QuarkXPress, офсет, свобода

{page_title}

{page_subtitle}

Журнальные новации современности, настольные издательские системы, типографика как профессиональный термин, «по дизайну встречают…»


Перечислим самое существенное из новаций:
1) «взрывное» увеличение количества специально разработанных шрифтов и начертаний;
2) возможность изменения по усмотрению верстальщика размера, наклона, толщины, пропорций и любых других характеристик шрифта;
3) возможность не только прямоугольной (вертикально-горизонтальной) композиции полосы набора, но и любой другой, в том числе с диагональными, изогнутыми, наклонными или обрезанными по контуру рисунка колонками текста;
4) возможность расположения текста непосредственно на фотографии, рисунке и цветной плашке (в том числе — вывороткой, то есть белым по черному). Иными словами, не было теперь таких крепостей, которые не могли бы взять верстальщики, и не было принципов, которыми не могли бы поступиться дизайнеры. Следы той полиграфической вольницы в непрофессиональных изданиях видны до сих пор.

В ситуации, когда возможно все, рано или поздно осознается потребность в законах и правилах, которые регулировали бы стихию и позволяли отличать хорошее от плохого, смелое от глупого, оригинальное от безрассудного. Заботу о сетке, то есть о шаблоне, структурирующем размещение текста и картинок на полосе издания, взяли на себя настольные издательские системы, тем самым сделав ее понятной для любого пользователя. Типографика же оказалась явлением куда более тонким, алгоритмизации не поддающимся. Собственно, только в той обстановке, когда к искусству шрифта, требующему специального образования и многолетней подготовки, потянулись руки бесчисленных «юзеров», способных двумя клавишами изменить любую букву до неузнаваемости, и утвердилось слово «типографика» как профессиональный термин.

Возможно, оно родилось от отчаяния перед безграмотностью (не только художественной!) нового текстового потока. Но оно же помогло дать обновленной полиграфии соответствующие ей эстетические ориентиры. Если компьютер, принтер и пара учебников превращали в издателя любого желающего, то вопрос художественного качества продукта оставался все же прерогативой дизайнера, умеющего оперировать формой, пластикой, ритмом, композицией, то есть создавать образ, пользуясь буквами примерно так же, как композитор — нотами, а живописец — мазками краски.

Перейти

Полоса журнала «Афиша»,
2005, № 2,
арт-директор М. Балабин,
дизайнер Г. Гатенян
Угол наклона, четыре цвета в пределах одной фразы,
текст поверх рисунка —
все это возможности
компьютерной верстки

Полоса (разворот) журнала «Кукольный мастер», 2003, № 1, арт-директор М. Гурбатов Кажущиеся случайностью расположение строк, выбор шрифтов, их размеров, цвета и начертаний. Но власть сетки абсолютна, свобода не превращается в анархию, многообразие не становится пестротой

Сложность, однако, была в том, что старые принципы, «золотые правила» и руководящие лозунги к новым условиям решительно не подходили.

Стало совершенно очевидно, что «вечные» нормы классики — не более чем переведенные на язык эстетики технологические принципы Гутенберга и К°, а весь азарт модернизма — частный случай общекультурного синдрома смены эпох.

Постмодернистская культура уравняла в правах все мыслимые способы передачи информации с помощью букв. Но если законодателем классический типографики была книга, а модернистской — плакат, то организатором сегодняшних отношений между человеком и текстом стал Интернет.

По опыту жизни каждый знает: если интонация реплики противоречит ее содержанию, верить надо интонации. В потоке сообщений, каждый день окатывающем современного человека, интонация остается последним рубежом, позволяющим отличать правду от вранья. В переводе на язык письменного текста это означает, что образ, стиль, характер начертания слов текста значит во всяком случае не меньше, чем их словарное значение. «Как» снова становится важнее, чем «что» — и читатель уже почти не рискует ошибиться, выбирая «свой» журнал, ориентируясь не столько на текст, сколько на дизайн.

Итак, что же отличает журнал от других изданий — дизайн, структура, концепция, содержание? Попробуем рассмотреть вопрос в исторической перспективе, в сопоставлении журналов с другими периодическими изданиями, не забывая при этом о специфике школьной прессы.

Далее
Вернуться к оглавлению

https://lgo.ru/metoda/elementarno/list4.htm