|
|
|
Особенность постмодернистской ситуации в том, что она не запрещает ничего и ни от чего не отказывается. Вся тяжесть принятия решения о том, что должно быть, а что — нет, ложится целиком на плечи автора — писателя, журналиста, художника, дизайнера.
Самым большим новшеством постмодернистского журнального дизайна стало намеренное, провокационное усложнение процесса чтения. Это вполне логично; давно прошли те времена, когда массовый читатель водил пальцем по строчкам, осваивая косноязычную азбуку свободы: «рабы не мы». И стоит ли удивляться, что сна- чала в журнале RayGun Дэвида Карсона, а затем и в российских «Птюч» и «29» дизайнеры, казалось, делали все для затруднения чтения: набор поверх фотографии, очень мелкий шрифт рядом с очень крупным, гигант- ский или, наоборот, отрицательный интерлиньяж (расстояние между строками), смешение шрифтов в преде- лах одной полосы или даже одного слова… Читателя возвращали в то состояние, когда процесс складывания букв в слово требовал некоторого интеллектуального усилия. При этом читатель уже не мог не увидеть, не заме- тить и не разглядеть сами буквы — в результате вопрос о качестве шрифтов перестал быть цеховой проблемой немногочисленных профессионалов.
|
|
Перейти


Полоса (разворот) журнала RayGun, 1994, дизайнер — Д. Карсон. Постмодернистское пиршество свободной от запретов типографики. Под знаком Карсона прошли все 1990-е годы в журнальном дизайне мира |
Сегодня дизайнеры журналов исходят из того, что навыки чтения/рассматривания у нового поколения сформи- рованы уже не книгой, а экраном монитора. Обитатель Сети самостоятелен в выборе интересующего его текста и, следовательно, рассчитывать на то, что он станет читать все подряд (как искренне надеялись в разные време- на издатели «Мира искусства» и «Молодого коммуниста») уже не приходится. По этой причине исчезли из журна- лов большие статьи, сочиняемые по принципу «у меня есть мысль и я ее думаю», а каждая тема стала дробить- ся на множество материалов, рассматривающих ее с различных сторон и, соответственно, по-разному поданных (в том числе и художественными средствами: различными шрифтами, цветными подложками, контрастом осей, масштабов, стилей).
Журналист рука об руку с дизайнером заманивают читателя, предлагая ему не один вход в текст — с заголовка, с «фасада», а множество — через интервью с оппонентом автора, комментарий специалиста; диаграмму, схему и график; вынесенные на поля ключевые фразы, полосную иллюстрацию… Статья непременно делится на под- разделы, каждый из которых снабжается собственным заголовком. «Главный вход» при этом более тщательно разрабатывается, становится «многоступенчатым»: рубрика, заголовок, подзаголовок, преамбула, представле- ние автора. Журналист старается сформулировать похитрее, дизайнер — придумать композиционное решение поярче. И оба помнят: читатель, привыкший к многоцветью и многоголосью Интернета и журнальных развалов, просто не станет читать то, что покажется ему бледным и скучным.
|
|
Бесчисленное множество возможных дизайнерских решений на практике нивелируется и растворяется общей для всей большой прессы маркетинговой политикой. Мэйнстрим определился — хорошо это или плохо, но жур- налы России первого десятилетия XXI века имеют больше сходных черт, чем принципиальных различий. Общие тенденции — усиление роли дизайнера, дробление тем и статей, содержательное и композиционное структу- рирование материалов — заметны по всем изданиям. Для тех, кто идет на шаг позади, ситуация должна быть предельно ясна: не знаешь, как сделать лучше, чем все, — делай как все; знаешь — делай по-своему.
Как же обстоят дела с графическим обликом изданий у тех, кто не связан путами коммерческого интереса, кто молод и уже потому должен быть дерзок и «продвинут», — у независимых школьных журналов? |
|
|
|
|
Далее
Вернуться к оглавлению |
|
|
|
|
|