Зарегистрироваться Зарегистрировать СМИ Модуль «Все мое» работает в тестовом режиме. Замечания и предложения отправляйте в Дежурку веб-мастера.
|
|
История проекта
Проект-конструктор | |
Подробный рассказ о предпосылках и причинах возникновения Проект-конструктора, его эволюции и достигнутых результатах |
|
|
1. Вопрос эволюции |
31 марта 2005 года на «круглом столе» Сессии школьных издателей России обсуждался вопрос жизни и смерти. На тот момент прошли уже четыре Конкурса школьных изданий — и участники форума ре-шали, быть ли пятому.
Почему вдруг была заявлена такая странная тема? Ведь Конкурс — вполне успешный проект, крепнет и развивается год от года, имеет хороший рейтинг, высокую популярность в школьной среде. Почему вдруг его надо закрывать? Участники были взволнованы.
А дело в том, что Конкурс, объявленный в 2001 году Департаментом образования Москвы с подачи журнала ЛГО и первоначально заду-манный как скромное мероприятие, — разросся до невиданных размеров и стал напоминать гиганта на плечах карлика. Главные заботы о проекте легли на плечи основных организаторов — журнала ЛГО и лицея № 1310 (головную площадку и оператора Конкурса). К моменту собрания лицей практически превратился в Министерство школьной прессы, а растущие в геометрической прогрессии масштабы проекта вошли в противоречие с терпеливыми возможностями небольшого коллектива, силами которого он осуществлялся.
Поэтому и был поставлен такой вопрос: быть или не быть. Накануне собрания, о котором идет речь, Татьяна Михайлова, руководитель проекта, она же директор Лицея № 1310, она же главный редактор ЛГО, сообщила на пресс-конференции, что вопрос о конкурсе стоит ребром. Причины следующие. Во-первых, по мнению организаторов, основные цели, заявленные в Положении, выполнены. Во-вторых, Конкурс, год от года набирающий обороты, требует теперь гораздо больше организационных ресурсов, чем имеется в наличии. Если развивать проект дальше, то организационную модель нужно пе-ресматривать радикальным образом — иначе несоответствия не-избежно приведут к потерям в содержании. После упомянутой пресс-конференции, дабы прояснить пропозиции, Татьяна Михайлова обратилась к участникам с открытым письмом:
[ВещДок № 1: Открытое письмо участникам Конкурса ]
Письмо разошлось, и состоялся форум. Как свидетельствует видеопленка с взволнованными выступлениями участников, тема задела за живое. «Как можно добровольно отказываться от успешного проекта?», «Посмотрите на людей, собравшихся в этой аудитории. Мы ехали за тысячи км. И вы думаете, мы прибыли за призом? — Нет! Мы приехали, потому что нам это нужно». «Мы четыре года в проекте, для нас каждый такой год — важный рубеж, событие; давайте думать, как выйти из положения».
|
|
2. Реконструкция |
Участники форума единодушно выразили готовность помочь Оргкомитету. И немедленно внесли ряд предложений. Во-первых, разделить организационные направления между разными командами, которые с осени, корреспондируясь по сети, начнут работу над выбранными задачами. Каждый вызвался взять на себя какое-то направление проекта, и как бы стать его директором. А генеральная дирекция останется за Оргкомитетом.
«Дистанционные дирекции» планировались такие: творческая, арт-дирекция, фото — и видеодирекция, почтовая и экскурсионная, выставочная и бальная, а также многие другие (предлагалось учредить даже транспортную дирекцию и гостиничное агентство).
Это было впервые и ни на что не похоже. Образ большого проекта с разветвленной сетью участников, живущих в разных городах, общающихся по сети и, тем не менее, выполняющих общую работу, — вызревал из горячего обсуждения.
Второе предложение — по возможности организовать центры поддержки школьной прессы в каждом районе, городе, области, чтобы школы могли получать консультационную, техническую, кадровую помощь прямо на местах. Оргкомитет получит возможность адресовать новых участников проекта в региональные ресурсные центры, а те, в свою очередь, обеспечат методическую поддержку и консультирование начинающих издателей и тем самым разгрузят центр.
Потом все разъехались по своим городам, а участникам Конкурса было направлено информационное письмо, в котором признавалась необходимость кардинального пересмотра организационной идеологии и рассматривались возможности подготовки мероприятий Пятого юбилейного конкурса в новом формате. Именно тогда была оформлена идея, получившая странное и непонятное название «Проект-конструктор».
[ВещДок № 2: Информационное письмо № 6 ]
|
3. Почему «конструктор»? — Пробный камень |
Мы забыли сказать, что накануне упомянутого собрания был проведен один интересный эксперимент, из которого и вызрела экстремальная идея Проект-конструктора. Дело в том, что во время финала Конкурса всегда организуются выставки. Причем не одна. Но в тот год требовалась особая выставка — ибо по сценарию Большой игры (основного события финальных мероприятий) нужно было видеть каждое издание и говорить с его создателями.
Как провести выставку, если ее участники живут в разных географических точках и соберутся вместе только в день открытия экспозиции? Было разработано техническое задание по подготовке выставки «Школьная пресса России». Его разослали по всей стране — в 92 города, 10 поселков, 6 сел, одну деревню и одну станицу.
[ВещДок № 3: Задание участникам ]
Руководствуясь только этим документом, участники должны были еще дома, на местах подготовить экспозицию таким образом, чтобы сама выставка (она состоялась в Москве в дни финальных мероприятий), была оформлена:
- Мгновенно.
- В едином ключе.
- И, самое главное, максимально выразительно представляла всю палитру школьной прессы России в целом и достижения каждого из участников Конкурса.
Эксперимент превзошел все ожидания.
Выставка была оформлена моментально: благодаря остроумному инженерному решению (по принципу «Голь на выдумки хитра») тысячи метров пустого холла за 40 минут стали экспозиционной площадкой. В ней были стиль и изящество, стенды разнообразно, ярко и информативно рассказали зрителям о положении дел в сегодняшней российской школьной прессе. Программа «Вести» показала ее в эфире, и вся страна могла убедиться: школьная пресса в стране существует.
Данный эксперимент наглядно показал, что гигантским проектом, выросшим за четыре года из небольшого замысла, можно управлять и по сети. Тогда-то и проскользнула мысль о проекте-трансформере, конструкторе, который собирается из малых деталей, а потом становится действующим. Почему бы нет? — Ведь автомобили, например, собираются из деталей, поставляемых из разных стран. |
4. Проект созрел |
И вот, исходя из данного опыта, а также опираясь на мощный потенциал участников, Оргкомитет принял решение: на следующем витке Конкурса дерзнуть и провести:
• Глобальный. • Синергетический. • Безусловно первый в нашей стране, а, скорее всего, и в мире. • Рискованный эксперимент под условным названием Проект-Конструктор.
На ноябрь 2005 года был запланирован съезд руководителей редакций для детальной разработки проекта и договоренностей о взаимодейст-виях. И дело пошло.
Для начала были составлены требования к участникам Проект-конструктора. Вот они:
[ВещДок № 4: Требования к участникам ПК ]
|
Требования к участникам проекта
-
Оперативная информационная досягаемость (e-mail, Интернет)
-
Дееспособность команды и руководителя
-
Способность выдвигать и реализовывать идеи
-
Достаточный творческий ресурс
-
Хороший тонус и оптимизм, легкость на подъем
-
Навык управления своим временем (принцип «минус минута» меняется на «минус неделя» или хотя бы «день»)
-
Хорошо развитая обратная связь (инициативное и своевременное информирование центра о ходе работ)
-
Умение упрощать процессы и разрабатывать алгоритмы
-
Воля к победе
-
Энтузиазм (в соответствии с пословицей «охота пуще неволи») |
|
Дальше — открылась новая версия сайта конкурса, а на ней — раздел «Проект-конструктор». Там была описана механика проекта (понятно, что приблизительная — ибо никто не понимал еще в полной мере, как может координироваться такой проект, какие направления надо оставить за Оргкомитетом, а какие передать участникам). Появились главы «Принципы работы», «Хронология проекта», «Организация работы дирекций».
Каждая страница раздела «Проект-конструктор» начиналась со строк:
|
Оргкомитет предупреждает всех участников
Проект-конструктор собирается впервые. Пока он — в стадии первого наброска, первого приближения к образу. Мы не обещаем, что все получится. Как все это будет происходить, к чему мы придем в осуществлении этой идеи — пока непредсказуемо >> | |
Но добровольцы — обнаружились.
«Что мы можем пообещать за участие проекте? — Только драйв и развитие команды», — объявили на съезде издателей сотрудники Оргкомитета. «Вы можете пообещать, что Конкурс сохранит свои позиции», — ответили участники.
[ВещДок № 5: Принципы работы ПК ]
|
Принципы работы
Основная организационная цель — выстроить горизонтальную систему управления проектом: передать функцию координации наиболее сильным командам и создать возможность вхождения в проект любого заинтересованного участника |
-
Если ваша команда обладает достаточными ресурсами, вы можете войти в проект как дирекция (тогда вся координация работ по выбранному вами направлению пойдет через вас).
-
Если у вас небольшая команда и ограниченные ресурсы, вы можете участвовать в проекте в качестве агентства и войти в состав такой-то дирекции.
-
Если вы «сами по себе», то вы можете войти в проект как индивидуально работающий агент.
-
Поскольку проект собирается как конструктор, вы можете участвовать в нем одновременно как разработчики, реализаторы, организаторы, исполнители.
-
Любая команда может привлекать к участию в своей работе другие команды, которые войдут в ее состав в статусе агентств. Например, Выставочная дирекция может состоять из агентств «Выставки–ресепшн», «Выставки–оборудование», «Выставки–монтаж», «Выставки–дизайн».
-
Каждая дирекция разрабатывает свой стиль, свои отличительные знаки (аксессуары).
-
Любая дирекция, при наличии возможности, может вести на нашем сайте свой раздел, проводить дистанционные сессии.
-
В разделе «Кто в проекте» мы предполагаем создать страничку каждой команды, которая участвует в Проект-конструкторе.
-
Отчеты о ходе работ и информация для сайта предоставляются командами строго в указанные сроки. |
|
|
5. И что из этого вышло |
А вот что: динамичные, экстремальные и полные ярких эмоций мероприятия:
Новые вехи этой хроники пишутся прямо сейчас — детьми и взрослыми со всей России. По мнению самих участников, Проект-Конструктор — замечательная идея, он дает опыт не только совместного творчества внутри коллектива, но, самое главное, опыт взаимодействия между разными кол- лективами. Особенно, когда они разделены сотнями кило- метров, что значительно повышает уровень сложности реализации Проекта. И уровень интересности — тоже.
>> Читать дальше |
| |
| |
| |
|
|