Оксюморон «послушные подростки»

{page_title}

{page_subtitle}

О предках газеты и журнала, смысле и важности материалов в зависимости от места их размещения, а также о необходимости ритмической организации издания


Газета числит в своих предках листовку — одинокую страницу, которую всю можно окинуть одним взглядом. Журнал
ведет происхождение от кодекса, в котором листы пергамента были скреплены в корешке и заключены в переплет. Журнал, как и книга, читается долго, требует времени, чтобы добраться от первой страницы до последней. Но лишь только прозвучало слово «время», в разговоре о журнале уже нельзя обойтись без характеристик, использующихся при анализе временных, а не пространственных искусств — сценарий, сюжет, логика развития, ритм. Между прочим, смысл материала меняется в зависимости от того, в каком месте журнала его разместили. Один из лицейских жур-
налов вынес обращение к читателям на последнюю, 72-ю страницу — и кто поверит, что мнение читателя для него на первом, а не на семьдесят втором месте?!

Структура любого журнала с постоянными рубриками, имеющими не только вербальное, но и визуальное выраже-
ние, как раз и должна брать на себя ритмическую организацию издания: обложка — мощный аккорд, статья для 
вдумчивого, медленного чтения — адажио, набранная узкими колонками новостная информация — это уже хип-хоп. Или рэп? В идеальном случае у каждого издания должна быть своя внутренняя мелодия, на которую и будут ложить-
ся слова статей и репортажей. Визуальный ритмический аккомпанемент к вербальному наполнению журнала — вот что такое настоящий графический дизайн!

Перейти

Обложка журнала «Пробелъ»,
2004 
(школа № 50,
Львов, Украина)
Журнал существует
только в черно-белом виде, но авторы,
очевидно, осознают это обстоятельство не как вынужденную скромность, а как сознательно выбранное решение, имеющее немало своих преимуществ

Справедливости ради надо сказать, что найти собственный ритм и логику структуры школьным журналам мешает соседство школьной же газеты. Газеты в школах редко печатаются размером в полный типографский лист. Как правило, это все тот же А4-й формат: не четыре больших газетных полосы, а 36 маленьких страниц. Так утрачивается пространственная специфика газеты, а вслед за тем и журнала: ведь чтобы строить свое издание как журнал, надо ясно видеть, чем оно от газеты отличается.

Большая пресса в некоторой степени может служить ориентиром, поскольку позволяет выстроить ясную систему бинарных оппозиций на тему противопоставления газеты и журнала: новости отовсюду — избранная тематика, плоскость — объем, мгновенье — длительность, графичность — живописность и т. д. Школьным журналам требуется несколько лет, чтобы преодолеть первые этапы становления, а там, глядишь, выпускники помашут ручкой с крыльца, и все нужно начинать заново.

За пределами школьных возможностей оказывается, как ни жаль, самое интересное. Занимались, терзали клавиатуру, изучали компьютерную верстку, научились распознавать на глаз и поименно полтора десятка шрифтов, выяснили наконец-то, как регулировать линиатуру растра при работе с файлами растрированных изображений и что такое законы композиции… Тут бы как раз и начать творить по-взрослому! А школа вдруг взяла и кончилась.

Тупик? Непреодолимое препятствие? Нельзя освоить в оставшееся после шести уроков время то, на что тратятся годы в институте? Конечно, нельзя. Что делать? Искать свой путь.

Этот свой собственный путь еще не найден школьными журнальными изданиями, но уже угадывается. И, кажется, лишь желание делать «правильный» взрослый (но не изученный!) дизайн сдерживает фантазию и не позволяет работать ярко, смело и весело.

Все дети всегда и везде рисуют — почему бы не использовать их произведения так, как они того заслуживают? Вынес же на обложку карандашную графику журнал «Большая перемена» — и убедительно, и почти грамотно. А комиксы? Это ли не источник вдохновения и способ найти свое лицо?

Не нужно иметь диплом в кармане, чтобы придумать юмористический персонаж, перебирающийся от статьи к статье и комментирующий материалы номера. Сорок лет тому назад человечка по имени Бип-Бип придумали в журнале «Техника — молодежи»; сейчас некто безымянный, похожий на морскую свинку, обитает на страницах новосибирского «Автографа».

Нет цветной печати? Но есть целый вид изобразительного искусства, вполне удовлетворяющийся контрастами черного/белого и тонкими нюансами того, что между ними. По силе выразительности, по художественным возможностям, по информативности, наконец, черно-белая графика ничуть не уступает графике цветной и, может быть, даже полнее выявляет полиграфическую природу печатного издания, чем цвет, введенный только ради цвета.

Подросток по определению не может быть послушным. И то, что все «хорошее» в графическом дизайне школьных журналов выглядит как ухудшенное следование «взрослым» образцам, — не правильно. Школьным изданиям не хватает дизайна — да, но из этого еще не следует, что им подходит «взрослый» дизайн. Фантазия иногда способна замерить выучку, а то и обойти ее: смелость города берет. Может быть, стоит довериться собственному пониманию предмета — и вперед! А кого бояться-то?

Школьные журналы — дело, не имеющее пока сколько-нибудь глубоких, обязывающих и сдерживающих традиций. Его прошлое крохотно, будущее безгранично. На самом деле нет ничего невозможного в предположении, что школьные журналы когда-нибудь изобретут собственный стиль графического дизайна, не зависящий ни от «золотых» норм и правил ушедшей в прошлое классики, ни от агрессивной глянцевой моды, ни от мэйнстрима большой прессы? Есть же на свете молодежная музыка и подростковая монументальная живопись… Есть надежда.

Вернуться к оглавлению

https://lgo.ru/metoda/elementarno/list8.htm