12 глава. Работа со звуком

Необычный школьный проект: коллективный учебник. Весь творческий процесс — сочинение глав, иллюстрирование, редактирование, комментарии и обсуждение — в режиме онлайн

Глава 12. Работа со звуком

Монтажно-тонировочный период крупным планом

Интродукция или эпиграф Для того, чтобы звукорежиссеру (или вам, если вы един во всех лицах) было удобнее работать со звуком…


Лид для параграфа ККЗ

Напишите лид к этой главе.

Любой обманчив звук. Страшнее тишина. (Сплин — «Романс»)
Видео — это не только движущаяся картинка. Звук — вторая его полноценная составляющая. И недооценивать его важность очень опасно. Из-за некачественного звука зритель может и не захотеть смотреть видеоролик, над которым вы так долго работали. А порой, звук и вовсе выходит на первый план и может удержать внимание зрителя, даже если видео — не самое качественное.


Танец
Виктория Голивец, #1187 «Летучка», гимназия № 32, Калининград
Ссылка на портале: 555750

{anketa}

{oglav}



Заголовок (предложите)

Параллельно с цветокоррекцией, как правило, идет сведение звука. Им опять же занимается отдельный человек — звукорежиссер.
Во время сведения выравнивается уровень громкости разных компонентов фонограммы (речи, музыки, шумов), добавляются различные эффекты. На выходе получается сведенный звук. В «сведенке» все компоненты фонограммы с нужной громкостью записаны и на левый, и на правый канал*, таким образом они будут слышны на всех устройствах для воспроизведения.
ККЗ


* При моновещании, сейчас существует и стереофоническое вещание, и вещание в формате 5.1. Это более сложные варианты сведения, с которыми, конечно, знакомы звукорежиссеры.





В архиве полезно хранить и «сведенку», и «разведенку». Мастера со сведенным звуком — это готовые материалы или программы. Мастера с разведенным звуком могут потребоваться, если вам нужны будут какие-то фрагменты для других ваших программ.

Предположим, раз в две недели вы делаете выпуск школьных новостей и в конце учебного года решили сделать итоговую программу. Понятно, что все главные события вы осветили за предыдущие девять месяцев: в вашем эфире были самые яркие синхроны и самые яркие кадры.
Но есть проблема — на всех материалах лежит музыка и сохранены только сведенные мастера. Из-за этого нельзя просто взять и чисто вырезать из готовой программы нужный синхрон, нужно поднимать исходники. Это долго. Да и не всегда возможно — что-то могли затереть.
Если бы у вас была копия с разведенным звуком (на одной дорожке — речь, на другой — музыка и шумы), вы бы без труда вырезали нужный фрагмент интервью и вставили в новый материал, а потом положили новую музыку (при необходимости).
Хранение мастеров с разведенным звуком сильно экономит время в будущем. Также, возможно, имеет смысл хранить мастера с разведенным звуком и без титров. Они пригодятся в том случае, если вы будете брать синхроны из программы с одним оформлением, в программу с другой графикой, или при смене оформления.



Вернемся к процессу сведения. Для того, чтобы звукорежиссеру (или вам, если вы един во всех лицах) было удобнее работать со звуком, его уже в процессе монтажа, следует грамотно раскладывать по дорожкам. ККС
Например

Первая дорожка Наговор
Вторая дорожка

Синхроны

Третья дорожка Интершумы
Четвертая дорожка
Музыка …
Пятая дорожка






Нарисуйте звуки (опция Проиллюстрировать)


При такой подготовке будет удобно накладывать необходимые фильтры сразу на всю дорожку, а не на отдельные клипы.
Работать со звуком сподручнее в отдельной программе. В экосистеме Adobe это Adobe Audition. Но и Adobe Premiere предоставляет базовые инструменты для обработки фонограммы.

Подробнее о них читайте в разделе 5.

big

<….>
Что еще вы предлагаете включить в эту главу?


Словарь темы ККЗ 

Эквалайзер — это устройство или программа, которая регулирует громкость звука в отдельных зонах частотного диапазона. Если быть более точным, то эквалайзер регулирует амплитуду сигнала, но это на самом деле и есть громкость. С помощью эквалайзера можно усилить или приглушить высокие, низкие или средние диапазоны частот, меняя их характеристики.

Виды аудиоформатов:
1) аудиоформаты без сжатия: WAVE или WAV, AIFF;
2) аудиоформаты, которые сжимают данные без потерь: Flac (Free Lossless Audio Codec), Ape (Monkey’s Audio), Wma (Windows Media Audio 9 Lossless);
3) аудиоформаты, которые сжимают данные с потерями: mp3 (MPEG-1 Layer 3).

Сведение звука
— процесс создания финальной записи из разных аудио дорожек, в котором настраиваются такие параметры как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня.

Шумоподавление — специальное приложение в монтажной программе, отвечающее за устранение фонового шума на заднем плане, возникшего при записи видео. Обычно используется для улучшения качества звука любительского видео.

Микширование (сведение) — процесс редактирования исходных музыкальных или звуковых треков (дорожек) и соединения их в один единый проект. В процессе микширования могут быть использованы различные звуковые эффекты и приложения для улучшения качества звука.





Практическая часть ККЗ 

Попробуйте озвучить фрагмент известного фильма и мультфильма.
Возьмите любой фрагмент до 1.5 минуты. Вам нужно убрать с него весь первоначальный звук, оставив только видеоряд. Использовать готовые звуки нельзя. Все звуки должны быть оригинальны и созданы вам.
Советы:
1. Просмотрите фрагмент.
2. Запишите на бумаге звуки, которые вам нужны для вашего видеофрагмента + новые фразы для героев, не такие как были в оригинальном видео.
3. Переозвучить, не значит копировать. Можно создать свой оригинальный вариант озвучки.



Инструменты и среды: работа со звуком
ККК






Банка звуков ККФ

https://youtu.be/wPOv3DumRb4

https://youtu.be/-xxpH10Iips

Капли дождя
Сначала дождь начинается несколькими каплями, а потом усиливается многократно, превращаясь в ливень. Звук можно извлекать из «палки дождя», изготовленной следующим способом:
1. Взять картонную втулку из-по бумажных полотенец, желательно крепкую и длинную.
2. Взять шнурок или нитку и обвить втулку по спирали, соблюдая расстояние между витками.
3. Провести линию рядом с ниткой на картонной втулке.
4. На одинаковом расстоянии по проведенной линии наметить точки.
5. Проколоть отверстия в каждой точке шилом или тонкой отверткой.
6. Вставить зубочистки в отверстия на картонной втулке, соблюдая принцип внутренней спирали.
7. Закрыть картонным диском один край втулки.
8. Насыпать внутрь втулки крупу (гречка, рис, пшено, перловая) соблюдая правило заполнения втулки на 1/3 от общей высоты.
9. Закрыть второй конец втулки.
10. Поворачивать «палку дождя» и наслаждаться звуком, меняя ее положение.






Что почитать, посмотреть, над чем подумать <….>



<….> ККК Физика и звук в видеопроизводстве



Резерв иллюстраций









Правильная подпись должна содержать название номер главы и эпизода (глава 1–01). Описание — фразу, к которой относится иллюстрация

https://lgo.ru/proect/kommentator/012.htm