(2005) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}

.


Перейти:


Лучше всего учиться на хороших примерах. Художник Борис Юшманов, разработавший макет для журнала «Лицейское и гимназическое образование», подготовил для  наших верстальщиков и подробное руководство о том, как с этим макетом работать. Конечно, условия создания ЛГО не вполне соответствуют практике школьных журналов. Но многие мысли будут полезны и школьным издателям, а многие советы — просто незаменимы. Итак, мастер делится опытом
Секреты дизайна ЛГО
Детки в клетке, или модульная сетка
Как бы ни был продуман макет, то есть принципиальный эскиз журнала, но по прошествии некоторого времени от него остаются только базовые элементы оформления. Это вполне понятно и оправдано: все предусмотреть невозможно. Поэтомуцелесообразно создать жесткую сетку верстки, набор базовых элементов и некий свод правил, чтобы дизайнер и верстальщик смогли решать текущие задачи самостоятельно, не нарушая приэтом стилевую целостность журнала.
Модульная сетка журнала ЛГО представляет собой набор базовых линий программы QuarkXPress, которые образуют таблицу 6–8 ячеек с шагом ячейки 28–28 мм. Каждая такая ячейка является минимальным элементом оформления полосы. Другими словами — ни иллюстрация, ни текстовый блок не могут быть меньше по размеру, чем прямоугольник 28–28 мм. (Исключение составляют базовые элементы: колонтитулы, колонцифры, буквицы и т. п.)

Внимание:
любые расположенные на полосе объекты должны быть привязаны к сетке верстки и кратны шагу ее ячейки. Все объекты должны выравниваться по сетке и между собой таким образом, чтобы два и более объекта на полосе имели бы общую вертикальную или горизонтальную направляющую. (Фотография и подпись к фотографии в данном случае рассматриваются как одинобъект.)

Параметры макета ЛГО:
Количество ячеек по горизонтали — 6.
Количество ячеек по вертикали — 8.
Шаг ячейки — 28–28 мм.
Рабочая область полосы — 168–224 мм.
Поля: верхнее — 40 мм
нижнее — 33 мм
внутреннее — 19 мм
внешнее — 23 мм.


Словарь терминов графического дизайна
Гарнитура шрифта характеризует рисунок шрифта. В данной гарнитуре шрифты могут отличаться размером (кеглем), начертанием (прямой, курсив и др.), насыщенностью (светлый, полужирный и др.)
Дизайн (от англ. design — замысел, проект, чертеж, рисунок) — термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью
формирование эстетических и функциональных качествпредметной среды. В узком смысле дизайн — художественное конструирование
Интерлиньяж — расстояние между строчками текста
Кегль (кегель) в поли графии — размер шрифта, включающий высоту буквы
Колонтитул (очка) и заплечики (свободные пространства над и подочком). Измеряется в пунктах (в России 1 пункт = 0,3759 мм). Некоторые кегли имеют название: бриллиант, диамант, перл, нонпарель, миньон, петит, боргес, корпус, цицеро, миттель, терция, текст (от фрац. colonne — столбец и титул) — заголовочные данные, помещаемые над текстом страницы (иногда сбоку, внизу)
книги, журнала, газеты. При многоколонном наборе — отдельно для каждой колонки текста
Колонцифра — порядковый номер страницы или  столбца книги, периодического издания и т. п., помещаемый на одном из полей полосы. Совокупность колон
цифр образует пагинацию
Макет в полиграфии:

1) бумажные листы в фор  мате будущего издания с расклеенными оттисками гранок текста и иллюстраций, сопровождаемые техническими указаниями по  проведению верстки;
2) пробный экземпляр книги, журнала и т. д., параметры которых (формат, объем, бумага, переплетная крышка и ее отделка) соответствуют экземплярам тиража;
3) эскизный проект художественного оформления издания
Пантон — современная типографская краска, предназначенная для использования в чистом виде для получения однородной цветовой поверхности
Типографика – раздел графического дизайна, искусство владения выразительными средствами набор ных шрифтов
Титульный лист (ти тул) — элемент книги, бро  шюры, журнального изда ния, на котором помещают заглавие издания, фамилии авторов, наименование издательской организации, место и год издания и др. В многотомных изданиях при  меняют разворотный титуль ный лист (на левой стороне — контртитул, относящийся ко  всему изданию, на правой — титул к данному тому)
Шмуцтитул (от нем. Schmutztitel, от Schmutz — грязь и Titel — титул) — от  дельный лист, на котором указывается название или  порядковый номер раздела, части, главы книги. В ста  ринных книгах шмуцтитул служил для предохранения художественно выполненно го титула от загрязнения (отсюда название)
Шрифт (от нем. Schrift) в полиграфии — комплект литер, воспроизводящий ка  койлибо алфавит (латин ский, русский, арабский, греческий и др.), а также цифры и знаки. Шрифты различаются характером рисунка (см. Гарнитура), наклоном (прямой, курсив, наклонный), насыщенностью (светлый, полужирный, жир  ный), размером (см. Кегль)

Композиция журнального разворота

Правило первое: не сорите.
Не расставляйте объекты (фотографии, иллюстрации, блоки
текста) на полосе, как бог на душу положит. Каждый объект должен
визуально поддерживаться другим объектом, приблизительно равным ему по «весу».
Правило второе: не ленитесь выравнивать объекты между собой.
Даже соблюдение одного только этого правила дает ощутимые
результаты — беспорядка на полосе не будет.
Правило третье: определяйтесь заранее.
Решите для себя главный вопрос: «Какой будет композиция –
симметричной или асимметричной?» Имейте в виду: симметричные
композиции проще в исполнении, зато асимметричные могут быть
более интересны с точки зрения дизайна.

Сравните:






Симметричная композиция
Крупныеобъекты выводятся в центр, мелкие — а периферию. Или наоборот: мелкие располагаются в центре, крупные по краям. В любом случае «точка схода» расположена на пересечении осевой горизонтальной направляющей и «водораздела» между полосами на развороте

Асимметричная композиция

Асимметрия — не значит хаос. У асимметричной композиции свои принципы организации объектов. Например, крупный объект слева должен быть визуально уравновешен набором мелких объектов справа (и наоборот). Или объекты располагаются на развороте по принципу от большого к малому, от простого к сложному (и наоборот). Или каким-нибудь другим, но с соблюдением одного правила: объекты должны быть расположены на полосе по некой системе, которую вы сами для себя определяете






Правило четвертое: учитывайте правила подсознательного
восприятия зрителем картинки.
Следует иметь в виду, что вектор, направленный по диагонали слева направо обычно воспринимается как восходящий, а идущий справа налево — как нисходящий. Например, если вы рисуете взлетающий самолет, то нос у него должен смотреть в сторону правого верхнего угла. В противном случае самолет будет восприниматься как заваливающийся назад, падающий.
Если вы рисуете человеческий профиль, то человек, расположенный носом вправо, будет смотреть вперед, а носом влево — оглядываться назад. Если все-таки возникла необходимость поместить профиль «носом влево» на развороте, то размещайте его на правой полосе (ни в коем случае не на левой). На отдельной полосе — справа от осевой направляющей.
Правило пятое:
не мельтешите.
Полоса не должна быть перегружена деталями. Крупный объект непременно должен присутствовать на ней, чтобы задавать тон  и служить ориентиром для глаза зрителя.
Правило шестое: не умножайте сущности.
Иными словами: не вводите лишние детали. Существование любого объекта на полосе должно быть оправдано либо композиционно, либо технологически. Придумывать объекты просто «для красоты» — недопустимо.

Коллеги!
Верстку журнального разворота вполне можно сравнить с музыкой, а сетку верстки и композицию — с ритмсекцией. Как правило, обычный слушатель вообще не выделяет из общего звукового потока партию баса. Однако, если бас вылетает из ритма, это ощущается всеми как дисгармония. И напротив — если ритмсекция в порядке, то даже некоторая лажа со стороны прочих инструментов не погубит музыку.
Так что любите сетку верстки и чтите композицию.
И будет вам счастье.

Элементарно!

Шрифт как основа журнального дизайна
Засечки. Общим принципом является применение гарнитур с засечками для основного текста и рубленых — для заголовков и дру  гих элементов. Но нетправил без исключений. В одном документе можно ограничиться только рублеными гарнитурами, в другом — только с засечками. Надо только учитывать, что текст, набранный рубленым шрифтом, труднее читать; особенно это касается больших объемов.
Начертание. Для основного текста используйте прямое свет лое начертание шрифта. При выборе шрифта (особенно это касает ся очень светлых гарнитур) определите, на каком устройстве будете выводить ваш документ. Дело в том, что лазерные принтеры печата ют буквы более толстыми, чем они получаются на фотонаборных автоматах, причем чем хуже разрешение принтера, тем толще полу чаются буквы. В любом случае, прежде, чем принимать решение, просмотрите пробные отпечатки.
Гарнитуры для заголовков.
Для заголовков и подзаголовков применяйте более жирное начертание. Избегайте одинаковых гар  нитур для заголовков и основного текста. С другой стороны, для за  головков и подзаголовков лучше использовать схожие гарнитуры; это же касается тех случаев, когда в основном тексте существует несколько гарнитур. Если заголовок занимает более трех строк, гарнитура должна быть равна по насыщенности основному тексту. Если гарнитуры за  головка и текста совпадают, отделите заголовок от текста. Исполь зуя полужирное начертание шрифта для первых слов заголовка, вы  как бы даете шапку, а набор курсивом поможет отделить заголовок от основного текста, не отвлекая внимания. Если заголовок занимает менее трех строк, эффектно смот рится гарнитура более солидного вида, чем у основного текста.
Гармония полосы. Старай тесь не применять на полосе более трех различных гарнитур, а обходи тесь различными начертаниями од  ной гарнитуры в элементах докумен та (заголовках, основном тексте, шапках и др.). Однако некоторые гар  нитуры очень похожи между собой, и вы можете использовать их как  варианты одной гарнитуры. Курсив отлично смотрится в шапках, строч ках с фамилиями авторов, боковых заголовках и заголовкахфорточках.
Набор без брака
Грамотный набор делает полосу прекрасной, неграмотный и бестолковый способен загубить весь журнал. Усвоив несколько следующих пунктов, можно научиться профессионально работать с набором.
  • Нормальный размер пробела между словами во время набора равен одному символу.
  • В наборе не должно быть коридоров, т. е. совмещения пробелов между словами по вертикали (или наклонной линии) в трех и больше
  • смежных строках.
  • Последняя строка абзаца должна быть длиннее абзацного выступа не менее, чем в 1,5 раза.
  • Если набор выполняется без абзацного выступа, то последняя строка должна быть неполной.
  • Длина строки должна иметь не больше 60–65 символов.
  • На странице должно быть не больше 30–40 строк.
  • Нижняя граница текста на предыдущей странице должна быть ниже, чем начало текста на следующей не менее чем на 5 строк.

Если неукоснительно следовать полиграфическим стандартам, то на выходе мы получим газету «Правда» — все будет очень правильно, но очень скучно. Я считаю, что стандарты можно и должно нарушать, однако делать это следует осознанно и с должным пиететом. В макете, который предлагается вашему вниманию, можно реализовать самые смелые фантазии дизайнера. Если же воображения на каком-то этапе не хватает и в результате все-таки получается газета «Правда», рекомендую после сборки обработать напильником

Коллеги!
Совершенство журнального разворота достигается не набором декоративных элементов, а  оформлением и структурированием содержания. Есть несколько моментов, которые настоятельно рекомендуется избегать:

  1. «Красивые» подложки.
  2. «Красивые» шрифты.
  3. «Красивые», но ненужные элементы декора.
  4. «Красивые», но неоправданные нарушениястандартов.
Помните, что слово «красиво» является для профессионального дизайнера ругательным, его следует заменять словами, имеющими более точный и объективный смысл: «правильно», «гармонично», «технологично» и даже

Элементарно!

И еще несколько простых, но важных правил
О переносах. Не допускаются переносы, которые искажают смысл слова. Нельзя переносить аббре виатуры, которые пишутся прописными буквами (КШИ, РФ). Нельзя разрывать перено сом такие сокращения, как  и т. д., и т. п. и цифры, ко  торые составляют одно число (при необходимости можно разрывать числа, соединен ные знаком тире, но тире оста ется в предыдущей строке: 1985–1990, Х–ХІ вв). Нельзя, чтобы между зна  ком переноса и частью слова был пробел, и чтобы знаком переноса начиналась строка. Не желательно отделять инициалы от фамилий и со  кращенные слова от имен и фамилий: проф. Петрен ко, т. Иванов. Не желательно, чтобы знаки переноса встречались чаще, чем в двух смежных строках.
О цифрах.
Между цифрами, которые обозначают разные единицы (сотни и тысячи, тысячи и миллионы) делается про  бел: 4 655 210. Знаки + и — не отбивают ся пробелом от цифры: +10. Дроби записываются без  пробела: 4/7. Для обозначения десятых и тысячных дробей исполь зуется точка: 6.35. Слово после порядкового номера отделяется пробелом.
О пробелах.
Нельзя отделять пробелом три точки перед словом, де  фис, кавычки. Тире между цифрами нельзя отделять пробелами: 20–30. Тире между словами отде ляется пробелом. В прямой речи тире справа отделяется пробелом. Между знаком номера (параграфа) и цифрами обязателен пробел: № 10, § 2. Знаки градусов, процен тов, минут, секунд нельзя отделять пробелом от циф  ры: 6%. Но сокращения, идущие за знаком градуса, отделяются пробелом: 20 °С.
Журнал — живой организм.
В одном номере — одна «главная тема», в другом хо  чется выделить три. В одном количество материалов од  но, а в другом может полу читься на треть больше или  меньше. Все подробности предусмотреть в шаблоне не  возможно, т. е. шаблон тоже должен быть живым и изме няющимся под конкретные задачи. Поэтому стоит делать оглавление в виде «конструктора», элементы которого могут взаимозаме няться и масштабироваться в соответствии с модульной сеткой. В одном номере можно сделать выворотку на  пантоне, в другом — панто ном только шапку, а фон — белым. В одном номере мож  но сделать, например, чер  ную колонку под «ударные» материалы, в другом — уб  рать ее совсем. Вариантов масса, в том числе с исполь зованием фотографий и про  чего иллюстративного мате риала.




{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2005_19.htm