Школа. Инструкция по выживанию
Я долго думала об этом задании, представляя свою работу в разных позициях. Наконец, мысль созрела, и я бросилась за карандашом и блокнотом — облекать ее в ткань из слов.
Это — мысль об образовании, школе. Но не о самом здании с охровыми стенами, такими соблазнительными запахами свежевыпеченных булочек из столовой, с прямоугольниками света из окон спортзала, лежащими на снегу, который еще не успел убрать дворник, угрюмыми школьниками с портфелями, щебечущими стайками старшеклассниц, лучащихся счастьем мамочек, папочек и бабушек с дедушками, ведущими дитять в нарядных пуховичках с хвостиками и бантиками в школу. Над крыльцом развивается в пурге и ошалело хлопает, как птица — крыльями, на ветру, плакат, который забыли убрать еще с первого сентября. Красными буквами там выведено:
«Школа — дом знаний!
Первое сентября у нас!
В добрый путь, в добрый час!
Все задания — пусть будут выполнены;
Одиннадцать лет как миг пройдут!
И обязательно напрашивается продолжение (ничего неприличного, лишь слова великого классика):
«И долгожданная Темницы рухнут и Свобода
Нас встретит радостно у входа,
И братья меч нам отдадут!»
Примерно так и случится.
Социальные институты, секреты общества и с чем их едят
Я решила рассмотреть школу — как социальный институт, тесно связанный с государственным аппаратом. Всем наверняка известно, что (формула давления на читателя, избегай) система образования контролируется государством, но суть не в этом. Социум — то общество, в котором мы живем, формирует наше сознание. И вот представьте — каким этот социум будет через двадцать лет? Как измениться мировоззрение человека, который свято верит в демократию, например: он, ярый либерал, придерживается исключительно новых взглядов, но, будь он хоть трижды здравомыслящий и нормальный, в обществе, состоящем из одних консерваторов, и уже не тех английских лордов — убеленных сединами аксакалов, выходящих из Роллс-ройсов тристалетней давности, которые отчаянно цепляются за обрывки уплывающих в прошлое традиций, как утопающий моряк в сумасшедшей попытке спастись, цепляется за корму горящего корабля, что медленно погружается под воду! Это общество XVII — XVIII века, и где нет ни одного человека, чьи мысли пришлись бы, например, по вкусу и показались бы вполне новомодными людям двадцатого столетия. Медленно изменится его стиль мышления, он поддастся угнетающим обстоятельства, и станет таким же, как они.
Человек не своей эпохи (+)
Ну, правда бывают и исключения. Вспомните германский императора Фридриха II, сына того самого рыжебородого Барбароссы, практичного от мозга до кости человека, считавшего, что все начинающиеся баталии можно уладить либо деньгами либо честным боем, только разгорающейся еще на горизонте красной зорьки эпохи рыцарства. (из этой фразы сына надо убрать, тк все относится к папе)
А вот сын его — умелый дипломат, имевший прекрасное образование, знавший несколько иностранных языков, написавший немало стихов и целую книгу о соколиной охоте (в то время как и через триста лет после него некоторые императоры с трудом будут уметь поставить вместо подписи крестик) будучи христианином, он знал все религии и не только монотеистического вероисповедания, поддерживал отношения и с Ватиканом, считал, что словом можно уладить любые конфликты, которые могли повлечь за собой реки крови. Он до такой степени отличался от людей того времени, что они не могли понять его. Человек не своей эпохи, он умер в одиночестве, на том и закончилось время правления династии Гогенштауфенов.
Но это тоже несколько другая история. Я же хочу сказать, что будущее общество — население страны формирует именно образовательная среда, которая задает образцы поведения, разграничение понятий созидания и разрушения, добра и зла, и типы коммуникации (общения), создавая из подрастающего поколения и личности, которые составят через один-два десятка лет общество. Именно от школы зависит, какими будут эти люди в будущем, не только их личном, но и будущем своей страны, своего мира.
Царскосельский лицей (причем тут он?) и его история
Давайте рассмотрим такую ситуацию. В своем романе «Пушкин» советский историк-литератор Юрий Тынянов рассказал, что Михаил Михайлович Сперанский — общественный деятель и реформатор первого десятилетия правления императора Александра I, воодушевившись идеей мануфактур и ограниченной монархии Англии, стилем жизни Европы, решил попробовать подтолкнуть Россию к дальнейшим изменениям, направленным на ограничение самодержавия русского монарха, и создал проект высшего учебного заведения, которое именовал «особенным лицеем».
Привожу цитату из романа: «Рабство развращало и рабов и господ… Была и еще помеха: старые чиновники были все развращены, секретари брали взятки, начальствующие ленивы и роскошны. Нужно было не только нечувствительно переменить чиновников, но и создать новых людей». И вот по «образу и подобию» древнего афинского ликея, был создан тот самый Царскосельский лицей, о котором мы так много слышим. «Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село».
Слова гения — об этом самом лицее, который стал для Пушкина и многих его сокурсников надежной опорой и оплотом юности. Дружеские узы, которые возникли во время учебы, каждый из них пронесет через всю жизнь. Но, обратимся же вновь к роману Тынянова «Они составляли одно общество, без всякого различия в столе и одежде, как древний ликей, преподавание велось на русском языке; в их образе жизни и взаимном обращении наблюдалось совершенное равенство… Судьба будущего государства ими подготовлялась». Множество дисциплин (среди них логика, красноречие, системы отвлеченных понятий, естествознание, наука нравов, география и бель-летр, что в переводе с французского означает «изящная литература») какие изучались и в античной Греции, полная изоляция от родственников, отсутствие телесных наказаний «не ради вольностей дворянских, а потому что это унизительно и на всю жизнь запоминается» создавали людей совершенно нового склада ума, экономистов, либералов, чтящих, однако, и старые традиции, дипломатов, политиков, призванных менять судьбу своего государства.
Но вот что из этого вышло?! Реформаторов, постепенно сужающих полномочия царя и создающих парламент, из этих юношей не получилось, — кто подался в военные, в послы иностранных государств, в служащие министерств и чиновников, а кто вовсе — в декабристы (хотя их можно именовать политическими деятелями, но, тем не менее, революционеров трудно назвать реформаторами). Лишь один человек (Модест Андреевич Корф) стал политическим деятелем, возглавив в 1855 году Негласный комитет, однако это было уже при другом монархе и намного позже идей Сперанского. А Горчаков?
Таким образом, формирование будущего общество напрямую зависит от образовательных учреждений.
Доведи мысль! Не бросай на полпути.
Собственно, серия книг
Теперь, после долгого вступления, не грех и начать говорить о деле. Хотя нет, я шучу. Я рассчитываю на серию книг из пяти частей. Это — своеобразное руководство для родителей, учителей, директоров, лекторов и педагогов, которые с точки зрения психологии индивидуума и психологии личности подскажут правильную линию поведения на каждом этапе развития.
1 часть — про маленьких детей. Я сама, конечно мало что помню о своем раннем детстве, только отрывочно и самые яркие события, может, еще по фотографиям. Но попытаюсь что-нибудь рассказать. (у тебя другая задача — ты делаешь книгу для тех, кто захочет написать ее на «твою» тему, ты — проектировщик. То есть — не пишешь саму книгу, а работаешь как мастер — ставишь задачи будущему писателю. Перечитай установочный урок)
В возрасте от нуля до двух-трех лет ребенок основывает свою деятельность на восприятии информации. Предметность восприятия доминирует над целостностью уж тем более осмысленностью. В переводе на человеческий язык это значит, что ребенок в коляске видит яркую птичку на дереве: красно-желтый фонарик, ярко выделяющийся на фоне зелено-летных пятен ЗПТ пронизанной солнцем листвы. Он видит птичку, может, интуитивно отделяет ее от дерева, но не может понять — далеко она от него или близко, маленькая она или большая, и, уж конечно, не делает из этого никаких выводов. Мозг в этот период получает информации во много раз больше, чем на любом другом этапе жизни. Ребенок знакомиться с окружающим миром, для него каждый день становиться приключением, путешествием. Важное значение здесь имеет форма организации времени (расписание дня, иными словами).
Раннее детство — период с года до трех. Ребенок развивает моторику (движения рук, ног, туловища) а затем и мелкую моторику (движение пальцев и кистей рук). Головоломки, разевающие игрушки очень важны. Здесь нужно — говорить с детьми, рассказывать им все, показывать. Мне самой кажется немного странным — вы говорите дитяти в пеленках о смысле понятий добро и зло, о моральной этике и нравственных ценностях, а он, чувствуя интонации вашего голоса, он, не понимая смысла сказанного, предполагает, что его, наверное, не ругают за проделку, а хвалят, и в ответ гулит и улыбается.
2 часть — про детей от трех-четырех лет до семи. Надо расширять кругозор. У маленького человека формируется осознание своего собственного «Я», они начинают самоутверждаться. Постепенно коммуникативная функция срабатывает: ребенку становится необходимо общение со сверстниками. Тут важно отдать ребенка в кружки по интересам, часто ходить в кино, в театр и в разные музеи, читать ребенку вслух, пока он сам не научиться. Здесь родители должны уделять детям много внимания, бессознательная память включается, жадно впитывая информацию, как сухая губка — воду. Важно также развивать познавательные процессы (память, мышление, внимание, воображение).
3 часть — начальная школа. Школа сама по себе открывает новый этап развития ребенка. Здесь ребенок учится находиться в коллективе, школа должна задавать парадигму взглядов, формировать у маленького человека желание учиться, не препятствовать его контакту со сверстниками. На этом этапе развития главное — заложить в формирующийся характер ребенка понятия о вечных ценностях, о «красном и черном драконе», как сказал бы мой преподаватель Айкидо, читая нам нравоучительные лекции после того, как сам же опоздал на занятие, задержавшись в пробке, и нашел нас не тренирующимися, а отдыхающими.
4 часть — средняя школа. Непростая пора. Я сама еще сейчас в средней школе, поэтому не могу с уверенностью судить об этом, но сказать точно могу: в школе не развивают образного мышления. Лишь наглядно — действенное мышление разевается и формируется в приоритете (вот вам, дети задача наглядитесь ан нее хорошенько и решайте, а через двадцать минут тетрадки должны лежать у меня на столе. Действуйте!) Конечно, я утрирую, но, в общем-то, так оно и есть. Результатом учебной деятельности является обогащение самого ученика знаниями.
Это краткая памятка для учителей, если они вдруг что забудут:
- Всегда ищите возможность организовать мозговой штурм
- Сравнивайте все, что только можно сравнить
- Классифицируйте
- Поощряйте творчество
- Поощряйте учеников мыслить критически на занятиях
- Не спешите предлагать детям способы решения проблем +
5 часть – старшая школа, ВУЗы. Выбрав свою будущую профессию, сдав экзамены, школьник становиться студентом. Конечно, это воодушевляет: новые правила, новые люди, новая жизнь. Если в школе изучаются все предметы, то здесь предпочтение отдается отдельным предметам, тем, которые студент выбрал, и они уже изучаются в более конкретной форме, подготавливая его к профессиональной деятельности. Предмет профессиональной деятельности отторгается от человека (архитектор — дом, врач — здоровый пациент, художник-картина). Организация профессионального образования должная отличаться от школьного образования. Нарду с учебной деятельностью необходимо вводить квазипрофессиональную (практику — «квази» лат. — кажущийся) деятельности переходить к профессиональной. Иначе сработает старая добрая поговорка: «Ты пришел на работу. Для начала забудь все, чему тебя учили. Я сейчас покажу тебе, как надо работать».
Умозаключающее умозаключение, в общем the end
Дитя, подросток, взрослый, важна суть — это человек. И наше общество зависит от того, как будут воспитывать современную молодежь. Конечно, нам не парламент создавать (А жаль, сказал бы непременно Сперанский), но настанет время и мы — современные дети придем на смену этому обществу. И будет ли в нас созидательная искра, настраивающая на развитие?! Подумаем же о том обществе, которое мы создадим! Демократия ли, монархия или социализм — важны сферы общества и люди, создающие их. Важен социум, ведь без социума человеку — некуда.
Дина, разберись с концепцией проекта. Тема как задумка — интересная. Но как ты ее будешь разыгрывать? Предлагаю применить твою памятку (представь, что ты учитель, а автор — ученик).
01.06.2015 21:40:02