{page_title}

{page_subtitle}

Специфика журнала как самого сложного вида изданий, его отличия от газеты, книги и альманаха, проблемы определения жанровой принадлежности


Журнал, пожалуй, самый сложный вид изданий — и в целом, и среди тех, что практикуются школьной прессой. Те, кто замахиваются именно на этот формат, ставят себе очень высокую планку. И если до нее хотя бы чуть-чуть, кончиками пальцев, с усилием дотягиваются — это уже очень много и достойно всяческого уважения.

В чем специфика журнала? Этот вопрос, наверное, не раз задавали себе эксперты Конкурса школьных изданий, тем более что им не раз приходилось принимать на себя ответственность, отправляя издание, представляемое авторами как «журнал», в стопку альманахов, или, наоборот, признавая журналом издание, в родной школе известное как «газета».

Перейти

Позволю себе предложить метафору. Газета сродни поезду, движущемуся со скоростью текущей жизни и отмечающему все, что попадется на пути. Именно все: для газеты ценен сам факт произошедшего события, его данность, фактическое явление. Газета занята хроникой, то есть тем, что происходит во времени, поэтому «однодневность» газеты — не печальный недостаток, а естественное ее свойство. Философы сказали бы: «имманентное свойство». В идеале газета должна быть ежедневной, и если на практике это правило не вполне соблюдается даже большой прессой, то суть от этого не меняется. Нерв газеты звучит в ее рубриках: «День за днем», «Новости дня», «Вести с мест», «В последний час».

Противоположность газете — альманах. Продолжая транспортную метафору, альманах придется сравнить со зданием вокзала. Он никуда не двигается — напротив, это мимо него движется бесконечная череда взрослеющих авторов. В семь лет они пишут сказки о принцессах и волшебниках, в пятнадцать — стихи о любви, в семнадцать — статьи о рок-музыке, политике и смысле жизни… Это неиссякающий поток. Дело альманаха — быть рядом, присутствовать, пошире раскрывать двери и щедро предоставлять страницы для новых и новых авторов.

А журнал… И вот тут начинаются сложности. В самом деле, наличие каких качеств заставляет считать и называть издание именно журналом? Текущие новости школьной жизни должны быть в журнале? Безусловно. Стихи и проза учащихся? Конечно. Но будет ли настоящим журналом издание, механически соединяющее в себе и то, и другое, полугазета-полуальманах?

Взгляд в сторону большой прессы ситуацию проясняет не особо: жанровые границы и здесь не слишком резки. Издание объемом в 16 полос, выходящее раз в неделю и посвященное одной сфере культурной жизни, — это журнал? Нет, газета — «Литературная». Издание, пишущее обо всем на свете, следящее за всеми новостями и при этом печатающееся тоже раз в неделю — газета? Нет, журнал — «Огонек».

Вряд ли все отличия упираются в металлическую скрепку, сшивающую в книжку то, что мы называем журналом, и в газете (как правило, но тоже не всегда) отсутствующую. Какие качества позволяют настоящим журналам сохранять свою специфику, не превращаясь ни в толстую газету, ни в цветной альманах? И чего так очевидно не хватает школьным изданиям, пишущим на титуле гордое имя «журнал»?

Попробуем разобраться.

Далее
Вернуться к оглавлению

https://lgo.ru/metoda/elementarno/list1.htm