(2005) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:


В книге Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист» дается довольно подробное объяснение всем этапам создания успешной газеты в том, что касается собственно журналистики: текстов и их структуры. Мы выбрали раздел, касающийся самой главной проблемы для любого пишущего человека: с чего начать статью?
Не все, что практикуется в большой прессе, подходит для школьной, и не все рецепты, полезные для газеты, будут так же хорошо работать в журнале. Но все равно к профессионалу стоит прислушаться. Вдруг он простыми словами объяснит то, что лишь мерцает перед внутренним взором школьного редактора в редкие минуты озарения?

Дэвид Рэндалл

Рецепты из американского учебника
Что такое «лид» и кому он нужен?
…Первый абзац, именуемый обычно журна листами «лидом» («развернутый подзаголовок» — от того же английского корня, что и «лидер»)– самый важный абзац во всей статье. Он может возбудить в людях желание дочитать до конца, а может оттолкнуть, и тогда они поищут что-нибудь интереснее. Они не замедлят это сделать: газеты ведь обычно проглатывают очень быстро — у людей мало времени на чтение, и читают они при обстоятельствах, не располагающих к покою и созерцательности, — в автобусах, в метро, за завтраком, в офисе, на улице и так далее. Велика вероятность того, что если первые фразы не за  владеют их временем, они вовсе не станут читать дальше. Единственный способ заставить читателя продолжать чтение после лида — написать его хорошо. Когда в учебниках пишут про лиды, автор обычно приводит список различных типов газетных статей (новости как таковые, очерки и так далее) и дает образцы. Это бесполезно, глупо и неправильно. Такая практика позволяет думать, что писательское мастерство сводится к овладению на бором приемов, что журналиста можно снабдитьнекоторым количеством уловок или инструментов, которые он и будет использовать применительно к обстоятельствам. «Ага, это очерк такого то типа, начало к нему должно быть такое»… Хуже нет — сочинять по шаблону. Куда лучше выделить различные подходы, а журналист пусть сам решает, как с ними обращаться.
Сколько же есть способов?
Начав изучать лиды, вы  вскоре обнаружите: то, что  казалось вам четырьмя
пятью основными типами, разрастается до нескольких десятков. На составление
номенклатуры всех подходов может уйти целая жизнь, а попытка свести их к некоему ограниченному числу типов и вовсе бессмысленна. Вы просто огрязнете
в «исключениях» и «оговорках». Вот, впрочем, некоторые основные типы врезов
к информационным сообщениям и очерковым статьям.

Повествование
. Обычно используется в очерках, но  порой и в информационных сообщениях, где вопрос «Как это произошло?» более важен или интересен, чем «Что именно произошло?»

Анекдот
. Такое вступление часто используется в больших информационных статьях-очерках для того, чтобы представить читателю действующих лиц или чтобы ввести какой-нибудь неведомый эпизод из известных в целом событий, которым посвящена статья. Крайне важно, чтобы ваш «анекдот» был хорош и к месту.

Затяжной прыжок.
Такое вступление обычно используют в повседневных информационных сообщениях и легких статьях общего характера. В нем на протяжении нескольких абзацев излагаются самые что ни на есть обыденные события и сценки, за которыми следует переход
к сути материалов, неизбежно начинающийся со слов «Теперь…» или «И затем…»

Одним ударом.
Это — про  тивоположность тому, о чем  только что шла речь. Здесь все содержание сконцентрировано в одном выразительном предложении. Когда срабатывает — экономичный, информационно насыщенный и сильный метод, но когда не срабатывает — поражение сокрушительное.

Обзорный лид
. Более все го он к месту, когда надо выделить главные моменты в сложной цепи событий. Это вступление используйте также, когда ни один из аспектов истории не представляет из себя чего-то особенного, а основной интерес — в том, что произошла некая последовательность событий.

Объяснение.
Используется преимущественно в очерках, посвященных широкому кругу тем или людей или
отдельным личностям, например: «Фарук — не просто король Египта. Он еще и на
глый водитель, шантажист, бабник, обжора, карманник, а ныне — плейбой в изгнании. Короче, это король, который так и не повзрослел».

Шокирующий лид-загадка
. Это вступление, в котором автор ошарашивает читателей эксцентричной фразой в надежде, что они заинтересуются ею настоль
ко, что продолжат чтение. Один из военных репортеров как-то начал свою статью:
«Сегодня утром я умывался красным вином», и лишь затем сообщил, что подраз
деление, в котором он находился, только что отбило у немцев один из крупных
виноградников.

«Представьте себе»
. Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда «часы пробили тринадцать раз».

Вопрос.
Опасный случай, поскольку читатели вполне могут немедля ответить на ваш вопрос и пропустить статью. Поэтому лучше не задавать им прямые, легкие вопросы. Не стоит задавать и такие, ответ на которые будет слишком неожиданным, это верный признак того, что содержащуюся в ответе ин
формацию было бы лучше изложить во вступлении.

Шутка.
Один из самых распространенных типоввступления. И один из тех, что удаются реже всего. Но если читатели почувствуют, что попали в веселую компанию, то обязательно продолжат чтение.

Философское вступление.
Его суть в том, чтобы
выступить с каким-нибудь широким, общим утверждением, которое по идее долж
но звучать глубокомысленно, а это получается редко.
Не забывайте — мысль о судьбах человечества, пришедшая вам в голову накануне сдачи статьи, вряд ли будет казаться такой же глубокой на следующее утро.

Ложная посылка.
Относится к тому же разряду, что  и предыдущая, но в этом случае утверждение делается с единственной целью — в пух и прах разнести его на протяжении всей статьи.

Исторический лид.
Статья в этом случае начинается со справки по истории вопроса, например: «В 1948 году правительство Руритании постановило закрыть границы государства». Во ступлениях этого типа либо исторический факт сам по себе должен быть достаточно интересен, чтобы завладеть вниманием читателя, либо поворот (обычно излагаемый в следующем абзаце и начинающийся со слова «Но…») должен быть достаточно захватывающим.

Подробность.
В этом случае вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. К примеру: «На дверях небольшого белого домика Игоря Данилова висит написанное от руки объявление. Оно гласит: «Требуется жена. Обращаться сюда». Вряд ли найдется человек,
который не захотел бы прочитать дальше.

Загадка.
Это безусловно ошибочный лид, некое «псевдовступление». Обычно
он принимает одну из двух форм. Первая — неудачная шутка, вторая — повествование, начатое не с той фразы.

Несколько общих правил, которые надо помнить при  написании первого абзаца / развернутого подзаголовка / лида:
  • Цель лида — завладеть интересом читателя и задать тон статье, которой он предшествует.
  • Он должен быть ясным и понятным. Читая его, читатель должен задаться одним-единственным вопросом: «Хочу ли я прочесть эту статью?» Ответом почти наверняка будет «нет», если первый абзац двусмыслен. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями, как-то: излишние подробности, точные звания — словом, все, что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.
  • Он должен быть самодостаточным.
  • Никогда не начинайте статью с придаточного предложения. Этомедленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя.
  • Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами.
  • Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений. Если вы начинаете со слов «Управление Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера…», читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя.
  • Как можно реже начинайте с цитат.
  • Не растягивайте первый абзац. В некоторых газетах даже существуют правила относительно наибольшей длины лида. Если в вашей газете они есть, вам не останется ничего другого, как подчиниться.


Самые информационно важные аспекты статьи должны быть обозначены в самом начале. Это особенно верно в том случае, если стиль заголовков в вашей стране тяготеет к загадочности, полон литературных аллюзий, которые обычно содержат мало подробной информации о том, что будет в статье под этим заголовком. Тем больше оснований в этом случае как можно скорее перейти к сути дела.
Как выбрать главное?
Большая часть сюжетов не однозначна. У них несколько поворотов (то есть аспектов), которые не вместить в первый абзац все вместе, не сделав его при этом безнадежно громоздким. Если только вы не  хотите написать нечто маловыразительное, вам придется выбирать, какой аспект наиболее ценен информационно. Звучит вроде бы просто, но на деле все куда сложнее. Тьма журналистов, обладающих богатейшим опытом, провели массу времени за сочинением лидов, бракуя их и сочиняя снова. А под каким углом лучше его давать — вопрос этот, пожалуй, чаще всех прочих обсуждается в редакциях
во всем мире. И ни в одном из этих споров не бывает просто верного и неверного мнения, а бывает противоборство мнений.

Так вот, если имеется сразу два (а то и три) мнения по поводу того, как написать первый абзац, то есть ли способ помочь делу?
К счастью, да. Много лет назад мне дали один совет, который я считаю самым полезным советом из всех, когда-либо полученных. Он  называется «Притча о друге на холме» и звучит так:
«Представьте себе, что вы прогуливаетесь за городом и в голове у вас — вся информация о некоем сюжете. Вдруг вы замечаете на  вершине холма друга, которому будет интересно услышать вашу историю. Вы бежите к нему, все выше и выше, и когда добираетесь до него, у вас остается дыхание только на одну фразу, после чего вы  рухнете без сил. Какие слова вы выпалите? Вот это есть лид».
Существуют вариации на эту тему. Например, вообразить, что вы  посылаете телеграмму о вашей статье. Слово стоит 5 долларов, и платите вы из своего кармана.
Как построить статью?
Композиция хорошей статьи — вопрос ясности, организации и эффективности, вопрос, по идее, простой. Как только вы изложите наиболее интересную информацию в лиде, расположить остальную информацию будет вовсе не сложной задачей. Для таких статей часто рекомендуют прием «перевернутой пирамиды» — псевдотехническая фраза, обозначающая элементарный принцип организации материала по нисходящей степени интереса и важности. Последуйте этому примеру — и доберетесь до конца статьи прежде чем осознаете это.

Проблемы композиции в основном сводятся к следующему: как  представить читателю разные аспекты истории ясно и логично, чтобы в конце получилась связная картина? Что куда поместить и как это  связать воедино? В худшем варианте эти проблемы схожи с мозаикой, которую надо сложить из почти бесконечного числа элементов самых разных форм и цветов, а картинка-трафарет отсутствует.

На ваше счастье, вы всем командуете. Это — ключевой момент.

Коллеги! Элементарно!
Работать над композицией — значит командовать материалом. Сначала вам следует окинуть взором имеющуюся у вас информацию, оценить ее  сущность, увидеть картину целиком, прикинуть, какого эффекта вы хотите добиться, какой материал вам нужен, а  какой — нет, какого объема и формы должны быть части статьи и как они  должны сочетаться…






{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2005_05.htm