Несогласие с оценкой материала
Одна из наиболее распространенных и болезненных проблем редакционной жизни — несогласие сотрудника с оценкой его материала. Отсутствие четких, формализованных критериев оценки качества творческого труда — специфи-ческая сложность деятельности журналистских коллективов. И поэтому в ответ на замечания редактора по качеству подготовки материала — например, большого количества стилистических огрехов, поверхностной аргументации, нераскрытости темы — корреспондент порой пытается опровергнуть мнение руководителя, заявляя примерно следующее: «А мне кажется, что материал кондиционный, и аргументов достаточно, я давал читать другим — всем понравилось, только вам не нравится». В этот момент важно суметь
перевести разговор в конструктивную плоскость.
Займите «взрослую» позицию и отметьте положительные моменты в материале, пусть сотрудник изложит свои аргументы в защиту своего труда — он имеет на это право. Выслушайте доводы журналиста, оцените их с позиции актуальности темы, приемлемости для вашего издания и ваших
читателей используемой лексики, приведенных фактов.
Постарайтесь на примере двух-трех грамматических ошибок или погрешностей словоупотребления показать молодому журналисту, как можно улучшить текст. Попытайтесь убедить автора в необходимости переработки материала, покажи-те на нескольких предложениях возможные варианты оптимизации. Обратите внимание на то, что от такой правки материал только выиграет.
Не стоит использовать самый сильный, но и наиболее опасный с точки зрения последствий аргумент: объявлять, что материал будет опубликован только в переделанном виде, и выбор остается за автором — соглашаться
с мнением руководителя или остаться при своем.
В сложных, конфликтных ситуациях вопрос о качестве материала можно вынести на редакционную летучку или заседание редколлегии, предварительно дав прочитать текст ведущим сотрудникам.
Отказ от выполнения задания
Часто встречающийся конфликт (особенно в коллективах, где много молодых, неопытных сотрудников) — когда начи-нающий журналист может искренне не верить в возможность выполнения задания. И тогда руководитель обязан убедить коллегу в достижимости цели различными способами — от примеров из личной практики до совместной подготовки вопросов интервью или плана журналистского расследования (а всякий аналитический материал есть расследование, выполненное особыми, журналистскими методами).
Корреспондент должен искренне верить в реальность поставленной цели — иначе его материал станет
не полноценным творческим продуктом, а полуфабрикатом, отпиской. Можно напомнить ему (с юмором), что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» журналист имеет право отказаться
от данного ему задания, только если «оно либо его выполнение связано с нарушением закона» (ст. 49).
Необходимость сокращения текста
Почву для подобного рода конфликтов в редакциях дает, как правило, плохая технология производства или ее отсутствие. Там, где композиционная модель газеты или журнала исполняется неукоснительно, редко возникают такие проблемы: объем материала определяется отведенным для него местом, и потому написанный в заданном количестве знаков текст сокращаться не будет. В противном случае редактору не избежать объяснений с авторами, особенно с юными, дорожащими каждым выстраданным в творческих муках словом.
Таким образом, надо устранять причину возможных конфликтов из-за сокращения текстов. В случае, когда надобность «ужимания» материала возникла по объективным причинам (срочное сообщение, возникшая острая проблема), его следует провести максимально тактично: поставить в известность автора, а если правка сделана в его отсутствие, то найти способ согласовать сокращения и даже извиниться.
Срыв сроков предоставления материала
Несвоевременная сдача материала — одно из грубейших нарушений технологической, а в ряде случаев и трудовой дисциплины. Скажем, если сотрудник вместо работы устроил себе выходной, то это, конечно, вопрос его отношения к установленному в редакции трудовому распорядку.
Налицо конфликтная ситуация, но с очевидной основой.
Другое дело, если материал не сдан по причине творческих трудностей или, например, из-за необходимости завизировать текст либо получить самые последние данные. В этих причинах следует разобраться и реагировать в зависимости от их объективности.
Но в любом случае в разговоре с журналистом надо подчеркнуть, что несвоевременная сдача материала ставит коллектив в сложные условия, а график выпуска номера — под угрозу срыва. Впрочем, главной провинностью корреспондента часто становится не сам факт задержки материала, а отсутствие информации о проблемах с его подготовкой у редактора или ответственного секретаря. То есть коренная причина конфликта — невозможность что-либо предпринять в условиях потерянного времени. Вот почему нужно закрепить как закон следующее правило: чтобы не подвести редакцию — сообщите о своих трудностях немедленно. |