
«Встречное движение». Газета гимназии им. Н.Д. Лицмана,
Тобольск, 2005.
Посмотрите на фотографии: изображения вырезаны и
заключены в рамки, причем рука девушки и голова юноши
выходят за их пределы. Это очень старый и действенный
прием. На знаменитой новгородской иконе XII века, изображающей
святого Георгия, край плаща, копыта коня и
нимб святого частично выступают на поля. И иконописец,
и дизайнер школьной газеты, таким образом, добиваются
того, что изображение как бы «возвращается» на плоскость,
подчеркивая единство всех элементов композиции
Читатель не обязан читать текст от начала и до конца, не обязан и все тут! Никакие законы от него этого не требуют и никакими административными мерами его к этому принудить нельзя. Позиция автора, писавшего текст от первого слова к последнему, и читателя, выхватывающего из материала заголовки, диалоги и фразы, заканчивающиеся восклицательными знаками, диаметрально противоположны. Первый воспринимает статью как законченное высказывание, раскрывающее свое содержание лишь при целостном прочтении: со всеми смысловыми поворотами, внутренними противопоставлениями, скрытыми цитатами и не каждому понятным юмором. Он надеется на такое же отношение и со стороны читателя: ждет, что тот пойдет от строчки к строчке, от абзаца к абзацу, не отвлекаясь и не переворачивая страницы раньше времени. Второй открыл газету в свободную минуту, зная, что его тут же может отвлечь приятель, учитель, звонок. Он не читает, а выбирает, что читать, скользя взглядом по заголовкам и фотографиям. Если он знает авторов, то, возможно, будет ориентироваться прежде всего по подписям под материалами* или по мелькающим в тексте фамилиям. Но читать он будет в том порядке, в каком сам захочет
бросая
на середине
показавшийся
скучным
материал,
перепрыгивая
от заметки
к заметке,
от статьи
к статье.
Как показывают
исследования**,
первое,
на что падает
взгляд читателя,
это рисунок
или
фотография.
Так уж устроены
люди:
смотреть
на мир они научились
раньше,
чем читать,
и на буквы
обращают
внимание
только
после
того,
как рассмотрят
картинку.
Затем
он переводит
глаза
на заголовок.
Заголовок
должен
быть достаточно
крупным
(«громким
«), желательно
оригинальным
(Не ходи
по школе замороженным,
а ходи
на «День отличника
» за
мороженым!
«Know How»). Хорошо,
когда
создается
пара:
краткий
и неожиданный
заголовок
привлекает
внимание,
подзаголовок
объясняет,
о чем, собственно,
речь. Далее
преамбула
(она
же «лид», «вводка
«), уже вплотную
подводящая
читателя
к проблематике
текста.
Но если
вы решили,
что от заголовка
читатель
так сразу
и перейдет
к тексту,
то ошибаетесь.
Судя
по тем же исследованиям,
сначала
он обратит
внимание
на всякого
рода
«информашки
«:
врезки,
цитаты,
таблички,
схемы,
графики.
О них
часто
забывают
в школьных
газетах,
а зря: место
они занимают
мало,
в глаза
бросаются
сразу,
информации
могут
сообщить
много.
И только
рассмотрев
все рисунки,
прочитав
все заголовки
и подписи
под фотографиями,
взглянув
на инфографику,
читатель
наконец-
то обратится
к тексту.
* Кстати, если это действительно так, и для школьной газеты указание на автора материала важнее, чем содержащаяся в тексте информация, может быть, стоит ввести новое правило школьно газетного дизайна и набирать подписи более крупным кеглем, чем принято в «большой » прессе?
** Читатель «усваивает» 75–80 % всех иллюстраций, 56 % заголовков, 31 % «информашек-брифов «, 29 % подписей. См.: Сурнин Д. Внимательный дизайн // [кАк) № 34/2005. С. 10–11. |