О правилах,
хитростях
и тонкостях
газетного
дизайна
можно
было
сказать
еще многое,
но есть
проблема:
не все, что подходит
для «большой»
прессы,
столь же хорошо
для школьных
газет.
Показательно,
что из 260 газет,
присланных
на
КШИ-2006, лишь считанные
единицы
соблюдают
освященные
веками
традиции:
большой
формат,
газетная
бумага.
Так выглядят
краснодарская
«Know How», «100пудOFF» из Черноголовки,
ивановский
«Твой чердачок», «LINGUA and You»
мурманского
лингвистического
центра,
«Н.А. Ш. Е».
московского
лицея № 1548.
Большинство
же предпочитает
стандартный
формат
А4 и офисную
бумагу
из пачек.
Хорошо
это или плохо?
С одной
стороны,
конечно,
неплохо
или, по крайней
мере,
естественно.
Какой
смысл
равняться
на «Комсомолку» или «Таймс», если
в
школах
используется
принципиально
другое
оборудование*?
Зачем
тратить
бумагу,
верстая
газету
в большом
формате,
если
она потом
не помещается
ни на столе,
ни в портфеле?
Редакции
«больших» СМИ остаются
верны
газетным
тра —
дициям,
поскольку
они технологически
удобны,
дешевы
и выгодны.
У школьных
издательств
нет
никакого
резона
следовать
за «большими», забыв
о собственных
нуждах
и вкусах.
Они печатают
газеты
так, как нравится
им и их читателям.
Более
того,
некоторые
взяли
на вооружение
новые
технические
возможности
и сшивают
листы
на спираль,
прикрывая
первую
полосу
для красоты
и
сохранности
прозрачным
пластиком.
Такого
метода
мировая
газетная
пресса
не знает
— это, бесспорно,
самостоятельное
изобретение
школьных
редакций!
С другой
стороны,
повсеместный
переход
школьной
прессы
на А4-формат
ведет
к окончательному
уничтожению
различий
между
газетой
и журналом.
А это вряд ли хорошо:
ведь мир тем интереснее,
чем разнообразнее.
Кроме
того,
отходя
от традиционного
газетного
вида,
школьные
издатели
лишают
себя
возможности
пе —
ренимать
дизайнерские
находки
«больших» СМИ,
учиться
у профессионалов
и использовать
их
опыт…
Какой
путь выберут
издания?
Посмотрим.
Школьная
пресса
развивается
стремительно,
и вполне
вероятно,
что нам предстоит
увидеть
совершенно
новые,
небывалые,
смелые
и неожиданные
решения
The Calgary Herald.
Канада, Калгари.
Вот еще один пример, иллюстрирующий очевидное для
дизайнера положение: мы не только читаем буквы — мы на них смотрим. Здесь заголовок превратился в иллюстрацию
— прием, вполне «газетный» по характеру и не слишком
сложный для школьного издания. Однако и здесь не без хитростей: чтобы буквам было, куда падать,
крайняя, правая колонка оставлена пустой |