Глава 27. Газета-близнец {social} | |||
|
{comhistory} |
![]() |
Тут раздался короткий вопль, и одновременно что-то треснуло в соседней комнате. — «Ведомости» — не подделка? — не сдавался Женька, но было видно, что его критическая уверенность идет на убыль. ККИ |
{anketa}
|
|
— Если и подделка, — продолжил Главный Редактор, чувствуя, как жадно слушают его все трое, — то она должна быть выполнена в те же годы, когда печаталась сама газета. Посмотрите-ка сюда, — все разом придвинулись и устремили взгляды к листку. — В те времена наборные шрифты изготовлялись из дерева или свинца, на них наносилась краска. Эти ручные шрифты быстро изнашивались, стачивались, поэтому первый и последний экземпляры в одном тираже могли разниться — буквы и краски в последнем выходили неровными. Кстати, фальсификаторы обычно стараются в первую очередь подделать именно эту неровность оттиска на странице, а потом уже все остальное. Так что перед нами, друзья мои, наверняка какой-то из последних экземпляров. Об этом говорят нечеткость отпечатка, один шрифт более стертый, чем другой, — последние слова НикНик произнес, обращаясь лично к Игорю. — Но это еще не все. Дай-ка мне свою лупу, сын. |
Игорь тут же вытянул из кармана миниатюрную лупу и, на всякий случай, фонарик |
— Что-то еще… Погодите, поймаю мысль… Наконец поднялся и, держа «Ведомости», застыл. На лице его было написано крайнее волнение. Игорю даже показалось, что отец побледнел. — Начну с того, что еще вчера и даже сегодня я думал, что это… — Николай Николаевич положил ладонь на «Ведомости» — …имитация. |
— Хоть она и мелкая, и невыразительная (а для своего времени эта мелкая невыразительность — целый прорыв), если она и подделка, то сработанная по всем канонам печатного искусства XVIII века. Ведь это не факсимиле. Ну-ка, пощупай бумагу! Женька вздохнул, встал, обтер руки о штаны и легонько повозил пальцем по строчке с заголовком. — Шершавенькая. — Так, теплее. — Прожилки, рельефики. Но все это типографские прибамбасы, — тут Женька вспомнил про Полинку, отец которой работал в типографии, и сердце его тихонько заныло. — Как его… шелкография, что ли. — Да нет. Шелкография наносится поверх бумаги, а тут наоборот. Буквы-то вдавлены. — И что сие означает? — Особое воздействие на страницу, характерное для начала XVIII века. — А я-то был в 1713-м! — громким шепотом вставил Леха. — Откуда ты знаешь? — так же шепотом спросил его Игорь. — Табличку видел. — Что ж не сказал? — Забыл. — Правильно говорят, что с годами память слабеет. Шучу, — похлопал брата по плечу «большой». |
— Шучу, — похлопал брата по плечу «большой». |
![]() — Давайте восстановим возможную картину изготовления данного экземпляра, — Круглов с воодушевлением пригладил усы |
Женька, изображая могучую работу мысли, взял раритет, зачем-то понюхал и, послюнявив палец, потер им краешек. |
![]() Женька помолчал, потеребил свитер и нахмурился. — То есть, все же подделка? И про 1713 год — это, слава Создателю, шутка? |
— Давайте восстановим возможную картину изготовления данного экземпляра, — Круглов с воодушевлением пригладил усы, выпрямился и тоном учителя у доски начал объяснение «нового материала». — Чтобы с такой достоверностью следовать традициям мастеров высокой печати и не допустить ни одной промашки (а как специалист по теме, я утверждаю, что это так), чтобы выпустить эту маленькую газетульку из четырех листков в свет, сначала нужно набрать образцы букв… Женька, как на уроке, поднял руку: — Николай Николаевич, при нынешнем развитии техники это не проблема. Отсканировали, и все. С помощью современных технологий скоро уже человека будут ксерокопировать, не то что ваши «Ведомости»! — Обратите внимание, мой юный техник, — шрифт дореформенный, со значками и старыми символами. Так просто его не отсканируешь. — Делов-то. Есть фирма «ПараТайп». Гарантия миллион процентов, что у них имеется лицензированный образчик такого шрифта, — не сдавался «ученик». — Допустим, хотя маловероятно, — уступил Круглов. — Но если так, то со скана все равно сначала нужно снять копии (весь алфавит!), а потом отлить буквы, по одной, из свинца. — Зачем? — Затем, мой друг, что напечатана она на прессе, а не на принтере. Ты сам сказал — прощупывается рельеф, шероховатости. Экспертиза подтвердила бы наличие свинцовой пыли. — Ладно, допустим. Отлили буквы из свинца. — Это почти невозможно. Тогда второй вариант. Надо садиться и вырезать их лезвием. — Из чего? — спросил Леха. — Из ластиков? — Из дерева, из кожи, — ответил НикНик. — Ёпрст, а у них в ящике буковки лежали! Нарезанные! Я вспомнил! — Дальше — больше, — кивнул Лехе, даже не скривившись на неформатный возглас, Круглов. — Нужно сделать оттиск, а с него — печатную форму, имитирующую этот лист, — кивнул он на «Ведомости», — причем воспроизвести все дефекты, все детали, все мелочи, все недочеты, ибо мелочи, детали и «недочеты» в этом деле — самое важное. |
|
|
— Почему? Николай Николаевич подошел к компьютеру, открыл снимок с «Ведомостями», который можно найти в каждом учебнике по истории, и тут же поймал распечатку с принтера. Перед ребятами лежали два абсолютно одинаковых листа, только на одном не было инициалов. |
— Так что, это фильсафикация?.. — зашептал Леха. Женька был обескуражен, даже потрясен. |
Женька был обескуражен, даже потрясен. |
— Ну и? Что? — Совершенно верно. Печатник заменил оригинальные буквы и вместо них залил новые. Перед нами, друзья, не что иное, как газета-близнец!
Перед ребятами лежали два одинаковых листа. Только на одном не было инициалов, и размашистые подписи явно различались. — Ни финты себе раскладец! — выпало из Звонарева. Повисла такая тишина, какая бывает на рассвете.
|
— Ни финты себе раскладец! — выпало из Звонарева. |
Женька еле заметно покачивал головой и вопросительно поглядывал на Игоря. Леха ликовал: приключения продолжаются! Да еще как! Клоны, близнецы, двойники — это вам не белки летучие с перепонками вместо пропеллера! |
|
Бывает просто улыбка, а бывает улыбка-комментарий — именно такая светилась сейчас на лице Николая Николаевича. |
![]() Главный Редактор, не выпуская листка из рук, бросился к компьютеру, рывком выдернул мышь из нижней части стола |
![]() НикНик и Леха |