Общая идея Название газеты объясняется известным сходством школьной жизни и морского быта (доказательства в первой главе). И там и там велика доля непредсказуемых событий, влияния стихий и ощущения ничтожности человека перед превосходящими его силами природы. Любой внимательный наблюдатель легко найдет аналогии стихиям, неожиданным сменам погодных условий и ощущения катастрофичности бытия в ежедневной школьной жизни.
Дело в том, что школьник, как и моряк, во многом зависит от складывающихся обстоятельств. Только моряк — в силу столкновения с превосходящими силами природы, а школьник — в силу ограниченности знания об окружающем мире и зависимого положения в школе. В концентрированном виде все это и выражено в возгласе «Полундра!», который в примерном переводе означает «Спасайся, кто может!»
Однако, для нас в данном случае важно не содержание этого возгласа, а его направленность на диалог. Ведь «Полундра!» — это, в первую очередь, обращение к товарищам. Смысл: «Давай будем делать это вместе!» Изначально, конечно, имелось в виду — вместе спасаться. Но, как мы уже отмечали, и на море, и в школе все очень переменчиво. Минута — и обстоятельства изменились, буря прошла, а установка на взаимодействие осталась.
Немного голландского Считается, что слово «Полундра» голландское по происхождению. И в связи с тем, что это голландское выражения становится своего рода родовой приметой газеты, решили учредить в газете «Уголок голландского языка». Где публиковать жизненноважные и спасительные по своему характеру тексты, но исключительно на голландском языке. Желающие найдут способ перевести, зато сам способ добывания знания сделает информацию столь же запоминающейся, как и уже известная всем «полундра».
Целевая аудитория Газета адресована ученикам Той Самой школы, в которой учатся Герои Коллективной Повести, а также всем, кто пока еще неуверенно чувствует себя в океане жизни, а также всем, кто в трудный момент не будет в одиночку бежать с корабля жизни, а крикнет «Полундра!», и даст установку на взаимодействие. Мы обрисовали возрастной, географический и эмоционально-психологический характер целевой аудитории «Полундры».
Периодичность издания Очередной выпуск газеты «Полундра» издается тогда, когда хотя бы два человека почувствуют в этом необходимость. Это могут быть два человека из редакции газеты (смотри ниже состав Адмиралтейской коллегии), либо двое из внешнего мира, попадающие под понятие «целевая аудитория» (смотри выше).
Иными словами, эти два человека должны придти в Адмиралтейскую коллегию и заявить: «Полундра!». И тут «Полундра» должна появиться. Но, понятное дело, чтобы газета вышла в ответ на этот призыв, должна быть проведена большая подготовительная работа: написаны статьи, подготовлены фотографии, сделан оригинал-макет. Иными словами, Адмиралтейская коллегия газеты находится в непрерывной работе и непрерывной готовности к выпуску издания.
Тираж Тираж издания определяется кругом нуждающихся. Число же нуждающихся зависит от многих факторов. Как максимум оно должно не превышать числа учащихся школы, в которой газета издается. Мы предлагаем формулу для расчета конкретного количества экземпляров каждого номера: N = (A*F)/2-1 Где А — число учащихся школы, F — фактор сезонности (зависит от месяца года, в сентябре F имеет максимальное значение, равное единице, в каждом следующем месяце этот коэффициент теряет одну десятую, в связи с фактором привыкаемости). Отдельно по поводу выражения (-1). Газеты всегда должно не хватать. Она должна быть желанна, поэтому издается всегда на один экземпляр меньше, чем планировалось.
Цветность Газета издается в черно-белом варианте и раскрашивается цветными карандашами усилиями всей Адмиральской коллегии. За каждым членом Адмиральской коллегии закреплен карандаш определенного цвета. Цвет, с одной стороны, несет примерно ту же смысловую нагрузку, что и пояса разного цвета в карате. С другой стороны, отсутствие даже одного члена Адмиральской коллегии будет означать отсутствие карандаша соответствующего цвета и делает невозможным выпуск газеты. Этим подчеркивается важность каждого человека для «Полундры».
Способ распространения Поскольку газета «Полундра» рассчитана на взаимодействие, то сам способ ее распространения преследует ту же цель. Делается это следующим образом: газета издается двумя частями; часть А включает первую половину страниц издания. Часть Б содержит вторую половину издания. Части А и Б являются относительно независимыми и распространяются принципиально в разных классах. Ожидается, что читатель, прочитав, например, часть А, захочет познакомиться и с частью Б. Но для этого ему придется обратиться к одному из представителей другого класса, то есть вступить во взаимодействие. Так и реализуется основная цель «Полундры» — диалог между читателями и установка на взаимодействие.
Газета «Полундра» распространяется в обмен на условную внутришкольную валюту — «полундрики». «Полундрики» могут быть заработаны всеми учащимися школы и другой целевой аудиторией газеты, как эквивалент достигнутых успехов в других областях жизни: в учебе, в спорте, в искусстве. Таким образом, сам способ распространения газеты нацелен на поощрение успехов и сотрудничества учащихся во всех областях жизни.
Основные рубрикиподлежат ревизии Названия основных рубрик привязаны к морской тематике, которая как уже было отмечено, в силу исторических причин является родовым знаком «Полундры». Итак:
Рубрика «Человек за бортом!» — судьбы выпускников школы.
«Увольнительная» — в фокусе этой рубрики те ученики, области увленчения, образ поведения и мыслей которых являются предметом интереса. Почему «Увольнительная»? Потому что в морской лексике «увольнительная» — это поощрение.
«Плавали. Знаем!» — реакция газеты на события внешнего (по отношению к школе) мира.
«Салага» — традиционно, в каждом номере «Полундра» предоставляет эту рубрику человеку, который еще никогда и ничего в «Полундре» не писал. Таким автором может быть и ученик, и учитель.
«У штурвала» — творческие портреты учителей школы.
«Спасательная шлюпка» — разбираются сложные ситуации взаимоотношений, складывающиеся в школьной жизни.
«Девятый вал» — творчество учеников школы: проза, поэзия, живопись.
«Кают-компания» — афоризмы, приколы и другие неожиданные события школьной жизни.
«Адмиральский час» — дни рождения и другие значимые даты, связанные как с отдельными личностями школьного коллектива, так и с группами таких лиц. В общем, поздравления.
Принцип № 1. Главное на корабле — команда В школьную газету «Полундра» пишут и дети, и взрослые. Мы — коллеги, а не большие и маленькие, знающие и незнающие. Утверждение, что «все в школьной газете должны делать дети» считается ошибочным, ибо (см. предыдущую фразу).
Принцип № 2. Удачный галс Без удачного галса не должен обходиться ни один выпуск. Имеется в виду какая-то особочка. Изюминка. То, чем можно удивить читателя так, чтобы у него рот от удивления открылся (как мост в момент разведения). * Галс в переводе с морского наречия — поворот.
Принцип № 3. Разноцветные паруса Так уж сложилась история, что «Полундру» всегда печатают черно-белым тиражом. Но наших бравых матросов не покидает мечта о цвете. Поэтому выпуски всегда раскрашиваются цветными карандашами.
Принцип № 4. Открыть шлюзы Зачем открывают шлюзы? Чтобы слить воду. В «Полундре» этот термин означает полный отказ от тривиальной подачи темы. Обычно «шлюзы открываются» так: кто-то из ребят выходит в залив «Яндекс», обнаруживает «типичные заготовки». Все повторяющиеся слова, темы и вопросы, особенно означенные в первых строках знаменитого поисковика, никогда не войдут в номер. Перечень «бородатых» слов и тем вывешивают на стенд (как матросов-предателей на рее) и поверх цепляют символ пиратского братства — черную косынку с мелкими белыми черепушками.
Принцип № 5. Первый заплыв» Полундровцы» уверены, что юнга на корабле — к удаче. Поэтому в каждом номере публикуется материал хотя бы одного автора-yjdbxrf
Принцип № 6. Навигация Это не только наукаоб управлении ходом корабля, но и умение ориентироваться вообще. Хоть по ветрам в море, хоть по звездам в небе. Навигацией в «Полундре» называют специальным образом сделанное оглавление. Ни один номер без него не обходится.
Принцип № 7. В каждом номере — что-нибудь полезное» Полундру» любят не только за философичность, фееричность и поэтичность. Это еще и очень практичная газета. В каждом номере стараются публиковать то, что читатель может запомнить, вырезать, положить в карман, словом, применить на практике. Это может быть карта, прописи, карточки, инструкция, чертеж, раскраска, изобретения — что угодно.
Полундра — школьная газета. Она имеет приложения. Однажды завуч сказал: у нас не газета при школе, а школа при газете. И сама газета и ее приложения имеют «историю», идею, на которую нанизываются рядовые номера.
Приложение «Окно в иллюминаторе»
Концептуальный фотоальбом «с забабахами». Включает в себя рубрики: Фотокорки, Фоторепы, Фотостихи, Фотовскрытия, Фотошифры, Фотоэксперименты и др. .
Есть особая рубрика. Фотографии располагаются на страницах парами.
«Науки питают юношей» Почтинаучный сборник
Эмблема журнала «Науки питают юношей»
Издается в виде «журнала юного исследователя», содержит наблюдения, мысли и эксперименты пытливых «полундровцев». Концепция сборника — дети проверяют науку на прочность. Постоянные рубрики: «Что за глупый во?», «Охота за фа».
«Стихи и прозы». Альманах
Поэтический, прозаический и философский сборник.
С помощью альманаха взрослые и дети ищут поэзию в обыденных вещах и иногда ее находят.
Постоянные рубрики: «Заземленное о неземном», «Пытки и тычки», «Печатаем, очень понравилось».
Приложение «Были и небыли»
В книге собираются истории, байки, наблюдения, стенограммы разговоров в коридорах и съемки скрытой камерой.
Это не просто обширный пробковый полигон, утыканный разноцветными кнопками, а действительный и полномочный организатор и молчаливый тайм-менеджер жизни редакции. Многоуважаемый стенд — своеобразный чат off-line, где каждый может оставить реплику по делу (или без). Примеры реплик — «Кто живой, передайте: мне срочно нужен Вадим. Н. Н», «Машка, довыпендриваешься! Рисунки на бочку! Доброжелатель», «Статью о гриппе доработал. Бросил в папку последнего номера», «Мы в буфете. Никита»… Товарищ стенд в редакции долгожитель. Самая важная его стратегическая часть — «Издательский план». Каждый, у кого в голове всплывала новая тема для номера или статьи, оставляет здесь свои предложения.
Идейный чемодан
Перед дверью в редакцию «Полундры» висит старый чемодан. На чемодане написано «Для идей и свободного творчества». В прорезь можно опустить заметку, стихи, фото или любое другое творческое. В какой-то момент (какой, уже позабыли) в связи с какой-то историей (какой, уже стерлось из памяти) его стали называть «Идейным чемоданом».
Кинуть творчество
Лиловый друзик
Картинку надо перерисовать. Поближе к жизни.
Ноу-хау «Полундры». По преданию, представляет собой замызганную коробку (похожа на обувную, но крупнее) с выдвижными ящиками по бокам и одним посередине. В «Лиловый друзик» корреспонденты «Полундры» складывают написанные на маленьком клочке бумаги темы для номеров. На другой стороне находится «Гадалка». А что в третьем ящичке — xитайте в повести. Испытание «лиловым друзиком» — посвящение новичка в редакцию.
Картонный флажок, установленный в редакции для поддержания морского настроения. Одна его сторона, желто-красная, означает для ребят призыв к работе — «Полундра! Сам лечу!». Другая, украшенная выписанным вязью словом «Полный штиль», призывает к порядку и спокойствию.
Бурундук
Сначала шкаф назывался «по-морскому»: «рундук». Потом кто-то, услышав непонятное слово, обозвал его «бурундуком». Сходство с запасливым зверьком так понравилось, что теперь шкаф называют только так: «Возьми у бурундука», «Бурундучок, дай колпачок».
Внимание! Эта страница постоянно дополняется, пополняется и изменяется. Она состоит из нескольких частей. Первая часть — принципы и правила школьной газеты «Полундра». Сюда добавляйте придуманные вами или знакомые вам из жизни и практики конкретности. Интересные штуки, которые вы можете предложить героям нашего проекта. Вторая часть — приложения к «Полундре»: фотоальбом, научный альманах, стихо-прозо-афоризмо-сборник. Сюда вы можете прислать собственноручно сделанные выпуски, стилизованные под приложения к «Полундре». Или отдельные материалы к ним. Можете поправить-дополнить и концепцию газеты. Третья часть — имущество редакции.
Как внести свой вклад в этот проект? Читайте описания ниже на странице. Какие вопросы не отражены? Разрабатывайте их. Загружайте, кликнув на «Добавки».