Алгоритм проверки

{page_title}

{page_subtitle}

Оргкомитет сугубо благодарен участникам, которые без дополнительных просьб сами проверят свои работы
 
 

За 30 минут перед Демоверсией

Поставлен ли дата и номер версии в колонтитуле
на каждой странице
Да!
Поставлены ли на обложке и в колонтитулах разворота регистрационный номер, название
издания, город, школа
Да!
Не разрешается
• Разбивать демо-версию на несколько файлов.
• «Переворачивать» страницы боком.
• Располагать материалы в неправильном порядке.
• Обходиться без колонцифр (нумерация страниц)
Ок!
Прикреплена ли обложка (внутри, в *.pdf
и отдельно, в *.jpg)
Да!
Если демо в ворде — стоит ли титул Да!
Молодцы! А то!

За 5 минут перед закачкой

Нет ли дефисов вместо тире Нет
Правильно ли оформлены диалоги (должны начинаться с тире, а не с дефиса, потом пробел, потом слово) Да!
БОЛЬШИЕ буквы внутри текстов не завелись Да!
Отсутствуют точки после названия статей, в конце подрисуночных подписей и в подзаголовках Да!
Все ли позиции «Демо» в наличии
(см. ТЗ №  5)
Да!
Пронумерованы ли страницы? Да!
Молодцы! Закачиваемся? А то!

 

 

Через 5 минут после закачки

 

Весь ли Коллект в наличии Да!
В папке «Автопортрет» имеются фотографии всех авторов весом от 2 до 3,5 мб Да!
Фото команды — в папке «Наша команда» Да!
Коллект тщательно проверен на соответствие ТЗ № 5 Да!
Паспорта файлов — заполнены так, как написано
в описании к Паспорту
Да!

Сделал дело — гуляй смело?

А то!

 

Советы от главного редактора ЛГО 
Татьяны Михайловой


На что обратить внимание?
Как известно, русская проза организуется не менее заботливо, чем стих. Отсюда забота редактора: пусть тексты будут смыслово, ритмически и фонетически «чистыми».

 

Как этого достичь?
Смотреть, чтобы длинные периоды сочетались с короткими, отслеживать обилие «шипящих» суффиксов, вычеркивать «затяжелители» («который», «мероприятия», «это», «т. п».) Оказывать читателю «дополнительные услуги» по подаче смысла.

Пример
Текст до редактора: «Целью этой статьи не является агитирование читателей перейти к здоровому образу жизни. Автор просто пытается дать альтернативу расхожему представлению о том, что есть хорошо и что есть плохо в таком вопросе как образ жизни человека, изложить и прокомментировать отдельные факты. Каждый из нас волен поступать с самим собой так, как считает нужным, выбирает то, что ему ближе. Так ведь?»

Текст после беседы автора с редактором: «Никакой агитации за здоровый образ жизни. Только факты и комментарии. Просто подумаем»

 

Как избежать монотонности?
Следить за сменой интонации в текстах, заголовках, преамбулах. Не мельтешить на странице. Руководствоваться принципом сочетания больших и малых форм. Если идут несколько крупных материалов, их лучше разрядить малым. Хорошие статьи особенно надо поддерживать «мелочевкой». При планировании номера сразу составлять план «мелочей».

 

Лайфхаки по наилучшему отлову «мелочей»?
Когда номер готов, сесть и прицельно перечитать только заголовки, только преамбулы, только подписи (и к иллюстрациям, и авторские) на предмет «привести к единому стилю» и «вычеркнуть лишнее». Очень показательным бывает чтение вслух, с проговариванием всех сокращений в их сокращенном звучании, с педалированием на слова-повторы.

Подверстки к материалам — озаглавливать и иллюстрировать. Не озаглавленные подверстки читают хуже.

 

Как делать преамбулы?
Преамбула (лид) — это «вводка». Здесь предельно остро ставится вопрос или дается прелюдия к теме. Преамбула может быть и афористической, и поэтической. Иногда начало статьи выносят в лид. Все преамбулы выпуска между собой должны перекликаться — единым оформлением, общим стилем и интонацией.

 

Самая большая «мина» Школиздата?
Предсказуемость. Когда наперед известно: если паруса — то алые, если ворона — значит, белая, если проба, то пера. Предсказуемость всего: заголовков, языка, тем.

  • Пример. Статистика за один день читки школьной прессы:
    • О том, что лето сменяется осенью, а каникулы учебой — 37 упоминаний.
    • «Ученье — свет» — 34 (+ 2 раза без тире между словами).
    • «Идеальный учитель — каков он?» — 17.
    • «Первое сентября это тот праздник, который коснулся каждого человека» — 14 (вместе с вариациями этих слов с «Выпускным вечером», «Днем учителя» и др.).
    • «Вместе мы — сила» — 8.

 

Что, по статистике, хуже всего удается школьным издателям?
Опросы. Лучше вообще их избегать, чем повторять в каждом пункте «Мы спросили — нам ответили».

 

А что интересно читать?
Воздух интересного — неожиданное.

Блиц-урок от корректора Лилии Алиевой

Создали шедевр? Погуляйте пару часиков, затем окиньте свой опус свежим глазом. Тавтологию (дом, который построил Джек, который работал строителем на стройке, которая началась с начала перестройки) вырезайте без колебаний! В ту же корзину — плеоназмы (вернуться назад, упасть вниз, хронометраж времени, первая премьера, ностальгия по родине).

Выразительные средства хороши в меру. Не загромождайте предложения монотонными конструкциями, вводными, прич.-дееприч. оборотами, словами-паразитами, о которые читатель буквально спотыкается и теряет мысль.

На стенд

  • В заголовках, подзаголовках точки не ставим.

  • В конце строки не оставляем: инициалы без фамилии, знак № без цифры, открывающие скобки и кавычки, одиночные союзы и предлоги.

  • Одиночные «висячие» строки по верхнему или нижнему краю текста недопустимы.

  • Тире по левому краю текста оправдано только в диалоге.

  • Зато висячий дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно (двух-,
    трехэтажный; пяти-,
    шестиклассники).

  • Обратим внимание, как в цифровом варианте представлено сочетание тире и дефиса (5–6-классники; 2–3-этажный).

  • Помним правила переноса слов, а их немало — не разрываем слоги, приставки, корни, суффиксы и часть слова в составе сложного (только не так: пятиГ-раммовый, соТР-удничество, четырехЭ-тажный).

  • Напоследок перечитываем выпуск на предмет появления неожиданных разрывов, кривозябликов и улета части текста в неизвестном направлении. Отдельно проходимся по рубрикатору, заголовкам, колонтитулам, акцентируем внимание на соответствии содержания оглавлению.

Напутствие от ветерана проекта
Виталия bbb Лебедева

Любимая ошибка верстки: когда тексты не «сидят» на базовых линиях. Особенно это актуально для соседних колонок одного материала. Во всех верстальных программах (может быть, кроме Паблишера) есть функция вызова и настройки базовых линий.

Читайте инструкцию для издателей-аккуратистов

 

{sider}

https://lgo.ru/proect/spv/instr-algoritm.htm