|
Участники Конкурса — очень разные люди: от мастеров, вооруженных всем арсеналом журналистики и пришедших в школьную прессу, имея за лечами опыт работы в прессе взрослой, до школьников»пятиклассников, в один прекрасный день затеявших издание журнала страниц на десять.
Одни все это знают о профессиональных фишках и секретах. Другие догадываются об их существовании. Третьи уже почти догадались, но еще не успели попробовать. Четвертые и таком и не подозревают. А пятые давно используют.
Пятые! Вам читать эти советы совершенно не обязательно!
Анна Чайковская
Советы и секреты
Заголовки — громко!
Громко — значит крупно. Это все знают, это просто. Зато очень не просто придумать такой заголовок, чтобы он и привлекал внимание, и был свежим и неожиданным, и верно отражал суть материала.
Ну, что ж, делимся секретом. В сегодняшней журналистской практике применяется «много
ступенчатое» наименование материалов. Сначала — рубрика, чтобы было понятно, на что настраиваться: на интервью, дискуссию или поэму.
Затем — собственно заголовок, броский, краткий
и по возможности интригующий. Он может быть
даже непонятным — лишь бы привлекал внимание. Под ним, как ясно из самого термина, — подзаголовок, то есть расширенное название, где
уже поподробнее объясняется, о чем речь.
Собственно, на этом можно бы и остановиться. А можно сочинить еще преамбулу или введение,
из которого становится ясно, как именно этот
журнал относится к проблеме, названной в подзаголовке и афористически сформулированной
в заголовке.
Сложно? Ничуть. Кроме того, есть у кого учиться. Вот, например, рубрики, заголовки и введения
из «взрослого» «Огонька»:
- рубрика Культура
- муки зву «Уэйтс как У. Е».
- «Свое 55. летие Том Уэйтс уже не успеет отметить в России. Есть надежда, что хотя бы следующий день рождения Тома мы отпразднуем вместе»
- рубрика Общество/телевидение
- «Весь в папу»
- «Древний и величественный Рим стал объектом съемок российского телеканала».
Интересно?
А вот заголовки «Школьных вестей»: «Инаугурация: еще раз об арбузных корочках»; «Птицы: кто
не любит танцевать»; «О чем поет Лимончик? Вся
правда о канарейках». «Огонек» позавидует!
Задание
Придумайте новую рубрику, заголовок и подзаголовок к двум материалам о нашем конкурсе. В обоих случаях заголовок должен быть очень кратким и завлекающим, подзаголовок — внятным
и объясняющим, а рубрика — в стиле ва
шего собственного издания. Но! Имейте в виду: один материал — критический
и почти ругательный, а второй — добрый
и восторженный. Не перепутайте!
 |
Интервью! как сложно!.. |
И, правда, сложно. Наверное, это самый трудный из журналистских жанров.
В информационной заметке автор сообщает
о том, что уже произошло, и его дело — только толково рассказать, не ввести в заблуждение, ничего
не напутать и грамотно расставить слова. В статье
он излагает собственные взгляды и мысли и потому полностью свободен.
В интервью же приходится раздваиваться: думать за себя и за того, с кем беседуешь, сочинять
вопросы и предугадывать ответы.
Вот несколько хитростей, проверенных опытом: сначала о вопросах, потом об ответах.
Вопросы нужно придумывать заранее. Не стоит перекладывать на собеседника всю ответственность за то, чтобы разговор был интересным
и познавательным — лучше с самого начала определить тему разговора и ее стратегию.
Вопросы неплохо бы отпечатать и предоставить собеседнику за несколько дней до интервью. Нет, если вы собираетесь обсуждать погоду за окном или задавать вопросы о датерождения, можно обойтись и без такой подготовки — уж что-нибудь человек вам ответит. А если
вы хотите узнать его мнение о тенденциях современной музыки или о перспективах высшего образования в связи с глобальным потеплением,
стоит дать человеку время подготовиться. Сами
знаете, как это бывает: как закончился разговор,
так и вспоминается, что еще интересного можно
было сказать, какой довод привести, каким примером подтвердить. Вот и ваш собеседник должен иметь время собраться с мыслями — и вам
будут легче текст обрабатывать, и читателям
приятнее читать.
Вопросы бывают умные и не очень умные.
Отличить их довольно просто. Умные — те, что
возникают из самой проблемы, ради которой вы
пришли беседовать именно с этим человеком.
Не очень умные — те, что ни с ней, ни с этим
человеком никак не связаны: «Как долго вы работаете в школе?», «Что вы думаете о современной молодежи?», «Каковы ваши творческие планы?», «Что бы вы могли пожелать нашему
изданию?»
Вопросы должны выражать позицию спрашивающего — только тогда можно надеяться, что из ответов будет понятна позиция отвечающего. Более того, каждый следующий вопрос
должен логически вытекать из полученного
вами ответа, как это собственно и бывает при естественном человеческом разговоре. Каким
образом совместить это требование с заранее
заготовленным списком вопросов? А мастерство на что?

Ответы — особая тема. Приходится смириться с горькой правдой: людей, которые сами отвечают на вопросы так, что бери и печатай, на свете единицы. Большинство, начав фразу, не заканчивает ее.
Причастий и деепричастий не используют, предпочитая повторять к месту и не к месту словечко «который». Многие любят инверсию, то есть изменение обычного порядка слов: произносят сначала
существительное, и лишь потом, призадумавшись,
подбирают к нему эпитет. Или неожиданно подменяют одно подлежащее другим. Или произносят
предложение из двадцати слов, в котором нет ниодного сказуемого. В литературе иногда используется как особый прием записи такого не структурированного монолога, потока сознания. (Самый знаменитый пример — последняя глава «Улисса» Дж. Джойса.) Но для журналистики это не годится.
Ответы приходится корректировать с учетом
русской грамматики. Но превращать устную
речь в письменную тоже нехорошо: ведь человек с вами разговаривал, думал, может быть,
волновался, может быть, пытался вас в чем-то убедить, горячился, возражал — не отчет сочинял для начальства! Как добиться сразу и эффекта живой человеческой речи, и ее грамматической правильности? Сложно, конечно. Но
если очень постараться, то рано или поздно все
получится!<
Задание
Придумайте 30 вопросов
для интервью с хоббитом Фродо.
Для тех вопросов, на которые можно ответить и «да», и «нет», придумайте по два варианта следующих вопросов: что вы спросите в том случае, если собеседник скажет: «О, да, разумеется!», а что в том, если он воскликнет: «Нет, конечно! Как вы могли подумать!» |
Синдром «и так все ясно» |
Еще одна хитрость журналистского дела — все
время помнить о читателе. Казалось бы, это очевидно! Но иной раз материал в газете или журнале (что школьной прессы, что «большой») напоминает объявление в электричке: машинист что-то такое невнятное, не раскрывая рта в микрофон, произнес — и полагает, что долг свой выполнил. Но
люди-то ничего не поняли, то есть информацию не
получили. А информация — она как мячик в волейболе: мало того, что один игрок его бросил, нужно, чтобы другой поймал.
В школьной прессе эта беда приобретает вид
синдрома «И так все ясно».
И так все известно, как зовут директора — и печатается «Интервью с директором» без указания его имени и отчества, а то и фамилии. Но первоклассник имеет полное право пока не знать фамилию директора, а родители успели забыть его
имя-отчество! Не поленитесь, напишите все, что надо — это не трудно.
И так все помнят, что школьная команда побе
дила в конкурсе. Но через год уже никто не вспомнит, что это был за конкурс, и как звали капитана!
Не потеряйте информацию — она еще пригодится.
И совсем не вредно писать полностью имя автора. Даже если все знают, что П. Иванов — Петя,
а не Павлик и не Пантелеймон, и что учится он в 3-м,
а не в 11-м классе. Поверьте, результат стоит того,
чтобы лишний раз нажать на клавиши клавиатуры.
Задание
Придумайте, как кратко и ясно
представить героя вашего материала,
если он — доктор Ватсон, Антон Городецкий, дедушка мэра вашего города,
ничем не знаменитый первоклашка из
соседней школы или ваш собственный
гость из Оймякона |
Комплекс — он везде комплекс |
Представьте себе алмаз без оправы. Или балерину, в одиночестве исполняющую па-де-труа.
Или хоккейную команду из одного игрока. Так выглядят одинокие статьи, не поддержанные дополнительными материалами.
Между тем задача решается просто. Нужно не
полениться и каждую тему рассмотреть как новую
игрушку в детстве: со всех сторон. Попробовать на вкус, выяснить, влезает ли в коробку, проверить,
нет ли такой у приятеля, попытаться исследовать,
что у нее внутри, узнать, умеет ли она плавать
и что получится, если сбросить ее с балкона.
Берем статью про конкурс изобретателей,
на котором победила команда лицея. Добавляем
к ней интервью с капитаном — пусть расскажет, что
чувствовал, получая диплом. Присоединяем сюда
же информационную справку о самом конкурсе,
и выясняем, к чему можно приравнять награду — к Нобелевской премии или к пятерке за контрольную. Лезем в Интернет: что думают о нем другие участники. Печатаем полный список команды:
школа должна знать своих героев. Публикуем чертежи того, за что команда получила свой приз.
Приз фотографируем и тоже публикуем. Да,
и портреты победителей сюда же! Комментарий
специалиста: любопытно ведь, как оценивает
работу команды учитель физики. Кстати, неплохо
поинтересоваться у классного руководителя, как
эти эдисоны совмещают изобретательство с учебой. Что, журнал кончается? Ну ладно, заметку
о планах команды на будущее пока отложим. Зато
какой номер получился!
Задание
Придумайте, какие материалы
можно поставить в номер, если ваш автор принес статью о рок-группе, вчера
давшей первый в своей жизни концерт,
никому пока не известной, но многообещающей, причем играющей что-то такое, что очень трудно описать словами
 |
 |
 |
Коллеги!
Задать вопрос и получить ответ — это не интервью.
Интервью — это драматургия.
Учитесь у классиков жанра!
Элементарно же! |
 |
 |
 |
Представьте себе балерину, в одиночестве исполняющую па-де-труа.
Или хоккейную команду из одного игрока.
Так выглядят одинокие статьи, не поддержанные дополнительными материалами


|
|
|
|
|
|
{sider} |