Любой обманчив звук. Страшнее тишина. (Сплин — «Романс») Видео — это не только движущаяся картинка. Звук — вторая его полноценная составляющая. И недооценивать его важность очень опасно. Из-за некачественного звука зритель может и не захотеть смотреть видеоролик, над которым вы так долго работали. А порой, звук и вовсе выходит на первый план и может удержать внимание зрителя, даже если видео — не самое качественное.
Танец
Виктория Голивец, #1187 «Летучка», гимназия № 32, Калининград
Параллельно с цветокоррекцией, как правило, идет сведение звука. Им опять же занимается отдельный человек — звукорежиссер. Во время сведения выравнивается уровень громкости разных компонентов фонограммы (речи, музыки, шумов), добавляются различные эффекты. На выходе получается сведенный звук. В «сведенке» все компоненты фонограммы с нужной громкостью записаны и на левый, и на правый канал*, таким образом они будут слышны на всех устройствах для воспроизведения.
* При моновещании, сейчас существует и стереофоническое вещание, и вещание в формате 5.1. Это более сложные варианты сведения, с которыми, конечно, знакомы звукорежиссеры.
В архиве полезно хранить и «сведенку», и «разведенку». Мастера со сведенным звуком — это готовые материалы или программы. Мастера с разведенным звуком могут потребоваться, если вам нужны будут какие-то фрагменты для других ваших программ.
Предположим, раз в две недели вы делаете выпуск школьных новостей и в конце учебного года решили сделать итоговую программу. Понятно, что все главные события вы осветили за предыдущие девять месяцев: в вашем эфире были самые яркие синхроны и самые яркие кадры. Но есть проблема — на всех материалах лежит музыка и сохранены только сведенные мастера. Из-за этого нельзя просто взять и чисто вырезать из готовой программы нужный синхрон, нужно поднимать исходники. Это долго. Да и не всегда возможно — что-то могли затереть. Если бы у вас была копия с разведенным звуком (на одной дорожке — речь, на другой — музыка и шумы), вы бы без труда вырезали нужный фрагмент интервью и вставили в новый материал, а потом положили новую музыку (при необходимости). Хранение мастеров с разведенным звуком сильно экономит время в будущем. Также, возможно, имеет смысл хранить мастера с разведенным звуком и без титров. Они пригодятся в том случае, если вы будете брать синхроны из программы с одним оформлением, в программу с другой графикой, или при смене оформления.
Вернемся к процессу сведения. Для того, чтобы звукорежиссеру (или вам, если вы един во всех лицах) было удобнее работать со звуком, его уже в процессе монтажа, следует грамотно раскладывать по дорожкам. [1] Например
При такой подготовке будет удобно накладывать необходимые фильтры сразу на всю дорожку, а не на отдельные клипы. Работать со звуком сподручнее в отдельной программе. В экосистеме Adobe это Adobe Audition. Но и Adobe Premiere предоставляет базовые инструменты для обработки фонограммы.
Эквалайзер — это устройство или программа, которая регулирует громкость звука в отдельных зонах частотного диапазона. Если быть более точным, то эквалайзер регулирует амплитуду сигнала, но это на самом деле и есть громкость. С помощью эквалайзера можно усилить или приглушить высокие, низкие или средние диапазоны частот, меняя их характеристики.
Виды аудиоформатов: 1) аудиоформаты без сжатия: WAVE или WAV, AIFF; 2) аудиоформаты, которые сжимают данные без потерь: Flac (Free Lossless Audio Codec), Ape (Monkey’s Audio), Wma (Windows Media Audio 9 Lossless); 3) аудиоформаты, которые сжимают данные с потерями: mp3 (MPEG-1 Layer 3). Сведение звука — процесс создания финальной записи из разных аудио дорожек, в котором настраиваются такие параметры как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня.
Шумоподавление — специальное приложение в монтажной программе, отвечающее за устранение фонового шума на заднем плане, возникшего при записи видео. Обычно используется для улучшения качества звука любительского видео.
Микширование (сведение) — процесс редактирования исходных музыкальных или звуковых треков (дорожек) и соединения их в один единый проект. В процессе микширования могут быть использованы различные звуковые эффекты и приложения для улучшения качества звука.
Попробуйте озвучить фрагмент известного фильма и мультфильма. Возьмите любой фрагмент до 1.5 минуты. Вам нужно убрать с него весь первоначальный звук, оставив только видеоряд. Использовать готовые звуки нельзя. Все звуки должны быть оригинальны и созданы вам. Советы: 1. Просмотрите фрагмент. 2. Запишите на бумаге звуки, которые вам нужны для вашего видеофрагмента + новые фразы для героев, не такие как были в оригинальном видео. 3. Переозвучить, не значит копировать. Можно создать свой оригинальный вариант озвучки.
Капли дождя Сначала дождь начинается несколькими каплями, а потом усиливается многократно, превращаясь в ливень. Звук можно извлекать из «палки дождя», изготовленной следующим способом: 1. Взять картонную втулку из-по бумажных полотенец, желательно крепкую и длинную. 2. Взять шнурок или нитку и обвить втулку по спирали, соблюдая расстояние между витками. 3. Провести линию рядом с ниткой на картонной втулке. 4. На одинаковом расстоянии по проведенной линии наметить точки. 5. Проколоть отверстия в каждой точке шилом или тонкой отверткой. 6. Вставить зубочистки в отверстия на картонной втулке, соблюдая принцип внутренней спирали. 7. Закрыть картонным диском один край втулки. 8. Насыпать внутрь втулки крупу (гречка, рис, пшено, перловая) соблюдая правило заполнения втулки на 1/3 от общей высоты. 9. Закрыть второй конец втулки. 10. Поворачивать «палку дождя» и наслаждаться звуком, меняя ее положение.
» Параллельно с цветокоррекцией, как правило, идет сведение звука».
После этих слов можно добавить:
«Звук условно можно разделить на несколько видов:
1) Речь.
2) Музыка:
— музыка, создающая атмосферу, идущая фоном и музыка, которой не может быть в кадре, не относящуюся к тому, что происходит на экране, но создающую определённое настроение;
— музыка, которая звучит на экране, воспроизводится в кадре (например, герой играет в кадре на музыкальном инструменте или включает магнитолу в машине). Такая музыка тоже имеет свои цели и задачи.
3) Шумы
Звук создаёт атмосферу, настроение. Если к одному и тому же видеофрагменту поставить разную звуковую дорожку, то мы получим совершенно разный эффект. Например, в сцене погони в сказке «Последний богатырь» всё выглядит достаточно смешно, потому что фильм, комедийный и там соответствующая музыка, но если наложить на это видео музыку из какого-нибудь блокбастера, или тревожную музыку, то за героя становится страшно. То есть музыка очень сильно влияет на то, что происходит на экране:
— Звук и музыка расставляют акценты.
— Звук подсказывает зрителю эмоции (закадровый смех, шумы, музыка)
— Звук может задавать темп для видео.
Звук может очень много. Есть треки, которые становятся легендой и ассоциируются с целой серией фильмов, и обеспечивают им успех.«
Выдержка из выступления Владислава Насонова на интенсиве для инструкторов соревнований Медиатон (видео есть)