![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часть 1. ab initio По Экклезиасту: время и случай есть для человека. Для всего — свое время и свой случай. Часть 2. ритурнель Почему для человека так важно понять — где начало тех или иных явлений, которые стали для него главными? Часть 3. аb imo pectore Есть в нашем лицее мифы, которые с особенной любовью и нежностью пересказываются из года в год. 1 С начала, с самого начала (лат.) |
![]() |
|
||
{social} | ||||
|
![]() |
* * * |
Ближе к летним каникулам я, растрепанная новейшими настроениями, поняла, что Редюхин прав — чертом лысым запросто стать можно. Расписание то и дело менялось, кабинеты путались, беспорядок и вечные разборки между «традиционалистами» и «новаторами». Хотя в принципе, лично мне грех было жаловаться: я работала в шестых классах, у меня было два методических дня в неделю; дети постепенно начали поддаваться, по крайней мере, «контакт пошел». По-настоящему портили мне жизнь две вещи: отсутствие своего кабинета, из-за чего приходилось мотаться по школе с книгами и тетрадками, и борьба школьных «низов» и «верхов», по времени совпавшая с перестройкой в стране. Я никак не могла прижиться и стать «своей». * * *
|
Далее, поступая как истинный демократ, Редюхин предложил детям выбрать классных руководителей. И меня «выбрали» в гуманитарный класс. Как взбесило меня это, как возмутило, как вздернуло! Какой, к черту, профильный класс — без продуманного учебного плана, без «летнего чтения», с наскока? Тем более гуманитарный, тем более для таких детей. Из них осознанные гуманитарии — как из меня сопрано оперного балета. Кто-то из учеников — тогда модно было — предложил: «А пусть они, — кивнул на нас, — программы свои излагают, как с нами собираются работать. Баллотируются пусть». «И это профильный класс? — бурчала я потом у Редюхина. — Горшком назвали, а в печку не поставишь. Учебный план прежний? Программы — прежние? Количество учебного времени на профильный предмет — прежнее!!! Владислав Иванович! Это же…» Его юмор, быстрота речи, картавость подкупали меня и неведомым образом вдыхали быстрое и легкое настроение (все получится — ведь мы все так молоды, так талантливы, так интересны друг другу. Мир освежится от наших идей). Редюхин радовался, рисовал схемы, сыпал саморощенными афоризмами. Его любимый афоризм-пароль — надо, вздохнув, произнести: «Да, мир — тесен», и в ответ получишь: «Не мир тесен, а круг узок». В принципе, я с этим согласна. |
![]() |
2 Сосуд будет долго хранить запах (лат.) Гораций. Послания. I, 2, 67–71: Nunc adibe puro
|
Маленьким принцем моего первого урока в 7 Гу (как потом стали называть гуманитарный класс) стал Сережа Мельников, новенький мальчик, тихий, меланхолический, с искрoй в глазах и неизменной ручкой в зубах. Как оказалось, единственный, кто выбрал мой класс не случайно, а по интересу (ради этого даже перешел в нашу школу из соседней). Он тут же вызвал яростное внимание галерки и его обволокли смешками, на что этот ребенок абсолютно не реагировал, то есть реагировал, но своеобразно — словно он добродушный хозяин положения, а все, кто его осмеивают — достойны поощрения. И действительно поощрял своих гонителей. …И вот я поинтересовалась, какие книги они любят. Последовало: фантастику и про убийства. Стихи любили несколько девочек и Мельников. Трагедий не читал никто, кроме Мельникова, но любили все. Историко-приключенческий роман и детективы заняли в рейтинге второе место. Все остальные жанры пребывали в опале. |
Неожиданно Вольский привстал, лег на парту и вошел в игру: |
А в этот момент произошло мгновенное утроение-усемерение лабиринтных коридоров, затем они — как будто щелкнул выключатель — послушно и аккуратно слились в один, и время потекло иначе, чем раньше. И, может быть, все началось именно в этот день… Направленность на познание, жажда узнавать — лишь одна сторона ученичества, и не самая плодотворная. Я встречала детей, которые так жадно поглощали сведения, будто голод утоляли, — и очень быстро насыщались, уставали, не умея знание сделать собственным. Бестолкового учить — только себя трудить (Даль, кажется), а наевшегося — того хуже. |
Кстати, вспомнилось. Я читала разные определения культуры — но особенно мне понравилось одно, из «Уроков Армении» Битова, что-то вроде того: культура есть умение н е н а ж и р а т ь с я. Бескультурный человек, пишет Битов (цитирую по памяти), нажирается пируя, нажирается любя, нажирается дружа. Выбрасывает хлеб, прогоняет женщину, предает друга. Так вот, настоящий ученик — суть локатор. Ум его встревожен, душевная организация тоньше, чем у обычного школьника. Он острее улавливает, по-особенному слышит и видит. И главное: он весь направлен на прояснение собственных смыслов. Как Мельников. Как Вольский. Как Юля Наумова. Как <…> * * * И, может быть, то был тот миг, тот час, тот класс, а может, это я теперь так все представляю. Возможно, тогда, когда Мельников и Вольский сражались за героя, прошел какой-то неуловимый импульс, какие-то силовые линии соединились, и я вновь оказалась у начала своего лабиринта. |
Выражение «работает по своей программе» в 1988 году было элитной учительской характеристикой. На деле она означала, что человек, живущий в измерении действия, движения, диалога, отбившись от прочих подобных, как школьник во время экскурсии, начинал пробовать себя как ученый (ученый: уединение, узда, узел, усидчивый, умудренный, умозаключенный, умопомраченный…). * * * Эта женщина, доктор наук, создавшая маленькую московскую гимназию для тринадцати детей, воспринимающих мир, как мы — немой кинематограф, и оплачивающая учителей с помощью своего брата-бизнесмена (причем первая его реакция была: «Сколько тебе дать денег, чтобы ты успокоилась и сидела дома?»), рассказывала мне на балконе под черным и звездным сочинским небом, как появилась ее гимназия. И вдруг, сделав паузу, она засмеялась: «А в принципе, все, что я сделала в своей жизни, все, что написала, все, что собрала, случилось в свободное от основной работы время…» ![]() |
* * * Мне всегда казалось, что Редюхин знает ответы на мучительные вопросы бытия. Время от времени он сажал кого-нибудь на свою пухлую ладошку и толковал о жизни. Его беседы меньше всего напоминали профессиональные «директорские» диалоги-суть-монологи. Редюхин был как бы простым и ненапыженным. …А может, тогда все и началось, когда Слава предложил мне работать по моей программе. |
3 Сильное воображение порождает событие (лат.). |
Буду откровенна: программа получалась неправильной. Была она, как я теперь понимаю, построена по принципу пролога к фильму, который я бы сняла, если бы была режиссером. Завязка такая: тяжелая дверь, из нее — развевающийся плащ (это герой обгоняет женщину); камера подхватывает шаг женщины, забывая про героя. То же самое, но включается аллея, по которой идет женщина: сосны, солнце, песок. Вот она (обязательно на ходу) покупает газету; камера бросает героиню и, ускоряя темп, припускается за китайцем-газетчиком. Мы видим быстрые руки, упругие шаги, движения ритмично повторяются. Кстати, усвоив уроки Редюхина, я сейчас чуть сама не примастрячила на полях этой страницы схему: хотела изобразить основные ситуации своего курса, а также зигзаги и обходные пути, изгибающие первоначальный замысел в немыслимые параболы и спирали, — но только еще раз убедилась — программа была-таки ну совершенно неправильной. И мой 7 Гу только усиливал эту свободоходность. С ним все как-то оказывалось… Сначала я хотела назвать курс, по совету Библера, «Двадцать пять лет русской литературы». И показать, как включаются в этот интересный период (1812–1837) разные историко-литературные ситуации, споры, взаимосвязи, как «вошла» в это двадцатипятилетие предшествующая и последующая литература, в том числе мировая. Я следовала мысли, что история литературы — не прямая линия, а круговорот, лабиринт, мешок миражей, недра неизвестного, а не неподвижного. Пути и встречи в котором и случайны, и предопределены (пути: перекрестки, переломы, перемены; переправы, переходы, перехваты; перст, перл, персона). К слову. Меня задевало, что вещи, которые делались в культуре долго, открытия, сопровождающиеся мучительными спорами и непониманиями, оформлявшиеся веками, все, над чем они страдали и что они так трепетно любили, — теперь, в современной школе, «проходятся» за один-два урока. Всем известно, что литература в школе изучается «по шедеврам», по высшим ее точкам, а подводные течения и обдувавшие ветра не захватываются. Ученические вопросы давали вкус и цвет моей (нашей) программе, сосредоточивали внимание на мелочах, незаметных истинах, позволяли мне самой как бы заново проходить ученический путь. Мы бились над затейливыми пустяками, над вопросами, которые в ту пору казались мне случайными |
Если бы меня попросили описать ту мою программу через музыкальную ассоциацию, то я прибегла бы к образу джаза, полифонической музыки, где один инструмент (пусть это будет фортепиано) сопровождает другой (предположим, саксофон) и создает вокруг него своеобразный звуковой шлейф. Голос фортепиано звучит как бы безучастным к главной теме фоном. Но вот оно уже доминирует, выводит тему по-своему, с особыми длиннотами и пульсированием опорного звука. А саксофон, постепенно отстраняясь, пробивается лишь в неожиданных паузах — хриплым коротким «падабудиба…», не усиливая и не ослабляя ведущий инструмент, но придавая особый эффект его звучанию. Иногда в джазе создается иллюзия «вольного поведения» инструментов и исполнителей, когда вокалист, не меняя структуры джазовой темы, вдруг переходит на речитатив, потом неожиданно начинает разговаривать с залом (как Биби, в ритме блюза), причем зрители охотно вовлекаются в предложенную игру, отвечают певцу, и это укладывается в ритм, в течение, в движение джазовой темы. Но импровизация требует точности руки, и отсюда то, что джаз — легкая, игривая, разухабистая музыка, а музыканты будто чуть-чуть хулиганят, так выгибая мелодию, — иллюзия. На самом деле настоящий джаз — виртуознейшая музыка и высочайшее искусство (искусство — икс-лучи, искус, изведать, или…). * * * |
![]() |
4 Медицинский (или кулинарный) рецепт: добавь орех и меду сколько хочется (лат.) |
Не изучение, а создание… Конечно, я понимала, что все это причуды, фантазии. Но вообразить же можно! И я распаляла себя в моих задумках, томилась от беспорядочных мыслей. Как случается такое переключение в культуре, отчего отменяются стили, движения, моды, ритмы? Какая пружина выворачивает наизнанку явления, и как я могу учесть это в классе? И я пробовала. Литература «второго ряда», промеж прочего включаемая мною в программу, помогала добиваться этого эффекта («преодоления стиля»). Тому же способствовал так называемый прием «уподобления»: при изучении, например, классицизма — строго ограничивался круг предметов, дозволенных к упоминанию в произведениях высокого жанра (на них мы писали много стилизаций), не допускалось смешения форм. Сочинения писались исключительно в жанрах эпохи (при этом они избирательно включали материал античный и современный, географию и историю, естествознание, медицину, астрономию, личные наблюдения и события современной жизни). Курганов рассказывал мне, как его знаменитый «античный» класс в один прекрасный день взбунтовался: нагие греческие тела стали вдруг раздражать детей («Это же разврат», — говорила любимая Сережина ученица Леночка Байкалова). Агамемноны и Клитемнестры, мифы и герои стали утомлять и вызывать антипатию. Детям остро хотелось иного. |
![]() |
…Что значит включить в урок спор почти двухсотлетней давности? Скажем, спор славянофилов и западников, карамзинистов и шишковистов. Во-первых, надо умудриться создать ситуацию, которой он, этот спор, будет сообразен. Во-вторых, спровоцировать искреннюю остановку ученического внимания на затруднениях, противоречивых моментах, сопровождающих это немгновение в культуре. Такие остановки иногда случались, когда нас увлекал какой-нибудь текст. У дотошного Однажды и со мной такое было. Я готовила доклад о числовой символике и знакомилась с античными текстами про пифагорейцев. Просматривала их, делала выписки, а на полях оставляла свои вопросы и заметки по ходу — они поначалу казались мне дурацкими и «профанными». Каково же было мое изумление, когда некоторые из своих вопросов я встретила ни у кого иного, как у Аристотеля, в его рассуждениях о Пифагоре. Или у ПсевдоАристотеля — не помню. Но вернусь к своей идее. Конечно же, она не имеет будущего. Разве возможно, чтобы внутри одного класса возникла закрытая, целостная, «маленькая» культура? Или хотя бы ее стилизация… Ясно же, нет. Но тогда… <…> …Итак, возможно, все началось, когда с легкой руки Редюхина, жующего бутерброд в самолете, возникла идея этой «неправильной» программы. И, как было уже замечено, замысел во многом отличался от исполнения. * * * Экспозиторы — это ученики, которые брали с горячего урока какой-либо «застревательный» вопрос и ваяли по нему «лакмусовый» доклад. Истинный экспозитор должен был проверить гипотезу (гипотезами у нас назывались и «отфонарные» мысли), но раскопать ответ не в критической литературе, а именно в тексте изучаемого произведения и в своей голове. |
|
* * * Мне запомнилось выступление бордового учителя математики с возбужденной, как и он сам, фамилией — Злобин: «Есть случаи, когда равнодушно проходят учителя мимо безобразия, не реагируют, когда восьмиклассница охорашивается у зеркала. Я хотел бы своим выступлением побудить инициативу…». Такая фантастическая книга о бесцельности целеустремленного цербера (цербер — цирлих-манирлих и циклон целей). |
В своей знаменитой в нашем лицее лекции «Мультипликация в контексте культуры» Юрий Борисович Норштейн говорил об эмоциональной силе фильма, которая наиболее проявляется, когда зависимое от воли художника изображение начинает вести себя само по себе. И в конце концов наступает момент, когда автор сам зависит от того, как поведет себя изображение. |
5 Буква убивает, а дух животворит (лат.). |
Программа записывалась post factum, по следам уроков, что вначале было увлекательно. Меня пленяли в этом занятии миражи и обманы, провоцируемые особо любимым мною «чувством конструкции». Я старалась удержаться от педагогических штампов и писала искренне, не соблюдая «методических единств», утешая себя тем, что делаю это для себя, «низачем». И нет нужды вставлять в родной текст «правильные», но всем известные вещи. Меня больше привлекали парадоксы и незаконченность (незаконченное слово не защелкивает предмет). |
Вся урочная работа фиксировалась в стенограммах (отсюда в моей повести такие памятливые подробности — архив в помощь). Первые занятия записывались вручную, со слов. Позже мы обзавелись магнитофоном. Каждый ученик был обязан расшифровать две кассеты в год. Само собой, прилежным перепадало гораздо больше. По этому поводу в классе было несколько восстаний, закончившихся моей безоговорочной викторией. Теперь, спустя много лет, мои уже недети говорят, что пытка стенограммами оказалась полезной — приучила вслушиваться, ловить мысль даже на излете, в неясных речах. Редактировать урочные сюжеты они так и не научились — в этом я вижу вину и заслугу Сереги Мельникова, яростно отвергающего «интерпретации и фрагментации» (в «обрывках» он демонстративно ничего не читал, считая это возмутительным нарушением своих и автора прав). Из стенограмм вдруг стало видно — и это было неожиданно для меня — что многие высказывания детей, прошедшие «мимо» урока, реплики, которым на занятии я не уделяла внимания, на самом деле любопытны, значительны и могли бы придать уроку новое качество. Также выяснилось, что учитель (имею в виду себя) мешает детям и часто элементарно не понимает их. Но, к счастью, совершенно неведомым образом дети не реагируют на глупые «взрослые» замечания и не теряют своей логики (возможно, это вообще распространенное человеческое качество: не сбиваться на чужое, помнить свое). Другое открытие: ряд уроков (я считала их «монотонными», так как в них преобладали паузы, ямы, однообразные интонации, а «вслух» работали три-четыре ученика) в записи оказались потрясающе интересными; а занятия, которые я, напротив, считала удачными, эффектными, темперированными, после расшифровки выглядели однообразными, скучными, с повторами чужих мыслей и без развития, а иногда и с уловками. Так, из стенограммы выяснилось |
Вот, например, как вам такая стенограммка. А вдруг дорога к смыслу урока (как и к смыслу текста) идет через анализ его внутреннего устройства? Все же остальное может говориться лишь по поводу, не по существу. А все, что по поводу, — это как вольные фантазии по мотивам, смутные отражения. |
Стенограмма 1 (фрагмент) |
Читали «Полтаву», и Петюньчик, который всегда отличался небоязливой наивностью речи, объявил, что он, Петр Тулуков, — самый настоящий романтический герой, и с ним происходят всякие-разные приключения. На следующий день Петя потоптался возле моего стола и вытащил замусоленную тетрадку с надписью «Для стихов и прозов». В нее было вложено письмо, адресованное мне: «Здравствуйте, дорогая Татьяна Борисовна, — писал Петя. — Меня интересует все — жизнь и смерть…» Так я узнала, что у Пети нет мамы, и что он до семи лет воспитывался в детском доме, а потом отец забрал его оттуда и теперь жестоко с ним обращается. Кормит его пельменями, из экономии не разрешает включать свет по вечерам. Петя писал, как он мечтает о любви и взрослой жизни… Я сразу вспомнила его вопрос про злых отцов. * * * «Неколебим он! Просто неколебим!» — и это было так проникновенно, так искренне, так попадало в сердце, голос мальчика так естественно дрожал, и крохотная фигурка Пети (рост не более метра сорока) на стуле, куда он забирался на словах «Друзья мои!», была такой одухотворенной, что я упорно оставляла его Пушкиным, хотя Петины вариации стихов великого поэта, а еще больше — та искренность, с которой он играл роль, смешили до слез всех исполнителей. Я и сейчас слышу как бы чуть |
Стенограмма 2 (фрагмент) Идет урок по сказкам зарубежных писателей. Дети по очереди называют «свою книгу» и делятся впечатлениями. Юля стоит с мелом у доски, и к концу урока получается внушительный список. Я очень довольна: прямо каталог всемирного чтения, а не какой-то там жидкий списочек. Вот только Петюньчик Тулуков никаких сказок не читал, зато голос подает после каждого выступления. Вадик Осинкин: Сарказм Гофмана меня впечатлил. Петя: У меня тут новая мысль образовалась. Что сказок всегда не хватало. А они были нужнее всего. Прочитает, например, народ про богатырей — и становится сильным, смелым… Вадик: Причем тут богатыри, Тулуков? Я ж про «Крошку Цахеса» говорил. Петя кивает. Катя Ульянова рассказала про «Диких лебедей» Андерсена. Петя (терпеливо дождавшись паузы): Вот что странно: почему мужчины — всегда мoлодцы? Ведь это женщины во все времена были забиты, никакого права голоса. А в сказках — пожалуйста — наоборот. Помыкают мужчинами, капризничают. Почему отцов злых не бывает, одни мачехи злые? Рассказывает Маша Бизунок про «Синюю бороду» Ш. Перро. Петя (неожиданно): Вот что странно: как он туда попал, в эти цепи? Маша (оторопев): В какие еще цепи? |
* * * Как, например, в записи отразить молчание, сопровождающееся определенными токами, как словами организовать молчание, чтобы было видно, что человек молчит? Как обозначить затрудненное дыхание урока и беспокойство? Или вот: некоторые темы, даже не темы, а мотивы, звучат потаенно, почти неразличимо, как бы намеком, однако именно они и значимы для основного события — и на самом занятии это «играет», а в записи — теряется. Скажем, на месте утверждения мы слышим намечающееся сомнение или наоборот. А «примышления» к уроку, которые случаются после? |
В конце концов, помаявшись с программой, я остановилась на такой форме: сначала шел пункт Выготский приводил такой пример. Вот сцена прощания Гектора с Андромахой. К ощущениям, вызванным содержанием, присоединяется ритмическое воздействие плавных гекзаметров, от которого мы испытываем лирическую эмоцию и можем прослезиться. <…> Зачем писать программы, которых и без того тысячи? Моя программа была бессмысленна, бесполезна без этих подводных течений. Внутренняя форма урока, направляющая мою мысль, казалась мне важным его содержанием. * * * Настя страдала от ожидания чуда, и оно было связано для нее с двумя вещами: любовью и цирком(родители ее работали там осветителями). Вот она, в воздушном блестящем платье, летит на легкой трапеции со смелым юношей, таким геттингемским романтиком, и внизу, под ее ногами, мелькают восхищенные лица, признание, успех, аплодисменты, слава. — Вы меня извиняйте, пожалуйста, — включилась в разговор Юля Наумова своим неподдельным контральто, — но вырывать из романа отдельные эпизоды и провозглашать их главными, это весьма и весьма. Если мы рассмотрим целый сюжет «Е. О»., то заметим странные, как бы «зеркальные» совпадения эпизодов. Мои испорченные структурализмом дети привычным движением начали перерисовывать в тетрадки Юлькину схему. |
Юля, сыпя мелом, расставляет «точки». По ходу она роняет такие термины, как «сюжетное пространство», «параллелизм образов», «композиционное настроение текста». Вот Вольский выскочил к доске и нашпандоривает еще одну «точку» — сон. Идет маленькое сражение — на Юлькиной линии зажигаются новые символы, вот уже кто-то пририсовал «точки» Ленского и Ольги, выросло ответвление, и рисунок на доске уже начинает напоминать несуществующую химическую схему.
Вот спор, пройдя очередной виток и подцепив новые слова о «главном», затухает. Только отдельные слова слетают — опять слышу: «поэт эмоционально-лирического типа», «синтаксические соединения», «фонетическая система». * * *
Продолжение:
|