Известно: образование дает знания и прививает навыки практической деятельности. В каких-то предметах больше первого, в каких-то — второго, и наоборот. Издание газеты, журнала, альманаха, бюллетеня значительно расширяет кругозор школьника, так как вводит его в сложную, специфическую атмосферу масс-медиа, обогащает представлениями о мире печати, технике и технологиях современных СМИ. Ребята лучше узнают компьютерную технику, работу и возмож-ности издательских программ. Повседневную актуальность обретают правила орфографии и пунктуации, а чужой опыт книгописания или журналистского творчества, ранее казавшийся таким отвлеченным и даже скучным, становится понятным и захватывающе интересным.
Такова одна сторона нашего проекта — знания.
Другая — практические навыки, которые приобретают ученики в процессе издания газеты или журнала. Главный и самый очевидный из них — способность облекать свои мысли в слова, формулировать порою подспудные ощущения. Активное развитие письменной речи благотворно сказывается на структурности мышления, логике, целеполагании, а подготовка рукописи для публикации приучает отбирать факты, аргументы, анализировать полученную информацию и находить оптимальную для ее изложения форму. Приобретается навык «жанрового мышления», ибо та или иная форма литературного текста подразумевает (в рамках конкретного издания) некий физический объем и определенный стиль. А правильно оформленный, грамотный, стилистически выверенный документ (таковым является и редакционная рукопись) — основа любого нормального делопроизводства.
Но это лишь первый, самый очевидный навык, который получает школьник, приходя в газету, становясь ее автором.
Не менее важна и другая сторона названной работы — коллективный характер редакционного труда. Ни автор, ни редактор, ни верстальщик или фотограф не способны выпустить газету или журнал в одиночку, они остро нуждаются друг в друге, и успех дела — выпуск номера — кроется в их слаженной, продуманной, напряженной работе. Следовательно, изданию нужна не просто рукопись, а рассуждения на интересующую всех тему — требуемого объема, хорошего качества и в названный редактором или ответственным секретарем срок. Фотоснимки нужного качества тоже должны лечь на стол выпускающего редактора в определенное время. И так далее. Вот почему работа в редакции учит всех ее участников дисциплине, порядку, собранности, взаимному уважению.
Навыки совместного труда развиваются и обогащаются, когда школьники отправляются брать интервью, собирать материал, входят в контакт со сверстниками, учителями, должностными лицами.
Умение общаться, убеждать собеседника в важности именно такой постановки вопроса, настойчивость в развертывании своей аргументации (а в разговоре с оппонентом-чиновником это далеко не всегда удается даже профессиональным журналистам) — вот важные деловые качества юного журналиста, которые пригодятся ему в любой профессии.
Словом, школьное издание — мощный социализирующий фактор, благодаря которому ученик невольно попадает в сферу коллективных отношений, осознает себя как частицу общества, готовится к переходу во взрослый мир.
Впрочем, любой издательский проект дает возможность освоить и простые «рабочие» навыки журналистского труда: быстро набирать текст, пользоваться ксероксом, электронной почтой, факсом, диктофоном, верстать полосы, фотографировать и обрабатывать снимки с помощью новейших цифровых технологий, вести досье, рисовать макет, редактировать чужие тексты.
Какова же роль взрослых в этом проекте?
Как и во всяком учебном процессе, в нашем случае важно соблюсти меру. Самостоятельность учеников будет зависеть от того, как уже на первом этапе создания газеты или журнала все участники распределят свои обязанности, договорятся о целях и задачах издания. Роль взрослых в творческом проекте может свестись к минимуму, если в дальнейшем он будет развиваться по заранее намеченному плану.
Перед редакцией должны быть поставлены определенные цели: например, работать в режиме школьного пресс-центра, повышать качество материалов и оформления, разнообразить темы и жанры, увеличивать объемы номеров, готовить тематические выпуски, наращивать периодичность… Только в этом случае интересная игра (а игровой элемент не может не присутствовать в работе над изданием, так как другого сильного стимула у ребят просто нет) действительно научит школьников самодисциплине, самоорганизации, четкости, аккуратности в делах, даст им верное представление о мире взрослых, глобальных задачах средств массовой информации, привьет ответственность за слово как за поступок. |