(2007) Элементарно, коллега!

{page_title}

{page_subtitle}



Перейти:


Знаменитая Independent (издается с 1986 года) — одна из самых солидных газет, последняя, вошедшая в пятерку «качественных»** (в противоположность «популярным») газет Великобритании.
На примере The Independent можно проверить, как происходит встреча читателя и газеты. Взгляьнем на первую полосу и попробуем ответить на вопрос: «Какие ее элементы глаз отмечает в первую очередь?» Скорее всего, порядок будет таким: заголовок, логотип, «шапка» или фото в нижнем правом углу. Или таким: рисунок, «шапка», фото, заголовок, логотип. Возможен и третий вариант, но кардинально отличаться от первых двух он не будет. В любом случае именно эти пять элементов формируют первое впечатление от газеты. О том же говорят данные исследований: средний читатель замечает не более четверти всех материалов газетного номера, но «считывает» большинство фотографий и больше половины заголовков. Особенно замечателен рисунок — он не столько «нарисован», сколько «придуман»: человечек загнан под самый «потолок» картинки (художник таким образом дает понять, что нарисованному персонажу страшно); черный утес занимает целую четверть пространства (тем самым чувство неуютности и беспокойства усиливается)…

Sunday Herald. Шотландия, Глазго, 2003. На развороте шотландской газеты присутствует еще множество деталей, которые дизайнеру нужно рассмотреть и не полениться срисовать в тетрадку, чтобы затем использовать в собственной работе. Черная плашка с заголовками вывороткой. Четырехколонник, в котором текстом занято лишь три колонки. Особая организация верстки в «подвале». Крохотные текстовые вставки на полях. Рамка. Игры с выключкой: по ширине, влево, вправо. И так далее — ищите сами

Рисунки, графика — вот чего так не хватает школьной прессе! И дело не в том, что в школьных редакциях нет и не может быть профессиональных художников. Ведь рисующие дети обязательно есть в каждой школе. Рисунки надо придумывать, «ставить» их, как ставится сцена в кинематографе. Для этого от иллюстратора требуется не профессиональное художественное образование, а просто некоторая смышленость, доля фантазии, любовь к самому процессу рисования. От редактора же — умение объяснить художнику, в чем соль материала, и понимание того, как можно «сдружить» текст и рисунки на одной полосе.
Издающаяся в Глазго газета Sunday Herald дает еще один повод удостовериться в том, что самые эффектные решения всегда самые простые. Впрочем, эта простота идет не от лености мысли, а от ясного понимания задачи и уверенного владения профессиональным инструментарием.
Итак, посмотрим, каким образом строится образ газеты. Действие первое: поставили в центр композиции фотографию героя, обрезав фигуру по контуру. Действие второе: выделили в макете три сплошных — от края до края разворота — горизонтальных пояса. В верхнем разместили ряд фотографий, в следующем заголовок гигантского кегля, ниже — подзаголовок. Получили ясную, четкую, великолепно организованную структуру. Спрашивается: есть в перечисленных операциях что-то такое, что невозможно сделать в условиях школьного издания? Или подходящий шрифт в компьютерную программу не заложен? Или фотоаппаратов в школах нет?
Безусловно, требуется хороший глаз, не помешает некоторый опыт и изобретательность. Но самое главное — понимание того, что газета состоит не только из слов, что ритм, масштаб, размер и композиция не менее важны, чем слог, лексика и пунктуация.
Полоса нидерландской газеты Automatisering Gids выглядит так, будто ее создатель еще не забыл об опыте собственной школьной жизни. Отдельные блоки текстов «на листочках» — прием, хорошо известный в школьной прессе. Так оформляются поздравления, слова благодарности учителям в альбомах выпускников, статистические данные. Получается по-разному: в одних газетах лучше, в других хуже. Спрашивается: что нужно усовершенствовать в школьной газете, чтобы претендовать на публикацию в The best of newspaper design?
Вот перечень деталей, выдающих в дизайнере Automatisering Gids большого мастера и уверенного профессионала. «Точечное» использование цвета (фото, плашка со статьей, логотип и связанная с ним полоса с колонтитулом) — раз. Весьма своеобразный и легко узнаваемый логотип — два. При кажущемся беспорядке расположения «листочков» — жесткая однотипная структура верстки внутри каждого из них: все вместе — вихрь и листопад, каждый по отдельности — порядок и логическая ясность. Это три.

Automatisering Gids. Нидерланды, Гаага, 2003. Стоит внимательно вглядеться в структуру полосы и оценить, как соотносятся между собой фотография и цветная плашка с текстом (причем достаточно сложно организованным: заголовок, преамбула, подпись, колонка с буквицей). Напряжение между ними возникает как за счет грамотной обработки кадра (локоть и затылок персонажа спрятаны «под» листочками, зато поднятая в испуге рука четко рисуется на фоне серых блоков теста), так и благодаря хитрой конфигурации самой плашки: будь в центре полосы простой прямоугольник, экспрессия снимка была бы менее оправдана
National Post. Канада, Дон Миллс, 2003. Дизайнер канадской газеты National Post с удовольствием использует в комиксах «детские» рисунки, да еще получает за это золотую премию. Но обратите внимание: рисунки загнаны в жесткую решетку, а кривые, вручную написанные слова-каракули соседствуют с подчеркнуто строгими, классических очертаний, надписями логотипа и заголовков
The Independent. Англия, Лондон, 2003. В 1997 году, когда The Independent, потеряв часть подписчиков, оказалась в тяжелом положении, издатели сменили главного редактора и узаконили новую верстку: броский логотип, принцип «одна полоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста

Несмотря на то что школьная пресса России уже вышла из младенческого возраста и уверенно набирает силу, качество рисунков и прочей графики заметно отстает от качества текстов. Школьные журналисты сплошь и рядом пишут очень неплохо, заголовки сочиняют порой просто великолепные и не ленятся придумывать остроумные названия рубрик… А вот хорошо рисующих людей — как не было, так и нет. Между тем достаточно посмотреть внимательно на страницы «большой» прессы, чтобы удостовериться: рисунки, в том числе и «детские», «неправильные», используются мастерами дизайна с превеликим удовольствием. Более того, исследователи отмечают, что основной тенденцией развития внешнего вида современной печатной периодики становится ее растущая «визуализация», то есть увеличение количества разного рода иллюстраций (фотографий, рисунков, информационной графики)*.
Чем же объяснить робость школьных изданий в работе с рисунками? Тем, что среди их взрослых руководителей в 20 раз больше учителей русского языка и литературы, чем изобразительного искусства**? Тем, что роль слова в отечественной культуре в целом и в образовании в частности всегда была значительней роли знака и изображения? Или тем, что соблазн поставить в собственную газету чужую, взрослую картинку, извлеченную (будем, наконец, называть вещи своими именами: украденную) из Интернета или из книги, пока еще непреодолим? Так или иначе, развитие визуальной составляющей газеты в ближайшее время должно стать основным направлением развития школьной прессы. И опыт мастеров мирового уровня здесь может оказаться очень и очень полезным.

* Серов С.  Типографика виртуальной среды. — М., 2004, а также http://www.journalist.virt.ru/2006/3/89.php?prn=1

** См.: Пресс-портфолио // Специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», 2006.



{sider}

https://lgo.ru/pochitat/elementarno/2007_07.htm