Изобретения Пусякина

Глава 1. С добрым понедельником!
Увидев обступивших Круглова детей, лениво сойдет с подоконника повелитель компьютерных метаморфоз и известный школьный изобретатель Степа Пусякин с какой-нибудь штуковиной в руке (типа пульта управления звонками).

Глава 2. Странный конверт, амбидекстр и два полушария
— А мы вчера новый пусякинский агрегат испытывали. «Ауд-лит-плеер». Вставляешь наушник, и он тихо-тихо начинает диктовать тебе сочинение.

Но Рита так буравила взглядом конверт, что Николай Николаевич засомневался, слышит ли она его вообще.
— А вы, похоже, рады новому изобретению? — спросил он, слегка повысив голос, чтобы обратить на себя ее внимание.
— Ага, всем жутко понравилось.
— Рита, представь, что тебе поручат статью об этой штуке. Интересно, что ты скажешь своему читателю?
Ритуля, наконец, повернулась к Круглову.
— Не вопрос. Экономия времени — раз! Не надо выжимать из себя слова — два! Никто не упрекнет, что твое мнение неверное, — три. Научишься мыслить правильно — четыре…
— Ты серьезно?!
— Николай Николаевич, серьезно можно относиться только к точным наукам, где без знаний утопающему не спастись.
— Иначе говоря, сочинительство — пустая трата времени? А «правильно мыслить» научат два десятка фраз, которые пробубнит тебе в ухо какой-то агрегат?
— А что  плохого? Я же не на писателя учусь! — Рита могла бы быть отличницей, если бы не была хорошисткой и приверженницей теории «курица не птица, а МХК — не наука».

— В том, Риточка, что сколько ты свои мозги «восьмерками» ни упражняй, справа-то у тебя все равно протез — «ауд-лит» Пусякина.
— Ничего подобного! — зарделась Ритуля. — Он не «вместо», а «вместе» — вспомогательный ресурс!
Что ее так взволновало — «амбидекстр», конверт в столе или протез в голове, а может, все вместе, — определить уже не представлялось возможным.

Глава 42. Перезагрузка началась!
Спасибо, тебе, друг Пусякин», — Леха переметнулся с боку на бок. Чтобы остановить поток льющегося на невыспанную голову оптимизма, нужно было ловко опустить неприметный рычажок на корпусе. Так уж сконструировал это чудовище Степка — не  выключишь, пока окончательно не проснешься.

Не раз, не два и не десять вздрагивала и воспаряла духом вся школа от выхода Пусякина в фазу идеетворения. Однажды в течение двух недель родители учеников получали SMS-сообщения о «пятерках» и «четверках» своих чад. Потом от лица директора на школьном сайте появились объявления: «Карантин продлен», «Сменка запрещена», «Пропуск на уроки — только с воздушными шарами».
А как-то, еще по молодости, чуть ли не в началке, он, от доброго характера, внес изменения в школьный электронный журнал. Поначалу замена оценок вызвала всеобщий восторг, особенно у лиги троечников, но когда дело дошло до пересдач, юного Самоделкина чуть не «четвертовали» старшеклассники.

У окна под шторой располагалось последнее изобретение Пусякина — нанотехнологическая установка «Портативное дознавало». (ЧувствоМыслеУлавливательПусякина)

Может быть, куда-то Пусякин и не  вписывался, но на действующие системы влиял реально: благодаря ему в школе появились SMS-дневники; скандальное апробирование «Пищеопределителя» закончилось явным повкуснением меню, а после референдума об интерактивных досках («Желаете ли вы, чтобы они просто так на стенах пылились?») их начали использовать по назначению, и уроки стали намного интересней.

Карты кафе

Глава 31. Мумией одаренный
— Вы когда в кафешник (редактор поморщился) зайдете и когда Сезам вас на собаку проверит, дайте Чарли тот лист с блокнота нюхнуть, ну, где ты план «Д» чертил, соображаешь? Потом скажите: «Искать!». Чарли меня найдет.

— Мы там попали в комнату с троном. Вот, — протянул Игорь план «Д». Отец глянул на эскиз. Женька тут же стал придирчиво его рассматривать, прикидывая, как Игорев набросок состыкуется с его «трезубцем».

Глава 38. Чики-пуки
Через некоторое время Бортовой журнал дополнился планом помещения.
Белая стена вновь стала экраном, на котором, как в кино, Леха увидел себя в печатне.

Медиум

Глава 8. Улики из комнаты «Аз»
Стало темно. Но через несколько мгновений под потолком вспыхнула хрустальная люстра в тысячу свечейи Леша увидел посреди комнаты осанистого господина довольно высокого роста, в темном длинном одеянии. Рядом с ним послушно сидел Чарли. Странно — несмотря на яркое освещение, свет падал только на пса, будто накрывая его кругом, а человек оставался в тени, лица его видно не было.
— Чарлик, милый мой! Иди скорее сюда, — обрадовался Леша и сам бросился к своему хвостатому другу. — Это моя собака!
Чарли добрел до хозяина с виноватым видом, будто напроказил, и грустно лизнул ему руку. Потом устало лег рядом, положив морду на вытянутые передние лапы. Леха не узнавал своего любимца! В другое время радости Чарлика не было бы предела, он носился бы как угорелый, приплясывал бы и прыгал вокруг него как шарик!
— Что вы с ним сделали? — завопил Леха, осматривая и ощупывая пса.
— Не трудись. Ничего особенного. Ему не больно, он просто устал. Нам больше ни к чему тебя задерживать. Иди.
— Как «иди»? — удивился Леха. — Вот так просто «иди»? И я ничего не узнаю?
— Прощай. — Это было произнесено тоном, не терпящим возражений.
Леша понуро направился к выходу, как вдруг, хлопнув себя ладонью по лбу, быстро обернулся, но поздно — стена уже раздвигалась.
— Погодите! Я забыл! — кричал Леха. — «Ведомости»! И еще про ящериц, только я забыл!
— Поздно… поздно… поздно…
И уже вслед нашим путешественникам несся Голос, раздающийся как будто отовсюду:
— И ящерицы теменной глазок… Он зрит сквозь пространство и время…

Глава 30. Медиум Петра
На ней он разглядел портрет.
На темном фоне холста был изображен человек, восседающий на троне; лицо его было затенено и потому неразличимо. Портрет так портрет. Хоть какое-то разнообразие.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
— Видел там картину? — кивнул он, обернувшись к  пролету.
— С троном и человеком в тени?
— Ага. Как ты думаешь, где мы?

Мальчики и собака вошли в комнату. Как и предполагал Игорь, она была треугольной. В дальнем углу подрагивал и едва освещал пространство светильник. Неподалеку — трон. На троне человек. Лицо было скрыто в тени, как на той картине. Братья остановились в нерешительности.
Повисло гнетущее молчание… <…>

Человек на троне, видимо, рассматривал гостей из темноты.
Наконец они услышали голос:
— Лишнего не спрашивайте и не говорите. Я все знаю.
— Что он знает? — прошептал Звонарев, чувствуя как… <…>
— Потом. Слухай во все ухи, — крепким шепотом ответил Игорь и сжал Лехину руку.
Человек переменил позу, но лицо по-прежнему оставалось в тени. Он <…>
Добавьте 2 строчки. А следующий ниже текст надо сделать сильнее, ударнее, «интрижнее»:

— Я ждал не вас, а Николая Круглова, — в голосе звенел металл.
— Что вам надо от его отца? — громко спросил Леха. — Он ничего плохого никому не сделал. Он обычный редактор обычной школьной газеты!
— Сам по себе он мало меня занимает, но он нужен для дела, которым я давно занимаюсь. <…>

Человек переменил позу и засмеялся.
— А Круглов, как я вижу, не все вам поведал. И даже того не объяснил, с чего это он тут же сорвался в кафе, едва получил письмо? Тебе тоже это неизвестно, кругловский сын? Я так и думал.
— У  отца нет никаких тайн! Он увлекается старыми книгами, вот и все, — звонким от волнения голосом возразил Игорь.
— А чего тогда вы здесь, если «вот и все»? — человек оставался недвижим, но мальчики почувствовали, что он перевел взгляд на Игоря. Тот сделал шаг вперед, на всякий случай заслоняя собой Леху. — Если твой отец хочет еще что-то изменить в своей жизни, у него теперь появилась возможность. Я ждал его, а он прислал вас… <…>
Трон медленно повернулся вокруг оси, совсем скрыв говорившего. Силуэт поднялся и удалился куда-то в темноту дальнего угла. Оттуда стали доноситься едва различимые голоса, по-видимому, «тронный человек» с кем-то переговаривался.
Мальчики изо всех сил вслушивались, но ничего разобрать не удавалось.
— Ты что-нибудь понимаешь? — глянул Леха на Игоря.
Тот покачал головой. Потом, быстро наклонившись к Лехе, еле слышно проговорил в ответ:
— В детстве отец мне рассказывал про Петра, про его казематы для врагов, допросы, которые вел царь. А иногда вместо него допрашивал какой-то подсадной, двойник, отец его еще называл почему-то «медиум Петра»… И, по его рассказам, этот «медиум» иной раз был свирепее и безжалостнее самого царя…
Леха почувствовал, как по спине побежали мурашки.
— Ты что, думаешь, что это может быть Он? И тогда что — он и нас…
— Нет, мы ему зачем-то нужны. И пока он не получит то, что ему нужно, ничего не станет делать вредного. Это надо использовать. Все, молчи, возвращается.
Трон вернулся в прежнее положение.
— Пусть Круглов добудет и передаст мне то, о чем, кроме него, никто не знает.
— Разбежался! Нашел информатора, — процедил Леха.
— За это я помогу ему все исправить. Так и передайте — все исправить. Мне немного надо, для начала всего одну тетрадь. Чего стоит одна тетрадь перед возможностью исправить ошибки юности?

— Какая тетрадь? Отец не совершал никаких ошибок!
Медиум рассмеялся.
— Нет человека, который бы не совершал ошибок. Просто одни ошибки забавно вспоминать в зрелом возрасте, а других человек стыдится всю жизнь. Некоторые из них в корне меняют судьбу. Твой отец — не исключение. Итак, одна зеленая тетрадь — и возможность начать все сначала.
— Почему вы думаете, что отец отдаст ее вам? Может, он не захочет ничего менять?
— Менять? — возможно. А вот вернуть… Есть вещи, за которые можно жизнь отдать: любовь, например. Но мне не нужна его жизнь. Точнее, она и так в моих руках.
Игорь подавленно молчал.
— Какая тетрадь? Отец не совершал никаких ошибок!
Медиум рассмеялся.
— Нет человека, который бы не совершал ошибок. Просто одни ошибки забавно вспоминать в зрелом возрасте, а других человек стыдится всю жизнь. Некоторые из них в корне меняют судьбу. Твой отец — не исключение. Итак, одна зеленая тетрадь — и возможность начать все сначала.
— Почему вы думаете, что отец отдаст ее вам? Может, он не захочет ничего менять?
— Менять? — возможно. А вот вернуть… Есть вещи, за которые можно жизнь отдать: любовь, например. Но мне не нужна его жизнь. Точнее, она и так в моих руках.
Игорь подавленно молчал.
— За все, что человек хотел исправить и не исправил, он несет вину, как творец за нетворенное творение. Здесь можно было рассказать историю его вины, и даже оправдывающие ее причины: усталость, бедность, неудачи, жалкая жизнь, несчастная любовь, и как некстати все совпало… Когда-то твой отец отрекся от себя самого. Чтобы успокоить свои изнеженные нервы, он отрекся от своих обязательств, снял их с себя как мучительные ботинки.
Лехина парализация вдруг прошла.
— Что за мура? НикНик не ответственный? Это он — ха-ха! — не ответственный? — выскочил вперед Леха и тут же, словно на резинке, отлетел обратно, оттащенный Игорем за капюшон куртки.
— Ответственность бывает разная. С ним случилось то, что обычно случается с обычным человеком. Обычное предательство.
— НикНик предатель? Вы офигели? Да он вообще идеал!
— Вы просто не видели идеалов, вам не с чем сравнить. С новым веком пришли другие люди. Непрочные, неблагополучные, малодушные, торопливые. Мимолетные. Он не исключение. Исконная борьба между долгом и чувством кончилась полным поражением и того и другого.
— НикНик — мимолетный? Ёпрст! Вы что из своего подвала знаете, что на самом деле происходит?

Черный человек засмеялся, но как-то сухо и не заразительно.
— Сейчас вы мало что поймете, но главное не ускользнет от вас. Его второе «я» находится в моей власти. Стоит мне захотеть, и… <…>
Потерять себя — это страшно, не так ли?
— Допустим, мы принесем тетрадь. И что тогда? — спросил Игорь, чувствуя, как этот властный и спокойный голос уничтожает его уверенность.
— А тогда никто ни о чем не пожалеет. Возможно, — в голосе говорившего промелькнула усмешка.
— Мы все знаем! — вдруг ни с того ни с сего выскочил вперед
Леха. — Игорь! Это Он! Это ему послали «Ведомости» и глаз!
Человек засмеялся, подал псу знак.
— Чарлик! Назад! — Леха мгновенно вспомнил, что было с собакой в прошлый раз.
Но и тут Чарли повел себя ну очень странно, можно сказать, не по-товарищески. Вместо «назад» он предательски завилял хвостом и подался вперед, а потом и вовсе послушно подполз к подножию трона и лег перед перед Ним, высоко задрав морду. Человек что-то сказал ему вполголоса и дал в зубы какой-то предмет.
— Чарли, фу! Что вы ему даете, нашему собаке? — крикнул Леха, путаясь от негодования в словах.
— Подсказку. Аванс. Доказательство.
— Доказательство чего?!

Глава 31. Мумией одаренный
— Там сидел какой-то человек, лица видно не было. Он, как я понял, ждал не нас, а тебя. Сказал: передай ему — то есть тебе, чтобы ты передал ему — то есть ему, то, что у тебя есть, а у него нет. Требовал какую-то зеленую тетрадь. Ты, мол, знаешь, какую. И тогда он все исправит. В доказательство он тебе что-то послал, но не полностью, а только половину. Аванс. Отдашь зеленую тетрадь — получишь вторую часть. Таково его условие.

— В какой-то момент этот фараон крутанулся на своем «толчке», с кем-то поговорил, мне даже показалось, что лязгал чем-то. Знаешь, он так себя держал, будто не в комнате три квадратных метра сидит, а в космосе. Намекал, что у тебя есть какая-то информация. Предателем тебя обозвал. Он уверен был, что ты все поймешь. Леха наш, кстати, не струхнул. Хотя, пап, там, скажу честно, было страшновато. Особенно в первый момент, и когда он речь толкал, про вину твою какую-то, — невольно содрогнулся Игорь. — Кстати, Лехин узнал в этом черном человеке того, у кого он в первый день был и кому «Ведомости» нес и не донес.
Помнишь, ты как-то рассказывал про двойника Петра? Ну… ты еще говорил «медиум», а я не понимал, и ты объяснял, что это как бы посредник, связник между мирами… между прошлым и настоящим. Вспомнил? Вот я и подумал, может, эта мумия и есть Медиум? Чушь, конечно, но в тот момент, по крайней мере, ничего умнее в голову не пришло. С чего он взял, что знает тебя, — я еще могу понять, но с какого панталыку он решил, что ты знаешь его? Он все гундел, что ты ему нужен для какого-то дела и что ты от нас что-то скрываешь… — Игорь немного помолчал, — не объяснит ли чего отец, но тот внимательно смотрел на сына и ждал продолжения. — Почему-то он уверен в том, что может повлиять на твою жизнь, и ты, дескать, от этого не откажешься. Говорил, что «у тебя есть шанс». Воспользуйся им, и это поможет «все исправить». И передал тебе «аванс» — этот гребень. Вроде все.

— Гребень, стало быть, от него подарок, — озадаченно усмехнулся Круглов.
— А что такое «медиум»? — встрял Женька.
— Это специальный человек, который поддерживает связь между мирами. Медиумы умели входить в контакт и с умершими, и с потомками, — ответил Игорь.
— «Контактер», что ли?
— Типа того.
— Ты смотрел «Привидение»? Там негритянка прикольная была, она — медиум?
— Но тут надо понимать, — стал объяснять Женьке Игорь, — если медиум «вне ситуации», это на здоровье, а если он начинает пользоваться своими умениями во зло, это уже…
— Слушай, не смеши мои шнурки. Какие медиумы? Какие связи между мирами? Ты совсем, что ли, съехал?

Глава 35. Чики-пуки
2. Медиум. Не нравится он мне. Чарлик из-за него заболел. На  дядь Колю наезжал. Записываю в «Против».
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
— С Голосом вообще непонятка. Проверка на собаку? Вроде служит Медиуму (или кого он там хозяином называл?).

Глава 37. Ночной разговор
— После разговора с этим, ну, которого я принял за Медиума… — начал Игорь.
— Почему принял? Это и был Медиум.
— С чего ты взял?
— В этой истории рано или поздно он должен был появиться. Но ты говори, говори, я слушаю.

Глава 38. Маленькая энциклопедия предательства
— Ну, давай, заново. Есть «черный человек», личность без лица… Один из печатников адресует ему слова, которые передает с Лешей, — что-то такое несогласное…
— Все это совершенно не увязывается. Зачем печатнику сообщать про свое несогласие какому-то Медиуму? — запальчиво спросил Игорь.
— И непонятно, и странно. Идем дальше. Вы попадаете в тронную комнату, — Круглов поставил на пресс карандашницу и посадил на нее коробку из-под скрепок. — Этот фантом ведет себя как резонер и подбрасывает через вас с Лешей мысль о том, что может «все изменить». Вот и с Сашенькой меня свел. Такой аванс, как он считает, я обязательно захочу отработать… чтобы снова не потерять Сашеньку. <…>
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
— Пап, да что от тебя хочет получить этот Медиум? Он сказал: «То, что есть у тебя, а у него нет». Что? Зеленую тетрадь? Она же сгорела. Ее практически не существует. Зачем ему полусожженные листы, тем более, ты сам сказал — осталась только незначительная часть. Что ему надо?
— А ты как думаешь?
— Как минимум, текст завещания, — предположил Игорь. — Хотя тут тоже вопрос: зачем оно ему? Все уже состоялось, все рады-довольны, история завершена.
— А как максимум?
— Понятия не имею.

— То есть, получается, что в этот-тот исторический момент проблема мятежного печатника еще не решена? И от того, сможет ли Медиум использовать тебя, зависит, как будут выглядеть неизвестные детали истории, которые откроют нам исследователи вроде тебя?

— Или наоборот: чтобы завещание не прошло к потомкам. Официальная история уже состоялась: реформа квалифицирована как благо для России. И чтобы не портить эту официальную историю мнением какого-то печатника, которое «вдруг» может обнаружиться, всплыть из ниоткуда, Медиум всеми силами противодействует этому.

— Единственное, что важно Петру, — уникальное мастерство печатника, который один может делать прекрасные книги в новой графике; Медиуму сначала тоже было это важно, пока кто-то не донес, что Карара задумал нечто против власти.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
— Тот, кому выгоден заказ? Папа, что же ты так долго молчал? Получается, есть ответ на вопрос, для чего кто-то из печатников передает Медиуму что-то несогласное!

Глава 44. Белокопытов и другие
Это же в корне все меняет! Раньше они думали, что это им Медиум улики подкидывает, загадки подсовывает, чтобы с толку сбить. Но если «через стену» — на кой ему такая <…> ?
И что еще непонятно — эти улики только в кафе работают? Или в жизни тоже? <…>

Сейчас Бегущая представляла для Лехи центр тайны, без всякого промежутка переходящий в длинный коридор с пятнадцатью дверями, за которыми скрывалась печатня с ее обитателями, тронная комната, черный человек без лица и вчерашние божьи коровки, так подло схватившие Карару.


Полундра и ее антураж
Глава 2. Странный конверт, амбидекстр и два полушария
Круглов вошел в редакцию и огляделся. Все как всегда: по одну сторону — флагшток, установленный для пущего морского антуража, а по другую — большой шкаф по прозвищу Бурундук.

Глава 3. Кому угрожает опасность?
В многочисленных ящиках старого двустворчатого шкафа с незакрывающимися дверцами можно было найти все: тетрадки, ручки, карандаши, линейки, учебники, справочники, словари, скрепки, дырокол и даже ручку-вставочку, какими писали еще в середине прошлого века. Что-то «забывали» дети, что-то регулярно покупал сам капитан (не мог же он подвести своих полундровцев). Этот шкаф (что-то среднее между буфетом и комодом) был старым другом флагштока, поэтому и окрестили его когда-то тоже «по-морскому» — «рундук». Услышав непонятное слово, кто-то обозвал его «бурундуком». Сходство с запасливым зверьком понравилось, теперь так и стали говорить: «Возьми у Бурундука», «Бурундучок, дай колпачок».
Осчастливленный Никита испарился.

Глава 4. Верстать всех наверх!
Дети «Полундры» болтали, кричали, разливали кипяток в разноцветные чашки со щербинками, шуршали обертками от конфет, возились, суетились, — в общем, привычным способом настраивались на работу.
Две Катерины (живое опровержение сплетен про девичью дружбу) уже заняли пункт стратегического наблюдения на диване; Маша, примостившись рядышком, проводила дежурную инспекцию красоты. Даник глянул на нее искоса и коротко гоготнул, увлекши в смех обеих Кать, но стоило Машенции поднять бровь, — снял лицо и томно ушел в наушники.

На Портал — сетевое сообщество школьной прессы — «Полундра» подсела сравнительно недавно.
Как представитель поколения, выросшего вдалеке от плодов Силиконовой долины, Круглов был немножко ретроградом и на глобальную сеть смотрел с недоверием. Но постепенно втянулся, даже заполнил сетевое Досье на «Полундру» и, под нажимом ребят, отправил на Портал несколько номеров газеты. Отзыв, который пришел в редакцию спустя некоторое время, показался Круглову дельным.

Глава 5. Паззломания или берем то, чего не было
Старпом поднял черную метку (по традиции она извлекалась на свет с голубым рупором и полосатым ковриком и во время перепалок использовалась для экономии сил — вместо выкриков, причем работала с двух сторон: черной сигналили о несогласии с выступант%PTм, зеленой — наоборот; почему эту безобидную черно-зеленую карточку назвали «черной меткой»? А что бы вы хотели услышать в редакции, носящей гордое моряцкое имя «Полундра»?):
— Тихо! Слово предоставляется Старостину, он коротко и по существу выразит свои претензии к оппозиции в лице Мани. Вопли запрещены.

В «Полундре» было такое правило: если кто стоит на коврике, — должна восстановиться тишина.

Глава 14. Случайности и закономерности
Как только прозвенел звонок, Ритка понеслась в редакцию. Увы, Николая Николаевича там не было. Пропал и огромный выводок папок, над которыми он весь день чах. Одинокий флагшток вышел на «Полундру», но не закачался, а словно задумался.

Глава 15. Вся правда о Лиловом друзике
Хотя вторник не совещательный день, флагшток то и дело менял свое настроение, дверь хлопала, Бурундук качался. Почти вся сознательная часть «Полундры» (кроме Ритули и Звонарева) плюс несчастные «волонтеры», заловленные разъяренным Вадиком при выходе из раздевалки, были брошены на раскрас тиража — последний выпуск вышел на взлетную полосу. В какой-то мере это было знаковым событием. После этого номера редакционная артель, наконец, собиралась дружно перепрыгнуть в Спецвыпуск.

— А вот тут у нас флагшток, — начала экскурсию Маня. — По нему мы определяем — шторм сегодня в редакции, аврал или штиль…
— А вот тут у нас Многоуважаемый стенд — по нему мы определяем водоизмещение номера, — не удержался и весело передразнил Машку Старпом, — больно уж значительный вид напустила она на себя.
— А вот тут у нас Вадик Дубровский, — без приглашения встрял Едкий. — Почетная и заслуженная фок-мачта на нашем корабле.
— Данечка Едкий! Ты гика-шкот на акростоль-то не клади, — ласково предупредил Старпом. — Я ведь выведу тебя на чистую палубу, — и расплылся в улыбке, подмигнув новенькой — так, будто чего-то не договорил. Та теребила свою ленточку и, как показалось Данику, смутилась. Этого смущения от нее и ждали. Сейчас она должна встряхнуть своей любимой челкой и спросить, что такое гика-шкот и акростоль, не говоря уже о фок-мачте. Но девочка не повелась на засаду и только поинтересовалась:
— А этот, с кем знакомиться, он кто?
— О! — Даник даже присвистнул. — Это наш пыточный резервист.
— Ага. Как чиркнет тебе по ватерлинии, не оклемаешься, — подкинул Дубровский, который после удачного залова волонтеров у раздевалки просто излучал доброту. И прибавил, уже специально для Марины, — Он тех, кто пришел подвизаться юнгой, испытывает.

— Сначала долго-долго вынашивается идея, — Маша дождалась, пока эти балаболы наговорятся, и снова приняла вахту. — Обычно начинаем отсюда, — девочка указала на колонку с официальным заголовком «Издательский план».
Марина пробежала глазами список тем.
— А кто это писал?
— Да кто угодно. Как в голове у кого-то всплывает что-нибудь ценное, — человек подходит, чирикает на листочке, прикрепляет сюда. Видишь, почерки разные. Потом это все висит. Одобряющие ставят плюсики. Вот, Данька могильный крестик нарисовал. Это значит — он «против». А вот императрицы наши Екатерины, Первая и Вторая, — Маша оглянулась на Катенек, — они обычно воздушные шарики рисуют: вдохновились, значит. Вообще-то, достаточно всего лишь присандалить якорек — заякорила тебя тема, то есть.

— Позвольте представить — вот он, резервист Друзик. Наше ноу-хау. Если хочешь, чтобы твоя тема прижилась, пишешь ее на малепусенькой бумажульке и кладешь в белый ящик. Вот сюда.
— И что будет?
— Она там пропарится, просолится, Друзик ее переварит и вынесет приговор.
— Короче, пиши, — окончательно сменил Машенцию на ее посту Старостин. — Только никому не показывай.
— Что не показывать? — не сообразила Марина.
— Тему! Даник, что стоишь акростолем, обеспечь нам экономный кусок бумаги.
Едкий Даник, давно сдерживающийся, чтобы не потретировать новенькую, подошел к шкафу, поклонился ему в пол и произнес:
— Бурундучок, дай клочок!

— Теперь, Маришечка, твоя очередь кидать ценный совет. Взамен полученного. Пиши! — Вадим протянул Марине новый клочок.
— Что писать?
— Ты же тему родила? Совет получила? Едкому в рог дала? Теперь делись — извлекай из своей головы * ЦэУ * для будущих поколений. Так обеспечивается круговорот советов в природе.
— Ты должна в полной мере освоить механику действия нашего Друзика. Без него — никуда.

Демонстрация этого аттракциона и фокуса, — а со временем все люди «Полундры» стали специалистами в этой области, — непременно проводилась для каждого новичка. «Проводники» вкладывали в нее всю душу. А если б даже и не вкладывали! Все равно успех представления был неизбежен.

Глава 16. Треугольные паруса
Друзик все так же невозможно лилел на законном месте, и в лабиринте его ящиков и ящичков терпеливо дожидались своего часа новые фишки и приколы, пожелания и мнения.

Про паруса он не то чтобы позабыл, — запретил себе вспоминать. И никто в «Полундре» не знал, что Даня разбирается в них не хуже бывалого моряка. Морские словечки-выкрутасы, гуляющие по редакции, его не задевали: в «Полундре» их употребляли как-то «понарошку», типа: «Даст мама леером по корме», «Иди ты левым галсом».

Глава 20. И смайлики кровавые в глазах
На этот случай имелся «Многоуважаемый стенд», как называли его «полý ндрасы».
Да, прямо так. Имя: Стенд. Фамилия: Многоуважаемый. Это был не просто обширный пробковый полигон, утыканный разноцветными кнопками и флажками, отмечавшими места сражений и атак, а действительный и полномочный организатор, молчаливый тайм-менеджер жизни редакции. Он же своеобразный чат off-line, где каждый мог оставить реплику по делу (или без): «Кто живой, передайте: мне срочно нужен Вадим. НН», «Машка, довыпендриваешься! Рисунки на бочку! Доброжелатель», «Статья о моржах плавает в папке последнего номера. Зю», «Мы спим в буфете. Никита».

Еще несколько лет назад на этом месте у  двери рядом с флагштоком висел обтянутый дерматином деревянный монстр с выцветшими местами буквами «Пионерская дружина на марше». Он, собственно, и получил от Круглова, всегда с почтением относившегося к старине, звание «Многоуважаемого». Но дерматиновый век не бесконечен, и на смену громоздкому чудищу явился современный и функциональный красавец. А прозвище осталось.
Кроме записок «на все случаи жизни», здесь толпились уведомлялки о грядущих заседаниях, о днях рождения и даже личные воспоминания. Но одним из стратегически важных крыльев Стенда, несомненно, был «Издательский план». В начале каждого учебного года белый, как сливочное мороженое, лист с таким названием возникал на пробковом поле. И каждый, у кого в голове вспыхивала тема, оставлял там свой след. Рядом с вкинутыми таким образом идеями люди «Полундры» ставили автографы или смайлики (как всегда делал Вовка), или жирные крестики (по примеру Мали). Между тем, идее-запас создавался неслабый — порой из одного учебного года неиспользованные придумки перетекали в другой, а то и дальше.

Глава 21. Гвардеец на букву «С»
Ни одно, даже самое серьезное обсуждение, не обходилось в «Полундре» без громко прихлебывающих, аккуратно отпивающих и осторожно дующих на кипяток граждан.

Чем отличалась команда «Полундры» — это хорошей реакцией.

Глава 45. Вынос мозга
— Ну что, друзья мои. По местам стоять, со швартовов сниматься. Начинаем вынос мозга? — Вадим подошел к флипчарту, повертел в руках маркер, большими буквами изобразил на листе: «Полундра». — Николай Николаевич, прошу на капитанский мостик, — и широким жестом открыл Главному Редактору путь к доске.