(2007) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:


Лист, на котором не напечатано пока ни одного слова, кажется пустым. Но это не совсем так. Он пуст с точки зрения мухи, пролетающей над  столом, или с точки зрения инопланетянина, не представляющего, для чего такой лист может пригодиться. А человек уже к 14-летнему возрасту имеет достаточно зрительного опыта, чтобы видеть в пустом листе не проявленную пока, но уже существующую структуру. Во-первых, у совершенно пустого листа есть система координат, и потому мы кладем его перед собой вертикально, иногда горизонтально, но не  набекрень. Во-вторых, у него есть центр, где мы  ожидаем увидеть самое главное, и если нам пондобится разместить на листе один элемент (например, фотографию), мы отдадим ему место именно в середине (только надо иметь в виду, что зрительный центр располагается чуть выше геометрического). В-третьих, у листа имеются верх и низ, причем верхняя часть представляется нам более важной, чем нижняя, где угадывается нечто вроде постамента для центральной и верхней частей. Правая и левая половины тоже неравнозначны: правая всегда в большей степени привлекает наше внимание, чем левая. Особенно это заметно на разворотах: мы всегда сначала смотрим на правую полосу, а уже потом — на левую. Если мы возьмем лист в руки, то сразу почувствуем, что ему нужны поля — иначе, чтобы не закрывать главное поле пальцами, нам придется держать лист за края, как компакт-диск. Кроме того, пустые поля сохраняют первозданную белизну бумаги и контрастируют с темным блоком набора. Таким образом, в листе как бы уже присутствует сетка, состоящая из пересекающихся линий. Точное определение их места — дело дизайнера. Он может строго следовать логике расположения основных осей листа, и тогда газетная полоса приобретет ясный, естественный, «классический» вид. А может оттолкнуться от них, сознательно нарушать предписанные правила и ломать традицию — тогда получится нечто особенное, оригинальное, единственное в своем роде (хотя и не  обязательно удачное). Для примера рассмотрим страницу из «Встречного движения», где удивительным образом уживаются обе стратегии. Верхняя часть страницы сделана по всем правилам: главенствует симметрия, двум колонкам с выключкой по ширине соответствуют две фотографии — героя и автора (по сути, второго героя эссе), крупный, крепко сбитый заголовок, набранная вывороткой преамбула, грамотный колонтитул с логотипом издания, датой выхода и номером страницы. А в нижней части — смесь: левая колонка увеличилась в ширину, будто расплющилась под тяжестью заголовка, правая взлетела вверх и съежилась, подпись уехала со своего места, рисунок почему-то сдвинулся к  левому краю, появились два (разных!) абзацных отступа…

«Know How». Газета гимназии № 23, Краснодар, 2005. На одной полосе представлены реплики авторов, учащихся в разных классах и имеющих несовпадающие мнения. Тут же — приглашение родителям принять участие в разговоре: «Взрослый и детский — два мира?» Редакция видит в газете средство диалога между всеми участниками образовательного процесса, что полностью совпадает с позицией организаторов Конкурса школьных изданий. Результат — Гран-при КШИ-2006 «Контакт!» Народная газета школы № 1259, Москва, 2005. «Акунинский» разворот «Контакта!»: статья о писателе, рецензия на книгу, впечатления от фильма, соцопрос «Кто должен играть Фандорина?», а также интервью с одноклассницей Григория Чхартишвили





{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2007_17.htm