(2007) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:



«Встречное движение». Газета гимназии им. Н.Д. Лицмана, Тобольск, 2005. Посмотрите на фотографии: изображения вырезаны и  заключены в рамки, причем рука девушки и голова юноши выходят за их пределы. Это очень старый и действенный прием. На знаменитой новгородской иконе XII века, изображающей святого Георгия, край плаща, копыта коня и  нимб святого частично выступают на поля. И иконописец, и дизайнер школьной газеты, таким образом, добиваются того, что изображение как бы «возвращается» на плоскость, подчеркивая единство всех элементов композиции
Читатель не обязан читать текст от начала и до конца, не обязан и все тут! Никакие законы от него этого не требуют и никакими административными мерами его к этому принудить нельзя. Позиция автора, писавшего текст от первого слова к последнему, и читателя, выхватывающего из материала заголовки, диалоги и фразы, заканчивающиеся восклицательными знаками, диаметрально противоположны. Первый воспринимает статью как законченное высказывание, раскрывающее свое содержание лишь при целостном прочтении: со всеми смысловыми поворотами, внутренними противопоставлениями, скрытыми цитатами и не каждому понятным юмором. Он надеется на такое же отношение и со стороны читателя: ждет, что тот пойдет от строчки к строчке, от абзаца к абзацу, не отвлекаясь и не переворачивая страницы раньше времени. Второй открыл газету в свободную минуту, зная, что его тут же может отвлечь приятель, учитель, звонок. Он не читает, а выбирает, что читать, скользя взглядом по заголовкам и фотографиям. Если он знает авторов, то, возможно, будет ориентироваться прежде всего по подписям под материалами* или по мелькающим в тексте фамилиям. Но читать он будет в том порядке, в каком сам захочет — бросая на середине показавшийся скучным материал, перепрыгивая от заметки к заметке, от статьи к статье. Как показывают исследования**, первое, на  что падает взгляд читателя, — это рисунок или  фотография. Так уж устроены люди: смотреть на  мир они научились раньше, чем читать, и на буквы обращают внимание только после того, как рассмотрят картинку. Затем
он переводит глаза на заголовок. Заголовок должен быть достаточно крупным («громким «), желательно оригинальным (Не ходи по школе замороженным, а ходи на «День отличника » за  мороженым! — «Know How»). Хорошо, когда создается пара: краткий и неожиданный заголовок привлекает внимание, подзаголовок объясняет, о чем, собственно, речь. Далее — преамбула (она же «лид», «вводка «), уже вплотную подводящая читателя к проблематике текста. Но если вы решили, что от заголовка читатель так сразу и перейдет к тексту, то ошибаетесь. Судя по тем же исследованиям, сначала он обратит внимание на всякого рода «информашки «: врезки, цитаты, таблички, схемы, графики. О них  часто забывают в школьных газетах, а зря: место они занимают мало, в глаза бросаются сразу, информации могут сообщить много. И только рассмотрев все рисунки, прочитав все заголовки и подписи под фотографиями, взглянув на инфографику, читатель наконец- то обратится к тексту.
* Кстати, если это действительно так, и для школьной газеты указание на автора материала важнее, чем содержащаяся в тексте информация, может быть, стоит ввести новое правило школьно — газетного дизайна и набирать подписи более крупным кеглем, чем принято в «большой » прессе?

** Читатель «усваивает» 75–80 % всех иллюстраций, 56 % заголовков, 31 % «информашек-брифов «, 29 % подписей. См.: Сурнин Д.  Внимательный дизайн // [кАк) № 34/2005. — С. 10–11.



{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2007_18.htm