущение, что дети предоставлены сами себе и делают то, до чего додумаются самостоятельно.


Необходим мониторинг понимания сути задания и ознакомления с сопутствующими материалами. Изучив все то, что предоставляется в качестве методических и образовательных материалов, можно выполнить задание на высокие баллы. Естественно, под руководством взрослого.


Есть школы, которые участвуют в «Медиатоне» с большим количеством работ в разных лигах. Мы видим, что наставники не успевают качественно работать со всеми командами. Ребята делают досадные ошибки, которых можно избежать, если наставник уделит чуть больше внимания своим подопечным или придумает форму взаимодействия между более опытными учащимися и теми, кого пока нужно «рулить».


В этот раз уже намного реже наблюдаем явление «конвейерных» съемок. Видим, что команды, в основном, работают самостоятельно. Однако просим все-таки убеждаться, что ребята действительно поняли материал и вникли в суть темы.


Рекомендуем наставникам еще раз ознакомиться вместе с детьми с требованиями по оформлению титров, провести урок по типографике, писать типографические диктанты и запомнить типовые шаблоны и схемы.

 

Рекомендуемая экспертами литература


Александр Молчанов, «Букварь сценариста»

Тед Уайт, «Производство эфирных новостей»

Александр Колесниченко «Основы журналистской деятельности»

Нина Зверева «Школа тележурналистики».

Постскриптум

Ошибаясь в начале пути, мы учимся избегать ошибок в будущем. Анализируя проделанную работу, мы видим то, что можно сделать иначе. Делать ошибки — значит открывать зоны роста. Никогда не обижайтесь на замечания и критику. Воспринимайте это как возможность улучшить свои результаты.

Даже взрослым и серьезным экспертам интереснее всего смотреть, когда команды подходят к работе с самоиронией. Интересен молодежный юмор! Интересно, когда дети не изображают столпов мировой телеиндустрии, а снимают понятный и актуальный для них контент — с шутками, сарказмом. Такие видео — живые.



 

 

{oglav}

{Старт-медиатон}


 

Организаторы

 

 



 

big




 


 

 

 

 

 

https://lgo.ru/proect/mediaton/razbor2026-01.htm